• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»Исследовательские проектыРазработка нормативной и методической основы создания и функционирования советов общеобразовательных учреждений (включая анализ международного опыта, экономических аспектов деятельности советов общеобразовательных учреждений, корректировку и расширение комплекса нормативно-правовой базы, обеспечивающей их деятельность)

Разработка нормативной и методической основы создания и функционирования советов общеобразовательных учреждений (включая анализ международного опыта, экономических аспектов деятельности советов общеобразовательных учреждений, корректировку и расширение комплекса нормативно-правовой базы, обеспечивающей их деятельность)

2004

В ходе выполнения научно-исследовательских работ разработаны предложения по изменению нормативно-правой базы, обеспечивающей организацию и деятельность Управляющих советов общеобразовательных учреждений. Представлен проект комплексной программы мероприятий по поддержке становления Управляющих советов общеобразовательных учреждений и комментарий по ее использованию. Выработаны методические рекомендации по созданию и функционированию Управляющих советов общеобразовательных учреждений для различных категорий участников деятельности советов.

Цель проекта: Сформировать научно-методическую основу создания и функционирования Управляющих советов общеобразовательных школ.

Задачи проекта:

  1. Разработать предложения по изменению нормативно-правовой базы, обеспечивающей организацию и деятельность Управляющих советов общеобразовательных учреждений, разработать рекомендации по использованию существующей нормативно-правовой базы для создания Управляющих советов в экспериментальном порядке.
  2. Разработать проект комплексной программы мероприятий по поддержке становления Управляющих советов общеобразовательных учреждений.
  3. Разработать методические рекомендации по созданию и функционированию Управляющих советов общеобразовательных учреждений для различных категорий членов советов.
В работе учитывался законопроект № 399898-3 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" (в части управления общеобразовательными учреждениями)", внесенный в Государственную Думу РФ 3.12.2003, а также пакет проектов нормативных актов, соответствующих вышеуказанному законопроекту, разработанный в предыдущих научно-исследовательских работах.
В ходе работы по усовершенствованию обозначенных нормативных актов был проведен экспертный анализ всех замечаний, полученных на законопроект от региональных органов власти и отдельных экспертов. Был проведен анализ школьных законодательств Германии, Англии и ЮАР, обеспечивающих юридическую основу деятельности Управляющих советов, с точки зрения применимости для нашей страны.
В результате проделанной работы разработаны предложения по внесению изменений во внесенный проект закона № 399898-3 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" (в части управления общеобразовательными учреждениями)", фактически разработана его новая версия.
В соответствии с новой редакцией законопроекта был разработан пакет взаимосвязанных нормативных документов, который бы обеспечивал реализацию предложенного законопроекта: 
  • проект Постановления Правительства России "О внесении изменений и дополнений в типовое положение об общеобразовательном учреждении";
  • проект нормативного акта федерального органа исполнительно власти в сфере образования "Положение об управляющем совете государственного (муниципального) общеобразовательного учреждения".
  • методические материалы по порядку выборов и кооптации членов школьных управляющих советов, а также по распределению полномочий между УС школы и ее директором.
Представленный комплекс взаимосвязанных документов различного уровня (Федеральный Закон - постановление Правительства - документ Минобразования) задает необходимую основу для становления УС общеобразовательных учреждений как органов, реализующих в сфере общего образования принцип закона "Об образовании" о демократическом, государственно-общественном характере управления образованием.
Результаты данного направления работы над проектом были заслушаны на заседании Координационного совета Министерства образования РФ, февраль 2004г.посвященного нормативно-правовому обеспечению становления и деятельности Управляющих советов. Участники совещания одобрили в целом пакет нормативных документов, обеспечивающих практическую реализацию указанного законопроекта.
Подготовленные предложения по нормативно-правовой базе уже сейчас используются экспертами Комитета по образованию и науке Государственной Думы РФ при доработке законопроекта ко второму чтению.
Ввиду того, что в инициативном порядке УС с предусмотренными законопроектом полномочиями могут создаваться и в рамках действующего законодательства, рабочей группой были разработаны рекомендации по внесению изменений в уставы общеобразовательного учреждения) тех школ, которые готовы участвовать в апробации модели Управляющих советов в экспериментальном порядке.
Принимая во внимание, что эффективное введение в действие представленного законопроекта нуждается в значительной подготовительной работе, весьма желательна практическая апробация всего комплекса документов в нескольких субъектах Российской Федерации.
В целях подобной апробации был разработан проект комплексной программы мероприятий по поддержке становления Управляющих советов общеобразовательных учреждений.
Программа была разработана на основе предложений, поступивших от региональных экспертов, которые смогли обобщить прошлый опыт работы различных органов самоуправления школы и на основе анализа материалов, описывающих практику создания Управляющих советов в зарубежных странах.
Комплексная программа была разработана по следующим основным направлениям:
  • Предложения по корректировке нормативно-правовой базы, обеспечивающей создание и деятельность Управляющих Советов в общеобразовательных учреждениях;
  • Разработка научно-методической основы, необходимой для становления деятельности Управляющих советов.
  • Разработка основы для программно-методического обеспечения системы повышения квалификации работников образования и педагогического просвещения населения по проблемам создания и деятельности Управляющих Советов общеобразовательных учреждений.
Сегодня, в соответствии с основными положениями разработанной программы, начата практическая апробация деятельности Управляющих советов в школах пилотных регионов (Карелия, Московская, Тамбовская, Ярославская, Воронежская и Самарская области, Красноярский края, Южный округа г. Москвы). В каждом названном выше пилотном регионе выбираются 2 муниципалитета, в каждом из которых базовыми для апробации УС становятся 2-4 школы.
Первые результаты практического опыта из регионов-участников апробации, были проанализированы экспертами и использованы для разработки предложений по методическому, нормативному и организационному обеспечению процесса создания и функционирования Управляющих советов общеобразовательных учреждений. Комплекс всех разработок по методическому обеспечению создания и деятельности УС был оформлен как методические рекомендации по реализации модели УС для различных категорий, участвующих в создании Управляющих советов на разных уровнях.
Разработанные методические рекомендации легли в основу подготовленных Департаментом общего образования Минобразования и науки РФ "Методических рекомендаций по функциям, формированию и организации деятельности управляющих советов общеобразовательных учреждений". Сегодня рекомендации подписаны и разосланы в экспериментальные регионы, участвующие в апробации по становлению УС.
Начиная с этого момента, можно считать, что завершен первый этап работы, - изучение и обобщение имеющегося опыта, в том числе зарубежного, выработка модели государственно-общественного управления в общеобразовательной школе. Становления школьных Управляющих советов переходит со стадии концептуальной - в стадию экспериментальной практической апробации в регионах России.
Об этом свидетельствует подписанное Министром образования и науки А.А.Фурсенко письмо "О поддержке инициативы общеобразовательных учреждений, органов управления образованием по апробации ими модели управляющих советов общеобразовательных учреждений".
В целом, представленные научные разработки направлены на становление Управляющих советов школа как одного их институтов развития общественного характера управления образованием.