• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мониторинг образовательных и трудовых траекторий выпускников школ и вузов

2010

В 2009 году Высшая школа экономики начала крупный лонгитюдный проект «Мониторинг образовательных и трудовых траекторий выпускников школ и вузов». В рамках этого проекта реализуется сбор информации о школьниках и студентах: социальном и материальном статусе их семей, их образовании, предшествующем опыте учебы и работы, привычках, отношениях и самочувствии. Замысел исследования заключается в том, чтобы на основе анализа жизненных траекторий молодых людей в период наиболее сильных изменений понять и интерпретировать процессы, определяющие трансформации образовательных и профессиональных траекторий, их своеобразие.

Среди ключевых задач и возможностей проекта: 1) исследование связи между рядом экономических, социальных и психологических характеристик участников исследования, их предшествующим образовательным и трудовым опытом, с одной стороны, и выборами траекторий профессионализации, с другой стороны; 2) идентификация прогностических характеристик различных факторов; 3) кластеризация участников исследования по предположительно прогностическим характеристикам; 4) отслеживание траектории каждого кластера; выделение  «типичных» траекторий и «групп риска».

Настоящий проект разработан как лонгитюдное исследование поколения (cohort panel), его основными задачами стали поиск, анализ и понимание ключевых факторов, влияющих на молодых людей в переходные моменты их биографии – в процессе выбора учебного заведения, работы, новых жизненных стратегий. Исследование проводится трехлетними циклами. Такая схема позволяет осуществлять мониторинг изменений, происходящих с выбранными группами на протяжении многих лет. Первый замер реализован в 2009 году, опрошены учащиеся 9-х классов средних школ и студенты выпускных курсов высших учебных заведений. На втором этапе (через 3 года) школьники становятся студентами, выходят на рынок труда, студенты превращаются в молодых специалистов. Таким образом, отслеживаются судьбы тех, кто работает, продолжает обучение, меняет специальность и т.д. В 2010 году реализован опрос студентов 1-го курса московских вузов.

Основные теоретические и методологические решения предложенной системы мониторинга:

1. Образовательные и трудовые траектории рассматриваются не в категориях «инвестиции – дивиденды», а как взаимодополняющие и непосредственно связанные формы кумулятивного накопления социального опыта. Образовательные и трудовые траектории являются элементами жизненных траекторий.

2.  В предложенной модели рынок труда и система образования рекурсивно связаны. Это, в частности, означает, что между «образовательными» и «трудовыми» траекториями нет принципиальных различий в определении – по мере индивидуализации, траектории выпускников неоднократно пересекают условную границу между областью образования и областью профессиональной деятельности.

3.  Основной целью первой фазы проекта является создание и апробация средств идентификации и анализа траекторий выпускников системы общего и высшего образования, а также выявление взаимозависимостей между траекторией и факторами контекста. К контекстным в нашем случае относятся все социально-экономические, демографические, политические и иные условия, влияющие на выбор выпускником собственной траектории и формирование типичных для данной территориальной или институциональной системы траекторий.

4. Необходимо упорядочить факторы, обусловливающие выбор и модификацию образовательных и трудовых траекторий, составив иерархию контекстов – от семейных до социально-экономических – такие контексты далее будут называться микро- и макро- контекстами реализации индивидуальной траектории.

5. Инструментарий мониторинга принципиально разнороден, он включает в себя инструменты психологического, социологического и экономического анализа. В соответствии с концептуальной моделью, предложенная структура инструментария включает в себя три блока инструментов: качественно-социологический опросный и психологический.

Публикации по проекту:


Tovar-García E. D. Determinants of educational outcomes: Analysis of the Republic of Tatarstan // Communist and Post-Communist Studies. 2014. Vol. 47. No. 1. P. 39-47. doi