• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Рынок труда в современной России

2010

В 1990-2000-е годы человеческий капитал России прошел через глубокую и масштабную трансформацию. Пути этой трансформации были непростыми, неоднозначными оказались и ее результаты.

С одной стороны, значительная часть человеческого капитала, накопленного при прежней системе, оказалась морально устаревшей и уже не могла найти продуктивного применения. С другой стороны, наблюдался резкий рост спроса на третичное образование: все больше работников выходили на рынок труда, имея дипломы об окончании вузов или техникумов. В результате в межстрановой перспективе ситуация, сложившаяся в современной российской экономике, предстает как достаточно необычная.

Данный проект включает ряд взаимосвязанных исследований,  которые имели следующие цели:

1. Проблемы человеческого капитала. Цель – ответить на вопросы, адекватен ли человеческий капитал, которым располагает современная российская экономика, задачам ее переориентации на инновационный тип развития? Соответствуют ли его количественные и качественные характеристики модели экономики, основанной на знаниях? Какова наиболее вероятная траектория его дальнейшей эволюции? Для ответа на этот вопрос были решены несколько основных задач:

  • осуществлен анализ количественных и качественных характеристик человеческого капитала, которым обладают различные социально-демографические группы российского общества;
  • проведено измерение эффективности использования человеческого капитала;
  • проанализирована эффективность функционирования ключевых механизмов, обеспечивающих приращение человеческого капитала и повышение капитализации российского общества (образование, практический опыт и др.).

Один из главных выводов состоит в том, что на протяжении 2000-х годов спрос на высококвалифицированную рабочую силу, обладающую значительными запасами человеческого капитала, рос, более быстрыми темпами, чем ее предложение. Это во многом объясняет, почему в российских условиях экономическая привлекательность образования для работников – не только с точки зрения их заработков, но также с точки зрения возможностей занятости и ее качества – была и остается высокой.

2. Величина и динамика отдачи от образования в российской пореформенной экономике. В работе использовался метод мета-регрессионного анализа, практически не знакомый отечественным экономистам. Проблема отдачи была помещена, в том числе, в  межрегиональный контекст. Различия в показателях "окупаемости" человеческого капитала между различными российскими регионами очень велики и, более того, отличаются высокой устойчивостью во времени.

3. Связь систем первичной профессиональной подготовки с моделями рынка труда. Основная цель данной работы - анализ влияния институтов рынков труда на формирование системы профессиональной подготовки в странах с либеральной и координируемой экономикой. Не менее важной задачей являлось выявление особенностей этих систем, которые могут быть использованы для реформы российской системы начального профессионального обучения.

4. Проблема дифференциации заработной платы. Целью исследования было проведение обобщения имеющихся эмпирических данных и результатов предшествующих исследований, посвященных различиям в заработных платах в России. При этом в обзор включены работы, не только анализирующие собственно дифференциацию заработной платы, но и рассматривающие отдельные аспекты неравенства (образовательные, профессиональные, гендерные, региональные, отраслевые, зависящие от формы собственности, формальности/неформальности трудовых отношений и т.д.). Для дополнительных уточняющих расчетов были использованы данные Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения (РМЭЗ) за 1991-2008 гг., а также данные Обследования заработных плат по профессиям (ОЗПП) за 2005 и 2007 гг.

Особое внимание было уделено вопросам государственной политики – инструментам влияния на распределение заработных плат, относительным преимуществам и недостаткам различных мер. Был также проанализирован международный опыт.

5. Проблема неформальности на рынке труда. Проведен анализ природы неформальности в современной России, дана оценка масштабов и динамики неформальной занятости, проанализированы причины ее возникновения и  последствия с точки зрения благосостояния и социального благополучия работников.

6. Риски переинвестирования/недоинвестирования в человеческий капитал. Проанализированы расхождения между полученным образованием и его востребованностью на рабочих местах. Очевидно, что в условиях непрерывной эскалации спроса на высшее образование со стороны российского населения эти вопросы приобретают критически важное значение, в том числе – и с точки выработки адекватной государственной политики в сфере образования. Была исследована проблема соответствия между специальностями работников "по диплому" и по их фактическим занятиям. Даны количественные оценки того, насколько в настоящее время велика доля выпускников вузов и ссузов, работающих не по тем специальностям, по которым велось их обучение, и анализируются факторы, которые способны порождать подобные расхождения.

Дальнейшее развитие проекта связано с продолжением исследований неформальности на рынке труда. Собранные в 2010 г. эмпирические данные были активно использованы для анализа широкого круга проблем, выходящих за рамки простого описания неформальности на рынке труда. 

Кроме того, авторы исследования планируют проследить, как отношение к риску и межвременные предпочтения работников связаны с выбором между формальной и неформальной занятостью; как опыт прошлой формальной или неформальной занятости отражается на поисковой активности работников на рынке труда и избираемых ими стратегиях поиска новой работы. Специальное внимание будет уделено выяснению того, как работники относятся к существующей системе социального обеспечения и как они оценивают эффективность ее администрирования государством.

Публикации по проекту:


Вишневская Н. Т. Национальные модели первичной профессиональной подготовки: уроки для России // В кн.: Российский работник: образование, профессия, квалификация / Под общ. ред.: В. Е. Гимпельсон, Р. И. Капелюшников. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2011. С. 516-558.