• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Международное сопоставительное исследование институциональных моделей контрактных отношений в российских и зарубежных вузах и школах

2010
Подразделение: Международная научно-учебная лаборатория институционального анализа экономических реформ (старый сайт)

В последние годы значительно возрос интерес к сравнительному анализу вознаграждений в академическом секторе. Работы Ong and Mitchell (1998, 2000), the Association of Commonwealth Universities (Kubler, 2005, 2007), Deloitte (2008), а также готовящееся к публикации исследование Cummings et al (2009), - наиболее интересные примеры работ в этой области.

Центр исследований высшего образования – основной зарубежный партнер ИНИИ НИУ ВШЭ по данному исследованию – включает в себя исследователей, которые являются основными экспертами в данной области. Так, их недавнее исследование InternationalComparisonofAcademicSalaries: AnExploratoryStudy (Rumbley, Pacheco, & Altbach, 2008) привлекло значительное внимание как в академических кругах, так и среди широкой общественности (см. публикации в профильных журналах TimesHigherEducation, UniversityWorldNews, ChronicleofHigherEducation, BolletinoAdapt (Italy), Campus Milenio (Mexico), и InsideHigherEducation.com ). Это пионерное исследование было основано на информации по размерам академических вознаграждений в 14 странах.

Вместе с тем, как упоминаемое, так и другие исследования в этой области концентрируются в большей степени на анализе объемов вознаграждений и соответствующих детерминант (таких как стаж, возраст, пол, дисциплина и пр.). Таким образом, открытым и практически не исследованным является вопрос о контрактной основе (и, соответственно, о сравнительной институциональной организации), в рамках которой формируются специфические виды вознаграждений. С точки зрения авторов настоящего исследования, изучение институциональных основ формирования денежных стимулов в академической среде в их сравнительной перспективе является особо актуальным в контексте решения задач институциональных реформ в сфере высшего образования и построения исследовательских университетов мирового класса.

Цель исследования – сравнительный анализ институциональных моделей контрактных отношений в российских и зарубежных вузах и школах, включающий анализ структуры и объемов денежных вознаграждений и формируемых в рамках соответствующих контрактов стимулов.

Объектами исследования выступают российские и зарубежные учебные заведения, а также преподаватели учебных заведений. Предметом исследования является взаимосвязь между структурой и институциональным устройством рынков образовательных услуг и политикой оплаты труда и организации контрактов между преподавателями и администрацией учебных заведений.

В исследовании были поставлены и решены следующие задачи:

  • подготовлены детальные аналитические описания особенностей системы контрактных отношений и академических вознаграждений по 28 странам мира, выполненные на основании разработанного в рамках проекта унифицированного инструментария;
  • выделены основные модели институциональных моделей контрактных отношений в академической среде, что сопровождалось анализом объемов и структуры академических вознаграждений в рамках каждой из этих моделей.
  • В работе был проведен сравнительный анализ результатов введения новой системы оплаты труда в российских школах и помещение этих результатов в международный контекст.

В ходе исследования была сформирована международная сеть исследований контрактных отношений в академической среде, объединяющих экспертов из 30 стран мира, с Центром исследований высшего образования (Бостон Колледж) и Высшей школой экономики в качестве основных координаторов.

Достижение данных целей предполагало проведение теоретического анализа, а также сбор и изучение эмпирического материала. Теоретическая часть проекта реализована в рамках методологии институционального анализа с применением теоретико-игрового моделирования взаимодействия экономических агентов. В эмпирической части проекта использовались методы статистической проверки гипотез о существовании взаимосвязей между количественными и качественными (qualitativedata) переменными, регрессионные модели, в т.ч. квантильные регрессии.

Информационную базу исследования составили данные, собранные экспертами – участниками проекта в 28 странах мира. Данные включают:

  • доступную статистическую и аналитическую информацию по структуре и финансированию сектора высшего образования, характеристик преподавателей и преобладающих контрактов,
  • экспертные данные, характеризующие особенности структуры академических зарплат (как внутри, так и вне университетов) и устройства контрактов в разных типах учебных заведений,
  • детализированные данные по структуре академических контрактов и зарплатам (на основе опросов университетских администраторов выбранных стран).
  • Эти данные были дополнены данными по экономической отдаче от образования (OECD and World Bank data), а также данными, характеризирующими экономическое благосостояние и рост (PWT data);
  • осуществлен сбор данных об особенностях контрактных отношений в школах (на примере дневных общеобразовательных школ Калининградской и Новгородской областей) в части условий работы и нагрузки учителей, объемов гарантированных доходов в рамках базовой части учительской зарплаты, а также стимулирующих выплат.
Результаты настоящего исследования могут быть применены при разработке конкретных мер государственной политики в области регулирования рынков высшего образования, разработки эффективного контракта с преподавателями средних и высших учебных заведений, выработке мер по поддержке системы национальных исследовательских университетов в России.

См. также

Моделирование и построение методики оценки специфики формальных и неформальных отношений в структурах государственного аппарата

Рынок высшего образования: влияние институциональных факторов на предложение образовательных услуг

Анализ информационных асимметрий рынка высшего образования

Принципы оптимизации механизмов государственного финансирования высшего профессионального образования

Аналитическое исследование рисков и потенциальных возможностей российского образования в условиях присоединения к Всемирной торговой организации

Формирование методического и правового обеспечения нормативного финансирования реализации программ высшего профессионального образования

Разработка и апробация механизмов мониторинга внедрения моделей государственно-общественного управления образованием и публичной отчетности на уровне образовательных организаций, муниципальных и региональных образовательных систем

Ключевые слова