• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»Исследовательские проектыПрограмма международной оценки компетенций взрослых (Programme for the International Assessment of Adult Competencies, PIAAC)

Программа международной оценки компетенций взрослых (Programme for the International Assessment of Adult Competencies, PIAAC)

2010

Актуальность международной долгосрочной программы оценки профессиональных компетенций взрослых (PIAAC) обусловлена признанием важности компетенций (т.е. динамическим набором располагаемых навыков, знаний и установок) для социального и экономического развития на национальном уровне в целом. Процессы старения населения в развитых странах приводят к естественному расширению (продлению) временных границ трудовой деятельности у взрослого населения, в связи с чем важным становится обеспечение соответствия профессиональных навыков у работников старшего возраста современным потребностям рынка труда.

В контексте политического регулирования данных процессов сформировался устойчивый интерес к таким вопросам, как:

  • какие типы профессиональных навыков наиболее востребованы и необходимы в настоящее время;
  • степень соответствия (а, особенно, несоответствие) имеющихся навыков взрослого населения современным требованиям социально-экономического развития;
  • механизмы приобретения и утраты профессиональных навыков взрослым населением.

Главная цель настоящего исследования:

  • создание развернутой концепции программы Международной оценки компетенций взрослых (PIAAC),
  • проверка валидности тестовых заданий,
  • доработка тестового инструментария с использованием данных пилотного исследования (1500 респондентов).

Программа PIAAC направлена на создание необходимой и достаточной статистической и аналитической базы для решения ключевых политических задач в рассматриваемой области. С этой точки зрения PIAAC становится уникальным ресурсом содействия ведомствам, ответственным за выработку образовательной политики и политики занятости. Так, в рамках PIAAC были получены:

  • страновые оценки результативности систем образования и профессиональной подготовки в контексте взращивания основных компетенций;
  • оценка влияния приобретаемых компетенций на развитие рынка труда, социальное и долгосрочное макроэкономическое развитие;
  • оценка эффективности политических мер, наиболее успешных при организации перехода от «школы к трудовой деятельности», способствующих укреплению позиций на рынке труда социально уязвимых категорий взрослого населения, а также создающих условия для обучения на протяжении всей жизни.

Тестирование взрослых проводится во всех федеральных округах РФ. Выборка для пилотной стадии исследования составляет 1500 человек.

Для реализации программы были разработаны два основных компонента – блок тестовых заданий и базовая анкета. Блок тестовых заданий призван оценить общий уровень грамотности чтения, математической грамотности взрослого населения, а также их способности и навыки решения повседневных задач, формирующих основу для профессионального роста (успешности на рынке труда) и развития других необходимых компетенций.

Использование наряду с тестами анкеты позволило интегрировать в анализ ряд контекстуальных переменных, определяющих наличие взаимосвязи между компетенциями и такими основополагающими переменными, как происхождение, экономическое положение, уровень образования и социальный статус респондента. Получена возможность описать индивидуальные и институциональные механизмы, влияющие на изменения компетенций респондента; описать показатели результативности (эффективности) респондента в терминах успешности на рынке труда и социального положения и соотнести их как с контекстуальными переменными, так и с механизмами, влияющими на изменение компетенций респондента и т.д.

Анкета затрагивала такие аспекты жизни респондента, как возможности образования во взрослом возрасте; проблемы перехода «от учебы к работе»; участие в политической и общественной жизни, вопросы здоровья и проблемы здравоохранения; успех на рынке труда.

Выполнение тестовых заданий респондентом ориентировочно занимало 60 минут. Дополнительно каждый участник тестирования заполнил анкету, время заполнения анкеты – 30-45 минут.

Программа PIAAC предусматривает сбор базовых данных о демографических и образовательных характеристиках людей, а также ретроспективной информации о занятости, перерывах в трудовой деятельности, смене работы, участии в программах социальной помощи и официальных и неформальных программах обучения. Это позволило провести оценку механизмов, посредством которых происходило приобретение или утрата навыков. Респондентам, не умеющим или неуверенным в своей возможности  работать на компьютере, предлагался «бумажный» вариант тестовых заданий, остальной части респондентов – компьютерный.

В 2010 году была реализована пилотная стадия (field test) международного исследования с целью апробации и доработки созданного в 2009 году исследовательского инструментария.

По итогам пилотного исследования совместно с зарубежными партнерами была реализована проверка валидности тестовых заданий, предназначенных для выявления и измерения уровня индивидуальных различий в объеме и наборе приобретаемых компетенций, определяющем успешность индивидуального и общественного развития.

По итогам работы была создана развернутая концепция Программы международной оценки компетенций взрослых, сформулированы основные подходы и требования к формированию тестовых материалов, необходимых для измерения грамотности чтения, математической грамотности и способности решения проблем в технологически насыщенной среде. Полученные по итогам реализованного пилотного исследования данные позволили подготовить финальную версию международного исследовательского инструментария, что делает возможным полномасштабную реализацию программы PIAAC.