• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Corporate Governance in Transition Economies

2010

This study, carried out by Institute for Industrial and Market Studies aims to describe the main trends in development of corporate governance models in transition economies, their evolution under the influence of business and state interests, taking into account globalization (corporate governance standard unification) and the role of the crisis. Together with unification, we identified the specifics of corporate relations in Russia, BRIC, CEE and other emerging economies.

The target of the research is large and medium enterprises, including public companies, in Russia and other transition economies.

The purpose of the research is to identify and analyze the impact of key factors of business demand in the transition economies on corporate governance development and the use of its norms in day-by-day activities as well as to analyze the supply of these norms by the state.

In our opinion, the main factors are the agency problem (internal factors), adaptation to stock market requirements (combination of internal and external incentives) and the impact of globalization (external factors).

Based on a wide range of quantitative and qualitative data, we set and achieved the following tasks:

1) Analyzed the main corporate governance problems in transition economies that surfaced during the crisis of 2007–2009 and the main approaches to their resolution, established during global and national discussions.

2) Investigated the possible mechanisms of linking top management motivations to the long-term goals of enterprise development and determined the factors that influence the length of the interest horizon among enterprise owners in transition economies.

3) Investigated the trend of employing hired managers, stimulating the use of corporate governance tools of managing the solution to the agency problem and balancing interests of various groups of shareholders. Defined  specifics of the trend in the crisis environment.

4) Evaluated the role of good corporate governance as a factor of corporate listings in emerging and transition economies and their efficient fund raising in stock markets.

5) Determined the specifics of the state as an owner and regulator of corporate relations in transition economies, while evaluating the scale of state participation in these countries.

6) Analyzed the role of foreign direct investments and availability of foreign co-owners in corporate governance and management practice, taking into account the impact of transnational mergers and acquisitions with participation of companies from transition economies (using the example of Russia).

7) In addition to the above-mentioned tasks set in the Terms of reference, we tackled the problem of identifying differences and similarities in national models of corporate governance, using BRIC countries as example.

Based on the research, we made the following conclusions:

Analysis of general principles of corporate governance demonstrated that the global financial and economic crisis of 2007-2009 revealed significant shortcomings of corporate governance institutions that generated false incentives for development, characteristic of the current public corporation model focused on companies’ short-term financial performance. We noted escalation of the agency problem, but distortions in the system of incentives are inherent not only in management, but also in major shareholders. The problem of the short-term horizon of interest is seen among business owners that have been cut off from the company through equity dilution.

To overcome this contradiction, it is necessary to move from short-term target setting and stimulating to long-term ones that are commeasurable with the length of economic cycle, and widening of the corporate governance space to include all key stakeholders rather than only traditional participants, such as shareholders and managers.

The crisis demonstrated the need to search for new models of how large business is organized. In our opinion, at the moment, corporate governance is bound to look for the incentives that bind personal interests of managers to the long-term interests of the company, including new mechanisms for managers to become shareholders – stimulating their entrepreneurial motivation. Another area of change may be associated with the increased stability of the companies as a result of various alliances with key stakeholders, not only across the “shareholders-managers” line, but also along the lines of “shareholders – the state” and “shareholders – employees”.

In the light of the considered global trends, companies in transition and emerging economies may benefit from certain advantages – they still typically have a concentrated ownership structure (keeping control in the hands of one dominating shareholder), which empowers a quick reaction to changes in market environment. This instant response of the companies to the global crisis was one of the factors that supported high economic dynamics in China, India and Brazil.

Unlike its global peers, Russian companies operate in a slightly different institutional environment, and the problems are mostly related to instability of the institutes and frequent changes in laws rather than the quality of Russian laws. Increased uncertainty in the markets and instability of the rules, set by the state, and regulation selectivity triggered a shortening in the interest horizon of keyshareholders and stakeholders. Amid persisting dominance of the state in the economy, the main stability guarantee for Russian companies would be their further attempts to promote formal and informal integration with the state.

Based on the fact of gradual unification of corporate governance standards in different countries, we determined the specifics of national corporate governance models, using BRIC countries as example, and found similar and specific factors that affected development of these models. Our analysis showed that these countries are characterized by high ownership concentration and a prevalence of holding structures, insider control and weak protection of minority shareholders’ rights. At the same time, each of the countries has its own specific traits.

Insider control that is endemic to Russia is displayed by the direct participation of large owners in executive management. However the trend of owners’ gradual withdrawal from executive management originated back in the mid-2000s, prompting demand for internal instruments of corporate governance from businesses. Empirical analysis demonstrated that manufacturing enterprises maintained this trend during the crisis period, supported by companies’ transactions in the corporate control market that resulted in the change in ownership. Regression analysis of the factors affecting the use of hired management indicates that companies’ participation in corporate integration as ordinary members of holdings and groups facilitates bringing in hired management.

Publications:


Шейман И. М. Теоретические аспекты проблемы потребительского выбора в здравоохранении // В кн.: Расширение потребительского выбора в здравоохранении: теория, практика, перспективы / Отв. ред.: С. В. Шишкин, И. М. Шейман. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2012. Гл. 1. С. 19-45.
Шейман И. М. Зарубежный опыт реализации потребительского выбора в здравоохранении // В кн.: Расширение потребительского выбора в здравоохранении: теория, практика, перспективы / Отв. ред.: С. В. Шишкин, И. М. Шейман. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2012. Гл. 2. С. 46-78.
Долгопятова Т. Г. Corporate Control and the Role of Business Integration in Russian Companies // В кн.: Policies of Economic and Social Development in Europe Vol. 2. Frankfurt am Main : Peter Lang GmbH, 2010. С. 41-59.
Долгопятова Т. Г., Авдашева С. Б. Эволюция российской фирмы и корпоративного управления: в поисках эффективного собственника // В кн.: Экономические субъекты постсоветской России (институциональный анализ): десять лет спустя / Под общ. ред.: Р. М. Нуреев. Ч. 2: Российские фирмы. М. : Московский общественный научный фонд, 2010. С. 10-43.
Dolgopyatova T. G. Evolution of Corporate Governance in Russia: New Steps of Established Owners, in: Proceedings of 11-th Bi-annual Conference of European Association of Comparative Economic Studies ‘Comparing Responses to Global Instability’. Tartu, 26-28 August, 2010. Tartu : University of Tartu, Faculty of Economics and Business Administration, 2010.
Долгопятова Т. Г. Динамика концентрации собственности на российских промышленных предприятиях: эмпирический анализ // В кн.: XI международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: В 3 кн. Кн. 3 / Отв. ред.: Е. Г. Ясин. Кн. 3. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2011. С. 352-362.

• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Корпоративное управление в переходных экономиках

2010

Настоящее исследование, проведенное Институтом анализа предприятий и рынков (ИАПР), ориентировано на описание основных трендов развития моделей корпоративного управления  в переходной экономике, их эволюции под влиянием интересов бизнеса и государства с учетом процессов глобализации (унификации стандартов корпоративного управления) и роли кризиса. Наряду с унификацией проявляется и специфика корпоративных отношений в России, странах БРИК и ЦВЕ, других развивающихся экономиках.

Объектом исследования являются крупные и средние компании, в том числе публичные, в России и странах с переходными экономиками.

Цель исследования – выявление и анализ роли ключевых факторов спроса бизнеса в переходных экономиках на развитие корпоративного управления и использование его норм в практической деятельности, а также анализ предложения этих норм со стороны государства.

Основными факторами авторы исследования считают наличие агентской проблемы (внутренние факторы), подстройку к требованиям фондового рынка (сочетание внутренних и внешних стимулов), а также влияние глобализационных процессов (внешние факторы).

На основе широкого спектра количественных и качественных данных, поставлены и решены следующие задачи:

1) Проанализированы основные проблемы в области корпоративного управления в странах с переходной экономикой, выявившиеся в ходе кризиса 2007 – 2009 гг., и основные подходы к их разрешению, сформулированные в ходе глобальных дискуссий и/или в отдельных странах.

2) Исследованы возможные механизмы привязки интересов менеджмента к долгосрочным интересам развития предприятий, а также определены факторы, влияющие на длину горизонта интересов собственников предприятий в переходных экономиках.

3) Изучена тенденция к привлечению наемных менеджеров, стимулирующая использование инструментов корпоративного управления для решения агентской проблемы и сбалансирования интересов разных групп акционеров, в том числе особенности ее проявления в кризисных условиях.

4) Сделана оценка роль хорошего корпоративного управления как фактора выхода корпораций в развивающихся и переходных экономиках на фондовые рынки и эффективного привлечения ими инвестиций на фондовых рынках.

5) Выявлены особенности государства как собственника и регулятора корпоративных отношений в странах с переходной экономикой, при этом сделаны оценки масштабов государственного участия в этих странах.

6) Проанализирована роль прямых иностранных инвестиций и наличия иностранных совладельцев в практике корпоративного управления и менеджмента в компаниях с учетом влияния транснациональных сделок слияний и поглощений с участием фирм из стран с переходной экономикой (на примере России).

7) Наряду с вышеназванными задачами, сформулированными в техническом задании, решена задача по выявлению общего и особенного в национальных моделях корпоративного управления на примере стран БРИК.

По материалам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Анализ общих принципов корпоративного управления показал, что мировой финансово-экономический кризис 2007-2009 гг. выявил существенные недостатки институтов корпоративного управления, которые привели к формированию ложных стимулов развития, характерных для сложившейся модели публичной корпорации, ориентированной на краткосрочные финансовые результаты деятельности фирм. Произошло углубление агентской проблемы, но искажения в системе стимулов присущи не только менеджменту, но и основным акционерам, проблема короткого горизонта интересов присутствует и на стороне совладельцев бизнеса, отделенных от компании посредством размывания капитала.

Для преодоления этого противоречия необходим переход от краткосрочного целеполагания и стимулирования к долгосрочному, сопоставимому с длиной экономического цикла, а также расширение пространства корпоративных отношений, с включением в их рамки всех ключевых стейкхолдеров, а не только традиционных участников в лице акционеров и менеджеров.

Кризис показал необходимость поиска новых моделей организации крупного бизнеса. По нашему мнению, сегодня в сфере корпоративного управления неизбежным становится поиск стимулов, обеспечивающих привязку личных интересов менеджеров к долгосрочным интересам компании, в том числе внимание к новым механизмам включения менеджеров в состав акционеров – с созданием у них предпринимательской мотивации. Еще одно направление изменений может быть связано с повышением устойчивости компаний за счет разного рода альянсов с ключевыми стейкхолдерами не только по линии «акционеры–менеджеры», но и по линиям «акционеры–государство» и «акционеры–работники».

На фоне рассмотренных глобальных тенденций компании в переходных и развивающихся экономиках могут обладать определенным преимуществом – для них по-прежнему остается типичной концентрированная структура собственности (с сохранением контроля в руках одного доминирующего акционера), что позволяет быстро реагировать на изменение конъюнктуры. Эта оперативная реакция фирм на глобальный кризис стала одним из факторов поддержания высокой экономической динамики в Китае, Индии и Бразилии.

Что касается России, в отличие от своих глобальных конкурентов российские компании существуют в ином институциональном окружении, причем проблемы связаны не с качеством российских законов, а нестабильностью институтов, частыми изменениями законодательства. Возросшая неопределенность рынков и неустойчивость правил, задаваемых государством, избирательность регулирования способствовали сокращению горизонта интересов ключевых участников корпоративного управления. При сохранении доминирования государства в экономике для российских компаний основными гарантиями стабильности будут их дальнейшие попытки формальной и неформальной интеграции с государством.

Опираясь на факт постепенной унификации стандартов корпоративного управления в разных странах, выявлены особенности национальных моделей корпоративного управления на примере стран БРИК, а также общие и специфические факторы, повлиявшие на становление этих моделей. Анализ показал, что для этих стран характерны высокая концентрация собственности и распространенность холдинговых структур, преобладание инсайдерского контроля и слабый уровень фактической защиты прав мелких акционеров. В то же время, в каждой стране наблюдается своя специфика.

Инсайдерский контроль, характерный для России, находит выражение, в том числе, в практике непосредственного участия крупных собственников в исполнительном менеджменте. Но тенденция постепенного отхода собственников от исполнительного управления проявилась еще в середине 2000х годов, способствуя росту спроса со стороны бизнеса на внутренние инструменты корпоративного управления. Эмпирический анализ показал, что на предприятиях обрабатывающей промышленности эта тенденция сохранилась в период кризиса, она поддерживалась участием предприятий в сделках на рынке корпоративного контроля, приведшим к смене основных собственников. Регрессионный анализ факторов использования наемного менеджмента свидетельствует, что участие предприятий в корпоративной интеграции в качестве рядовых участников холдингов, групп компаний способствует привлечению наемных руководителей.

Публикации по проекту:


Шейман И. М. Теоретические аспекты проблемы потребительского выбора в здравоохранении // В кн.: Расширение потребительского выбора в здравоохранении: теория, практика, перспективы / Отв. ред.: С. В. Шишкин, И. М. Шейман. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2012. Гл. 1. С. 19-45.
Шейман И. М. Зарубежный опыт реализации потребительского выбора в здравоохранении // В кн.: Расширение потребительского выбора в здравоохранении: теория, практика, перспективы / Отв. ред.: С. В. Шишкин, И. М. Шейман. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2012. Гл. 2. С. 46-78.
Долгопятова Т. Г. Corporate Control and the Role of Business Integration in Russian Companies // В кн.: Policies of Economic and Social Development in Europe Vol. 2. Frankfurt am Main : Peter Lang GmbH, 2010. С. 41-59.
Долгопятова Т. Г., Авдашева С. Б. Эволюция российской фирмы и корпоративного управления: в поисках эффективного собственника // В кн.: Экономические субъекты постсоветской России (институциональный анализ): десять лет спустя / Под общ. ред.: Р. М. Нуреев. Ч. 2: Российские фирмы. М. : Московский общественный научный фонд, 2010. С. 10-43.
Dolgopyatova T. G. Evolution of Corporate Governance in Russia: New Steps of Established Owners, in: Proceedings of 11-th Bi-annual Conference of European Association of Comparative Economic Studies ‘Comparing Responses to Global Instability’. Tartu, 26-28 August, 2010. Tartu : University of Tartu, Faculty of Economics and Business Administration, 2010.
Долгопятова Т. Г. Динамика концентрации собственности на российских промышленных предприятиях: эмпирический анализ // В кн.: XI международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: В 3 кн. Кн. 3 / Отв. ред.: Е. Г. Ясин. Кн. 3. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2011. С. 352-362.

См. также

Устойчивое развитие компании в условиях переходной экономики: проблема баланса экономической и социальной компонент управления бизнесом

Исследования в области развивающихся финансовых рынков: их эффективность, становление корпоративного управления и макроэкономическая динамика

Корпоративное управление и интеграционные процессы в российской экономике

Модель российской корпорации: корпоративное управление и интеграционные процессы в российской экономике

Разработка стандартов в области контроля за служебной информацией, а также оценка влияния механизмов такого контроля на развитие корпоративного управления

Исследование проблем корпоративного управления в странах с переходной экономикой на примере России и Болгарии

Модели корпоративного контроля в российских компаниях и их влияние на формирование стратегии развития предприятий (анализ на основе эмпирических обследований)

Ключевые слова