• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Monitoring labor market for highly qualified R&D personnel

2010

The project has been carried out as part of the HSE Basic Research.The project is aimed at collecting data on social characteristics of a group which is supposed to play a major role in advancing Russia’s economic development, namely personnel with the highest level of research qualifications employed in the science and technology sector (doctorate holders). Until recently this group remained on the periphery of Russian sociological and economic studies, one of the main reasons being the lack of statistics on doctorate holders (candidates and doctors of science). Filling this gap should contribute to Russia’s (and the HSE specifically) integration into the international network on «Careers of doctorate holders» (CDH) bringing together researchers from 25 countries under the auspices of the three major international organisations – the OECD, Eurostat and the UNESCO Institute for Statistics.

In accordance with the CDH methodology the Russian project is oriented towards four major issues: the role of doctorate holders in innovation and the knowledge-based economy, labour market supply of and demand for doctorate holders, correlation between the education level and current activities and the mobility of doctorate holders (both internal and external).

The project is planned to be fully implemented in six years period. The first stage of monitoring was completed in 2010The sample of 3,450 respondents represented about 1% of the estimated general population.

The collected data allowed making certain conclusions regarding the overall state and the Russian S&T development trends in terms of human capital, and contribution of doctorate holders to the national economy. The survey allowed the answering such questions as who represents Russian science today, which activities the most highly educated members of the society are engaged in, and what are their positions in the modern social structure.

In particular, the following aspects were addressed:

  • personal and socio-demographic characteristics of doctorate holders;
  • educational characteristics (the country where they received their basic education and doctorate degree,  the number of years spent preparing their thesis, research ares, etc.);
  • employment characteristics (employment status, type of contract, employment sector, labour mobility, average salary, etc.);
  • research output (the number and types of publications, patenting activity, ownership of intellectual property, participation in commercialisation of research results);
  • international mobility (length of and reasons for staying outside the country of usual residence, frequency of moving, reasons for leaving the country of origin, or for returning to it, etc.).

In the course of the study  as well as in the course of the international CDH project generally particular attention was paid to the professional and international mobility of doctorate holders. This aspect relevant to the EU countries is also quite important to Russia as well  considering the country’s intent to raise the level of R&D up to international standards, modernise the economy and implement radical innovations. Various aspects of mobility were analysed in the scope of our project: geographical, sectoral, institutional, professional, and international.

The results obtained allow us to conclude that internationalisation of the Russian labour market of doctorate holders is rather low. Evidence of that includes the little involvement of research and teaching staff in international cooperation; insignificant proportion of doctorate holders who studied or worked abroad; and an extremely low number of people who received their doctorates abroad. Russia remains a predominantly doctorate holder exporting country, though in recent years the outflow has somewhat reduced.  Backward mobility of internationally awarded doctorates – the youngest, most productive and internationally active group – is a serious challenge for  S&T development in Russia.

It should be noted that generally the target population displays a rather low level of overall professional mobility: just under a fifth of the surveyed doctorate holders have ever changed jobs. In almost 50% of such cases, changing jobs also involved changing their employment sector. Orientation towards R&D activities, position in formal hierarchy and “cultural capital” of the family have a positive effect on sectoral mobility. The survey showed that young scientists and professional researchers not burdened with administrative responsibilities and oriented towards scientific career  are more flexible regarding changing jobs and employment sectors than representatives of other groups.

The mobility of R&D personnel increases due to emergence of new opportunities for already established as well as radically new forms of mobility. Accordingly, the overall growth of “mobility sources” depends on the amount of accumulated scientific assets. The bigger this “capital”, the higher the mobility level of a doctorate holder. In turn, opportunities to accumulate scientific assets depend on the level of mobility. Thus it turns out that mobility of doctorate holders is proportional not to the “scientific capital” as such, but to its power function.

Regular monitoring of the labour market of doctorate holders and the relevant analytical results may become a reliable tool for analysis and efficient use of highly skilled human resources potential considered as one of the major components of the national innovation system.

• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящихЛичный кабинет сотрудника ВШЭПоиск

Мониторинг рынка труда научных кадров высшей квалификации (в рамках международного исследования ОЭСР, Евростата, Института статистики ЮНЕСКО)

2010

Исследование направлено на исследование кадров, призванных сыграть одну из центральных ролей в решении задач модернизации экономики России, — кадров высшей научной квалификации, занятых в сфере науки и технологий. До последнего времени данная проблематика оставалась относительно маргинальной в российских социологических и экономических исследованиях. Одной из важнейших причин такого положения является недостаточность статистических данных об обладателях ученых степеней кандидатов и докторов наук. Ликвидации такого пробела должно способствовать включение России, в частности НИУ ВШЭ, в международный проект «Careers of Doctorate Holders», объединяющий исследователей из 25 стран под эгидой трех крупнейших международных организаций — ОЭСР, Евростата и Института статистики ЮНЕСКО.

В соответствии с единой методологией российский проект ориентировано на изучение четырех основных проблем: роль работников высшей научной квалификации в развитии инноваций и экономики знаний, соответствие спроса и предложения на таких специалистов на рынке труда, взаимосвязь образования и занятий, мобильность человеческих ресурсов с учеными степенями (как внешняя, так и внутренняя).

В 2010 году был реализован первый этап мониторинга.Для его проведения была сформирована всероссийская выборка из числа обладателей ученой степени кандидата или доктора наук, включающая 3450 человек.

Полученные эмпирические данные позволяют сделать выводы относительно общего состояния и динамики кадрового потенциала российской науки, роли профессионалов высшей научной квалификации в развитии экономики. Исследование позволило получить данные, позволяющие ответить на вопросы о том, кто сегодня представляет российскую науку, чем занимаются наиболее образованные члены общества, и какие позиции занимают в современной социальной структуре.

В частности, были изучены следующие группы вопросов:

  • личностные и социально-демографические характеристики лиц, имеющих ученую степень;
  • образовательные характеристики (страна, в которой получено основное образование, место получения ученой степени, количество лет подготовки диссертационного исследования, область науки и пр.);
  • характеристики занятости (статус, тип контракта, сфера занятости, трудовая мобильность, средняя заработная плата и др.);
  • результативность деятельности лиц высшей научной квалификации (число и характер публикаций, патентная активность и владение объектами интеллектуальной собственности, участие в коммерциализации результатов исследований);
  • международная мобильность (периоды и причины пребывания вне своей основной страны проживания, частота переездов, мотивы, по которым респондент покидает свою страну или, напротив, возвращается в нее, и др.).

Проведенное обследование выявило ряд трудностей и несоответствий в системах статистического учета данной категории кадров, принятой в странах-участницах международного проекта «Careers of Doctorate Holders» и в системе российской государственной статистики. Это касается как общих социально-демографических показателей в отношении обладателей ученых степеней, так и классификации областей науки. Данное обстоятельство обусловило трудности в определении объема и базовых характеристик генеральной совокупности. Выборка объемом 3450 респондентов составила около 1% оценочной генеральной совокупности.

Особое внимание в рамках проведенного исследования, как и в целом в международном проекте «Карьеры докторов наук», было направлено на вопросы профессиональной и международной мобильности кадров. Эта тема, актуальная для стран Европейского союза, также имеет большое значение для России, в частности, в связи с намерением выйти на международный уровень исследований и разработок, модернизировать экономику, осуществить радикальные инновации. Мобильность в нашем проекте рассматривалась в нескольких аспектах: географические перемещения, переходы между различными секторами экономики, смена рода занятий и направления научных исследований, международная мобильность.

Полученные результаты позволяют сделать вывод, что российский рынок труда кадров высшей научной квалификации характеризуется крайне низким уровнем интернационализации. Об этом свидетельствуют низкая степень включенности исследователей и преподавателей в формы международного сотрудничества, незначительная доля тех, кто учился или работал за рубежом, а также ничтожно малое число обладателей зарубежной ученой степени. Россия остается страной, по преимуществу экспортирующей работников высшей научной квалификации (хотя в последние годы отток ученых несколько замедлился). Возвращение обладателей зарубежной степени – как более молодой, образованной, продуктивной и активной в международном сотрудничестве группы – является существенным вызовом для научного и технологического развития России.

Следует отметить, что обследованная совокупность в целом характеризуется довольно низким уровнем профессиональной мобильности – смена места работы характерна для чуть менее пятой части опрошенных кандидатов и докторов наук. При этом почти в половине случаев смена работы сопровождалась изменением сектора занятости. Положительное влияние на межсекторальную мобильность оказывают ориентация на исследовательскую деятельность, позиция в формальных иерархиях и культурный капитал семьи. Результаты исследования показывают, что молодые ученые и профессиональные исследователи, не обремененные административными функциями и ориентированные на развитие научной карьеры, отличаются большей гибкостью в вопросах смены работы и сектора занятости, чем представители других групп.

Мобильность исследовательских кадров растет как вследствие возникновения новых возможностей для устоявшихся форм мобильности, так и в результате появления новых форм. Увеличение объема совокупных ресурсов мобильности зависит, таким образом, от накопленного совокупного научного капитала. Чем научный капитал больше, тем больше мобильность. В свою очередь возможности накопления научного капитала зависят от мобильности. Отсюда получается, что мобильность научных кадров высшей квалификации пропорциональна не самому научному капиталу, а его степенной функции.

Мониторинг рынка научных кадров высшей квалификации, проводимый в штатном режиме, и его аналитические результаты могут в дальнейшем стать надежным инструментом изучения одного из важнейших элементов национальной инновационной системы – кадрового потенциала высшего уровня квалификации – и выработки мер по его эффективному использованию.