• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мониторинг экономики образования и науки (отдельные разделы)

2010

Мониторинг экономики образования - это система сбора, обработки, накопления, анализа, представления  информации,  необходимой для характеристики экономических процессов и механизмов в сфере образования с учетом масштабов и структуры рынков образовательных услуг; экономического поведения населения, обучающихся, преподавателей и работодателей в данной сфере; экономических и образовательных стратегий учреждений образования различных уровней, форм собственности, организационно-правовых форм.
Ежегодно обновляемая информация мониторинга и ее анализ  обеспечивают своевременное выявление тенденций, рисков и барьеров в сфере образования, чтоприобретает особое значение в посткризисный период.

Организационная схема мониторинга экономики образования обеспечивает возможность выстраивать систему обследований исходя из информационных потребностей и условий финансирования ежегодного цикла работ, не изменяя при этом его мониторинговый характер.

 «Мониторинг экономики образования и науки (отдельные разделы)» в 2010 г. включил опросы родителей воспитанников/учащихся, воспитателей/преподавателей и заведующих/директоров двух сегментов образовательной системы – дошкольного и общего образования. Основная идея данного исследования, которая была полностью реализована, заключалась в поддержке концептуальных подходов и методологии мониторинга экономики образования, который проводится Высшей школой экономики, начиная с 2002 года.

1. Обследования сегментов дошкольного и общего образования нацелены на изучение вклада образовательного учреждения и семьи в развитие когнитивных навыков, творческих способностей, уровня культуры и здоровья детей и влияния их на результаты обучения.

В рамках соответствующей цели реализуются следующие задачи:

– оценка затрат семей, связанных с посещение детских садов и школ, а также с участием детей в дополнительном образовании, спортивных кружках и секциях;

– анализ вовлеченности членов семьи в процесс воспитания и развития ребенка, формирование круга общения детей и влияния этих факторов на успехи в обучении;

– выявление характеристик образовательных учреждений, которые посещают дети;

– оценка практик преподавательской деятельности в образовательных учреждениях на основании детальных опросов воспитателей и преподавателей;

– изучение материального вознаграждения работников в связи с рабочей нагрузкой и результатами деятельности, отслеживание ситуации в образовательных учреждениях, путем проведения социологического обследования точки зрения их руководителей.

По итогам анализа были подготовлены информационные бюллетени серии «Мониторинг экономики образования». Материалы обследований были представлены на сайте «Мониторинг экономики образования».

2.  Целью обследования отношения населения  к науке и образованию являлся сбор и анализ соответствующих данных по методике, гармонизированной с обследованиями Евростата. Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:

– анализ статистических и аналитических данных, представленных на портале Евростата, связанных с обследованиями отношения населения к науке и образованию (спектр тематических разделов, особенности методологии и представления результатов),

– разработка методологии и инструментария применительно к России;

– подготовка и проведение обследования, обобщение его результатов в сопоставлении с европейскими странами.

Результатом работы стала следующая  информация:

  • по непрерывному образованию – параметры участия населения в формальном и дополнительном образовании, самообразовании, в т.ч. затраты времени и средств обучающихся, индикаторы заинтересованности работодателей в обучении, а также факторы, препятствующие обучению;
  • по использованию населением ИКТ – частота, место и цели использования Интернета, включая электронную торговлю и электронное правительство, а также онлайн-обучение, использование широкополосного доступа к Интернету и мобильных устройств; отношение к проблемам безопасности Интернета; барьеры к установке Интернета в домашних хозяйствах;
  • об отношении населения к вопросам развития науки и технологий – степень важности конкретных научных направлений и новых технологий, степень одобрения или неодобрения некоторых новых технологий, оценки влияния развития науки и техники на различные стороны жизни людей.

Публикации по проекту:


Абанкина И. В. Тенденции развития российского школьного образования на современном этапе // В кн.: Инновационное развитие современной школы: практика и подходы к реализации новых образовательных стандартов. Материалы второй Всероссийской научно-практической конференции с международным участием: в 3 кн. / Под общ. ред.: Т. А. Ратт, Е. Г. Плотникова, А. И. Дерябин, А. Н. Кудлаева, Е. В. Костарева, Т. И. Уткина, В. В. Грабарь, Е. В. Корчагина, А. А. Борисов, Д. В. Гергерт. Кн. 1. Пермь : Редакционно-издательский отдел НИУ ВШЭ-Пермь, 2014. Гл. 1. С. 31-43.