• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

New Social Youth Movements

2010

The objective of this project was to study recent trends in the transformation and emergence of new forms of youth solidarities (through the examples of Saint-Petersburg and Ulyanovsk).

The goals of this research included the following:

  • Developing theoretical and methodological approaches for studying trends in the change of youth solidarities.
  • Studying the main current trends in new youth solidarities, in particular: (1) factors and vectors of the structuring of modern youth solidarities; (2) major territorial, cultural and social spaces (including the virtual space of the Internet) for the actualization of major forms of youth solidarities; (3) the conditions for the emergence of local or bottom-up youth initiatives; (4) leading actors (political, social, civil actors and public opinion leaders, etc.) participating in the mobilization of youth into solidarities of  different kinds.

This research has the following results:

a) In terms of theory

Developing theoretical and methodological approaches for studying the support for / participation in social movements by young people, testing the possibilities of using a concept of “social movement” to understand a variety of youth solidarities and conceptualize the subcultural, political, religious and value choices of young people.  

b) In terms of methodology

Creating a unique methodology for studying social sentiments among young people as well as identifying the latest trends and focuses of youth solidarities and their resonance amongst a wider youth audience.

c) In terms of new empirical knowledge

Collecting new empirical material describing the spaces, actors and vectors of new solidarities and social participation of young people.

Public debates around different forms of youth activism are now in full swing. The state authorities are taking an active interest in it, so they are developing strategies for youth policies and patriotic education programs, searching for new ideologemes of the spiritual and moral education of young people. Most documents focus on the “political” dimension of youth activism, which is quite understandable. The state is not so interested in youth reality as looking for mechanisms to mobilize youth resources (first and foremost, for political purposes) to recover from a deep social crisis exacerbated today by the global financial and economic recession. 

“Subcultures undermining the moral and spiritual values”, “teenage mothers”, “young people trying to avoid responsibility for the future of Russia and prefering to live together outside marriage”, politically passive and apathetic (in a civil sense) youth become by turns a focus of attention. Meanwhile, the real problems of young people belonging to different strata, spaces or cultures (just like their parents and other adults) often remain outside the scope of interest.

Today’s teenagers choose different ways to escape from adult control – they create their own cultural and political spaces (both on- and off-line), use social networking, get involved in solidarities trying to break up the monotony of their everyday existence in a variety of unusual ways. This so-called youth activism moved from politics (in its traditional sense) to the territory of youth culture in the mid-1990s. The social (public) capital of companies and communities in virtual networks becomes as, if not more, important as formal status and social position.

Theories of subculture came in for serious criticism at the end of the last century. Modern Western sociologists began to talk about post-subcultures, the death of subcultures, the birth of new youth tribes, distinguished by fluidity, transparent boundaries, temporary and loose connections. In modern Russia, just like in any other country which is becoming part of the global space, alongside with the remains of “old” mini-groups there are all sorts of imitators taking sides, “a la subculturists”, or a kind of tourist attraction.

Youth solidarity is one of the new terms used to describe a new youth social engagement. This term is important as the most appropriate construct to describe different types of youth groups that vary in gender, style or subculture. Solidarities can comprise various youth groups, be real or imaginary, temporary or more permanent, include different subcultures or have nothing to do with subcultures. A practiced lifestyle (including but not limited to consumption) and the collective idea of the antipode groups has become the most important thing for such group identities.

It is time to rethink the new status of young people in society. It is time to abandon any unifying principles for this complex social group when the essence of transformations in today’s youth space comes down to just one, albeit really important, attribute. It is essential to avoid both the idealization of youth (as happened in the Soviet period) or demonization of youth (as in Western post-war and national post-perestroika literature). It is necessary to look for new approaches that can accommodate present-day practices, which will bear no similarity or resemblance to any models of the past. A conceptual framework needs to be developed, one that would embrace “live” images describing youth space in adequate language for expressing the new phenomena of cultural youth scenes.

A diversity of youth space is not entirely limited to various types of youth solidarities. Just like at all times, more special, somewhat provocative youth groups (funs of epatage) are in the minority and by no means fully determine the vectors of development. Today’s most common problems are equally important for them, just like for all young people including mainstream groups – growing youth unemployment, rigid social stratification, a more difficult entry into working life, using new social and cultural resources, access to high-quality education, taking up family and gender roles, responding to state-driven or political intervention, political and civil apathy/ mistrust. All these questions are not directly related to classical structural attributes – social origin, gender, ethnicity, place of residence, etc. 

Publications:


Зиновьев А. А. Санкт-Петербургский паркур в трех измерениях: практики, пространства и смыслы, in: Новые молодежные движения и солидарности России. Ульяновск : Ульяновский государственный университет, 2011. С. 37-67. 
Новые молодежные движения и солидарности России. Ульяновск : Ульяновский государственный университет, 2011. 
Зиновьев А. А. Анализ различных направлений паркура: идеология, практики и смыслы, in: Социальные изменения в современном мире: общество и государство. Ставрополь : ООО "Мир данных", 2013. С. 27-29.

• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новые социальные движения молодежи

2010

Цель данного проекта заключалась в исследовании трендов трансформации и появления новых форм молодежных солидарностей (на примере Санкт-Петербурга и Ульяновска).

В задачи исследования входило:

  • Разработка теоретико-методологических подходов к изучению трендов изменения молодежных солидарностей.
  • Изучение основных текущих тенденций в области новых молодежных солидарностей, а именно: (1) факторов и векторов структурирования современных молодежных солидарностей; (2) основных территориальных, культурных, социальных пространств (включая виртуальные сети Интернет) актуализации ведущих форм солидарностей молодежи; (3) условий возникновения локальных или идущих снизу молодежных инициатив; (4) ведущих акторов (политических, социальных, гражданских, лидеров общественного мнения и т.п.), включенных в мобилизацию молодежи в различного рода солидарности.   

В ходе исследования получены следующие результаты.

В области теории: разработка теоретико-методологических подходов к изучению поддержки/участия молодежью социальных движений, тестирование возможностей использования концепции «социального движения» для понимания многообразия молодежных солидарностей и концептуализации субкультурных, политических, религиозных, ценностных выборов молодежи.

В развитии методологии: создание уникальной методологии изучения социальных настроений молодежи, а также определения новейших тенденций и фокусов  молодежных солидарностей и их резонанса в более широких молодежных аудиториях.

В получении новых эмпирических знаний: сбор нового эмпирического материала, описывающего пространства, акторов, векторы новых солидарностей и социального участия молодежи.

Общественные дебаты вокруг различных форм молодежной активности находятся в самом разгаре. Ею интересуются на государственных уровнях, разрабатываются стратегии молодежных политик, программы патриотического воспитания, ведется поиск новых идеологем «духовно-нравственного воспитания молодежи». Большая часть подобных документов фокусируется на «политическом» измерении молодежной активности, что вполне объяснимо. Государство не столько интересуется молодежной реальностью, сколько ищет механизмы мобилизации (прежде всего политической) молодежного ресурса для выхода из глубокого общественного кризиса, усиленного сегодня глобальной финансово-экономической рецессией.

В фокусе внимания оказываются то «субкультурщики, подрывающие морально-нравственные устои», то «молодые, несовершеннолетние мамы», то «молодежь, избегающая ответственности за будущее России и предпочитающая гражданские браки», то политически пассивная и граждански  апатичная молодежь. При этом часто за границей интереса остаются реальные проблемы молодежи, включенной (как и их родители и другие «взрослые») в разные страты, пространства, культуры.

Современная молодежь по-разному убегает от взрослого контроля, оккупируя собственные культурные и политически площадки (он- и оффлайн), включаясь в социальные сети и солидарности, театрализуя собственную повседневность самыми причудливыми способами. Так называемый молодежный активизм перекочевал с середины 1990-х гг. прошлого века из  политики (в ее традиционном смысле) на территории молодежных культур. Социальный (публичный) капитал компаний и сообществ в виртуальных сетях  становится не менее, если не более значимым, чем характеристики формального статуса и социальная позиция.

Ближе к концу века субкультурные теории начинают подвергаться серьезной критике, современные западные социологи заговорили о «постсубкультурах», о «смерти субкультур», о рождении новых молодежных «племен», отличающихся текучестью, прозрачностью границ, временным и ненадежным характером соединений. В современной России, как и любой другой стране, включенной в глобальное пространство, с остатками «старых» мини-групп соседствуют имитаторы, примкнувшие, туристические экспонаты «а-ля субкультурщики».

Молодежные солидарности – это один из новых терминов, используемых для описания   новой молодежной социальности. Этот термин важен как более адекватный конструкт описания различных типов молодежных формирований, которые отличаются множеством измерений: гендерным, стилевым, субкультурным. Солидарные формирования могут охватывать различные молодежные группы, быть реальными или воображаемыми, временными и более постоянными, включать в себя различные субкультуры и не иметь к субкультурам отношения. Самым значимым для такого рода групповых идентичностей становится практикуемый жизненный стиль (включая потребление, но к нему не сводящийся), а также солидарное представление о группах – антиподах.

Пришло время переосмыслить новый статус молодежи в обществе. Пора отказаться от любого принципа унификации этой сложной социальной группы, когда сущность трансформаций современного молодежного пространства сводится к одному, пусть и действительно значимому признаку. Следует избегать как идеализации молодежи (как это было в советский период), так и проблематизации молодежи (в западной послевоенной и отечественной постперестроечной литературе), нужно искать новые подходы, внутри которых можно было бы разместить современные практики, не имеющие аналогов или образцов в прошлых поколениях. Важно разработать понятийный аппарат, включающий в себя «живые» образы, описывающий молодежное пространство языком, адекватным новым феноменам культурных молодежных сцен.

Многообразие молодежного пространства не сводится исключительно только к различным типам молодежных солидарностей. Как и во все времена, особые, в той или иной степени эпатажные молодежной группы находятся в меньшинстве и далеко не полностью определяют векторы развития.  Для них, как и для всей молодежи, включая мейнстримные группы, важны общие проблемы нового времени – растущая молодежная безработица, жесткое социальное расслоение, усложнение стартовых условий вхождения в жизнь, использование новых социально-культурных ресурсов, доступность качественного образования, освоение семейных и гендерных ролей, ответы на государственные или политические интервенции, политическая и гражданская апатия/недоверие. Эти вопросы напрямую не связаны с классическими структурными признаками - социальным происхождением, гендером, этничностью, территорией проживания и т.п.

Публикации по проекту:


Зиновьев А. А. Санкт-Петербургский паркур в трех измерениях: практики, пространства и смыслы, in: Новые молодежные движения и солидарности России. Ульяновск : Ульяновский государственный университет, 2011. С. 37-67. 
Новые молодежные движения и солидарности России. Ульяновск : Ульяновский государственный университет, 2011. 
Зиновьев А. А. Анализ различных направлений паркура: идеология, практики и смыслы, in: Социальные изменения в современном мире: общество и государство. Ставрополь : ООО "Мир данных", 2013. С. 27-29.