• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мониторинг состояния гражданского общества

2010

Прошедшие четыре волны мониторинга, позволили заметно расширить рамки эмпирических знаний о потенциале и формах самоорганизации российских граждан, реальных проявлениях альтруизма и общественной активности, о деятельности НКО и их взаимоотношениях с государством, о муниципальных политиках в области поддержки и развития общественных инициатив, об отражении тематики гражданского общества в средствах массовой информации и т.д.

Цель научно-исследовательской работы состояла в оценке текущего состояния гражданского общества в разрезе институциональной и социо-структурной проекций, а также человеческого потенциала.

Основные задачи заключались в создании информационной базы по показателям текущего состояния гражданского общества в России, а также в подготовке на ее основе материалов как аналитической направленности, так и имеющих теоретический объяснительный потенциал для процессов российского гражданского общества. Объектами мониторинга гражданского общества являлись:

  • население России и его отдельные социальные группы;
  • некоммерческие негосударственные (немуниципальные) организации (НКО);
  • инициативные группы, преследующие социально значимые цели;
  • общественные движения, находящиеся на разных этапах институционализации;
  • иные самоорганизующиеся сообщества (профессиональные, экспертные, этнические и т.п.);
  • потребители услуг НКО и благополучатели общественных и благотворительных организаций;
  • члены, активисты, волонтеры, сотрудники, руководители НКО;
  • актив жилищной самоорганизации и общественных инициатив по месту жительства;
  • органы местного самоуправления и другие акторы гражданского общества в нашей стране.

Исследования основываются на методологии, разработанной и эффективно применяемой Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Высшей школы экономики для изучения различных аспектов состояния гражданского общества в России.

Исследование строилось на применении социологических методов (опросы, вторичный анализ данных, глубинные интервью, фокус-группы). Проведены всероссийские репрезентативные опросы взрослого населения Российской Федерации. Наиболее релевантным методом сбора информации в рамках выбранной методологии количественного опроса является метод личных интервью по месту жительства респондента. Для получения наиболее полных и репрезентативных данных, оптимальным считается проведение не менее 2000 личных интервью с респондентами (18 лет и старше) в Москве и различных регионах России. Каждое интервью проводится по формализованной анкете, содержащей 100 вопросов, что является достаточным для оптимального раскрытия задач исследования. Выбор регионов основан на стратификационной выборке, что обеспечивает равную представленность и вклад территориальных образований в итоговые материалы исследования.

В результате исследования получены новые эмпирические данные о текущем состоянии гражданского общества в России, разработаны теоретические концепции, объясняющие процессы гражданского общества, уточнена методология проведения мониторинговых исследований гражданского общества в его отдельных проекциях. Были сделаны международные сопоставления по показателям развития гражданского общества по методологии проекта «Индекс гражданского общества CIVICUS» в сотрудничестве с Международным альянсом за гражданское участие, а также по показателям развития некоммерческого сектора по методологии проекта сравнительных исследований некоммерческого сектора совместно с Центром исследования гражданского общества Университета им. Джонса Хопкинса.

Основные результаты проведенного исследования

В России в целом сформированы положительные культурные установки у населения, которые могут стать катализаторами развития гражданского общества – большинство населения не одобряет коррупцию, уклонение от уплаты налогов и др. В то же время низкий уровень доверия организациям гражданского общества не позволяет в значимой степени направить эти положительные установки в реальные действия на изменение существующей ситуации.

С социально-экономической точки зрения, ситуация в России выглядит относительно благополучной. России от Советского Союза досталась налаженная система всеобщего образования, сейчас Россия стремительно идёт к массовому получению высшего образования. Проблема бедности существует, но она не обострена до крайней степени обнищания или голодания населения. Экономические возможности России благодаря высоким ценам на энергоресурсы расширялись в период с 2000 по 2007 год, и даже сейчас во время финансового кризиса остаются относительно стабильными. Поэтому согласно всем международным индикаторам социально экономическая ситуация в России выглядит относительно стабильной. В то же самое время организации гражданского общества также наиболее активны и заметны (по мнению экспертов) в социальной сфере, что также позволяет прогнозировать и дальнейшее относительно стабильное развитие данного направления.

В то же самое время политическая сфера и политический контекст являются недостаточно развитыми. С одной стороны, международные рейтинги ставят России очень низкие оценки по уровню развития гражданских прав и свобод, верховенства закона, свободы собраний и др. Даже проблема коррупции, отнесенная в исследовании «Индекс гражданского общества» к социально-экономическому показателю, также может характеризовать слабость российской политической системы. С другой стороны, организации гражданского общества также незаметны или неэффективны в отстаивании политических прав и свобод в России. Большинство организаций никогда не пытались инициировать или оказывать влияние на принятие политических решений, большинство населения демонстрирует политическую апатию, и, хотя часть опрошенных экспертов отмечала некоторые успехи гражданского общества в политической сфере, 5% из них заявили о полной пассивности гражданского общества в политической сфере.

Таким образом, внешняя среда для развития гражданского общества характеризуется наличием позитивных ориентиров у населения, активностью организаций гражданского общества и государства в социально-экономической сфере, но в то же время очевидной пассивностью со стороны населения, организаций гражданского общества и государства в политической сфере.