• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мониторинг инновационного поведения населения

2010
Руководитель: Шувалова Ольга Романовна

В 2009 г. стартовал проект «Мониторинг инновационного поведения населения». Его методология в максимальной степени учитывает опыт предыдущих российских и зарубежных исследований, что дает возможность проводить как межстрановые сопоставления, так и наблюдать позитивные или негативные изменения специфических для России проблем. Одновременно в рамках проекта разрабатывается и новое, пионерное, направление – изучение навыков для инноваций.

Цель - сбор и анализ данных, характеризующих распространение инновационных практик в домохозяйствах, восприятие инноваций, инновационные навыки, установки и другие факторы, влияющие на особенности инновационного поведения российского населения.

Важным аспектом работы является ориентация на максимальное использование возможностей панельного обследования Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения (РМЭЗ).

В 2010 году разрабатывались три направления, предусмотренные концептуальной моделью исследования, принятой в 2009 г.: исследование восприятия инноваций, наблюдение за распространением инновационных практик в домохозяйствах и выявление навыков для инноваций.

По первому направлению проводился вторичный анализ полученных данных (первые результаты представлены в 2009 г.) с акцентом на выявление типов потребительского поведения и факторов, влияющих на формирование инновационных и консервативных установок, и в целом инновационного климата. По второму - анализировалась лишь часть полученных данных (международные сопоставления использования населением информационно-коммуникационных технологий и участия населения в непрерывном образовании). По третьему направлению работа носила методологический и организационный характер (были подготовлены программа исследования и инструментарий, организовано обследование).

Результаты исследования восприятия инноваций показали, что понимание термина инновация различается в разных странах и социальных группах. В России 32% опрошенных считают, что инновации представляют собой создание новых продуктов, а 31% — что это улучшение существующих продуктов. В большинстве стран Европы случаев преобладает представление об инновациях как новых продуктах (более распространено оно в Хорватии, Греции, Словении, Швеции, Болгарии, Румынии и Ирландии). И лишь в пяти странах оказалось больше сторонников рассматривать инновации как улучшенные продукты (Чехия, Бельгия, Словакия, Эстония и Польша). Среди россиян предпочтение определению инновации как технологическому усовершенствованию отдавали чаще, чем в среднем по выборке, лица с высшим образованием, молодежь, жители крупных городов, руководители предприятий и организаций, то есть представители тех слоев населения, которые ближе знакомы с инновациями. Исключение составила лишь группа респондентов с высокими доходами — среди них все же «перевесило» мнение об инновациях как новых продуктах.

Сопоставительный анализ результатов массовых опросов населения, проведенных в России и других европейских странах, выявил следующую закономерность: чем выше в стране информированность населения о науке, – тем больше там противников применения новых технологий. В ходе работ были выявлены также существенные различия между ответами респондентов из Восточной и Западной Европы. В их числе: более низкий уровень интереса населения стран Восточной Европы к тематике научного характера, более низкие посещаемость научных музеев, включенность в проблемы науки и техники, потребность в научных знаниях. В этих странах выявлен более низкий уровень научных знаний у населения, в частности, хуже всего обстоят дела в области биологии (на тестовые вопросы из физики восточноевропейцы отвечали не хуже, чем жители Западной Европы, более того, они лучше знают строение атома). Кроме того, в Восточной Европе население чаще уверено в том, что астрология является наукой. Не считают ее наукой больше всего в Словении, реже всего – в Румынии, тем не менее, даже в Словении половина населения уверена, что астрология – это наука (в Румынии почти 2/3). Данный факт можно объяснить тем, что в этих странах пока еще довольно слабый «иммунитет» от псевдонаучных учений, которые в советское время были запрещены, а в настоящее время активно и даже агрессивно распространяются во всех СМИ и «мимикрируют» под науку.

В потребительском поведении жесткий консерватизм проявляет лишь каждый десятый россиянин (противники любых новшеств и продуктов питания и технических новинок), но «энтузиастов» еще меньше: лишь 3-4% готовы покупать новые продукты питания, если значительно дороже обычных, или техническую новинку, не дожидаясь, пока производитель снизит цену. Остальные проявляют мягкий консерватизм – купят новый продукт, только если он не дороже или ненамного дороже обычного, приобретут новую технику или электронику, только если старая вышла из строя, при этом лишь 28% предпочтут, чтобы это было последнее достижение техники или электроники. Поиск «чистых» факторов, влияющих на потребительские стратегии, не дал ощутимых результатов: очень слабая связь инновационных стратегий обнаружена лишь с такими характеристиками как возраст (коэффициент корреляции -.309 в отношении новых продуктов питания и -.263 в отношении технических новинок) и уровень материального благосостояния (.254 и .269). Даже степень инновационности домохозяйства (наличие бытовых новинок, таких как плоский телевизор; кабельное телевидение; ноутбук, высокоскоростной Интернет и т.п.) весьма слабо коррелирует с желанием приобрести технические новинки (.322). Чуть сильнее связь между самими потребительскими стратегиями в отношении технических новинок и продуктов питания (.360).

Среди социальных групп наибольшая доля «энтузиастов» оказалась среди респондентов с высокими доходами, но и в этой группе их немного – 6%. Инновационные стратегии чаще имеют также представители молодого поколения, москвичи, а также респонденты с высшим образованием. Консервативные стратегии чаще проявляют представители старшего поколения в возрасте 55 лет и старше и респонденты с самыми низкими доходами, а также жители Поволжья и селяне.

Связь инновационных стратегий и восприятия рекламы оказалась сильнее в отношении новых продуктов питания (коэффициент корреляции .436), чем в отношении технических новинок (.332). Это может означать, что реклама продуктов питания более эффективна, чем реклама технических новинок, т.е. информация о технических новинках имеет другие каналы распространения.

Выявлена проблема дефицита надежной информации об инновационных продуктах. Не являются определяющими информационными каналами ни реклама (которая у большинства людей вызывает раздражение и недоверие), ни непосредственное окружение (покупают новинки по совету родственников, друзей знакомых лишь 21% опрошенных). Вместе с тем, 55% опрошенных готовы платить больше денег при получении надежной информации, например, что продукт экологически чистый или не содержит ГМИ, химических добавок. Большой потенциал имеет Интернет, но интенсивно (каждый день или хотя бы раз в неделю) его используют лишь 33% россиян, в то же время не имеют доступа к Интернету 55%. В Интернете россияне чаще всего общаются между собой, ищут и скачивают полезную информацию – о товарах и услугах; читают новости. Можно предположить, что именно этот информационный канал может стать надежным источником достоверной информации об инновационных продуктах.

Таким образом, остается открытым ключевой вопрос о причинах широкого распространения мягкого консерватизма среди россиян в отношении инновационных продуктов и услуг. В качестве гипотезы предлагается дефицит достоверной информации. Проверка данной гипотезы запланирована во втором цикле Мониторинга в 2012 г., в обследовании «Восприятие инноваций, спрос на инновации».

Результаты исследования распространения инновационных практик в домохозяйствах показали, что по большинству показателей использования населением информационно-коммуникационных технологий Россия значительно отстает от большинства европейских стран. Уровень доступа к Интернету в домашних хозяйствах в России находится на весьма низком уровне – в 2009 г. им были обеспечены всего 46% респондентов в возрасте 16-74 лет, что вдвое ниже, чем, например, в Нидерландах (90%). Качество доступа тоже в основном низкое – лишь 28% опрошенных пользуются высокоскоростными устройствами, тогда как в Нидерландах, а также в Швеции, Норвегии и Дании широкополосным доступом обеспечено более ¾ населения. Среди европейских стран только в Румынии, Болгарии и Турции этот показатель ниже, чем в России. В России наилучшие показатели доступа к Интернету имеют москвичи (78% имеют доступ к Интернет, причем 69% - широкополосный), это примерно на уровне (всего) населения Германии. Эти показатели относительно высокие также среди представителей наиболее молодых возрастных групп (72% лиц в возрасте 16-24 лет имеют доступ к Интернет, в том числе 41% – широкополосный) и респондентов с высшим образованием (в этой группе показатели, соответственно, 72%, 61% и 46%).

В Интернете россияне чаще всего общаются между собой (30% респондентов пользуются электронной почтой, социальными сетями и т.п.); ищут и скачивают полезную информацию – о товарах и услугах, компьютерные программы, картинки, музыку, фильмы, тексты; читают новости. В гораздо меньшей степени они пока реализуют возможности электронной торговли и электронного взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления. Так, уровень использования возможностей электронного правительства достигает лишь 10%, тогда как в Дании он составляет 67%, в Норвегии – 65%. Показатели участия населения в электронной торговле тоже низки: покупают товары било услуги в Интернете только 9% россиян (максимальное значение в Норвегии – 70%); банковские операции через Интернет осуществляют всего 2% наших соотечественников (в Норвегии – 77%).

По тематике непрерывного образования выявлен относительно высокий уровень участия российского населения в различных видах формального и дополнительного образования за 4 недели, предшествующих опросу, – 9% опрошенных в возрасте 25-64 лет. Это 12-е место из 33 европейских стран, на уровне Испании и Эстонии. Данный показатель получен впервые, но при его интерпретации следует иметь в виду, что в европейских странах данные собираются ежеквартально, а затем усредняются за год. В России было проведено единовременное обследование в сезон высокой образовательной активности (декабрь 2009 г.), а при организации ежеквартальных обследований усредненный показатель может оказаться ниже.