• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
For visually-impairedUser profile (HSE staff only)SearchMenu

Monitoring Economics of Education and Science (selected sections)

2010

Monitoring the economics of education is a system for collecting, processing, accumulating, analyzing and presenting the information required to characterize economic processes and mechanisms in education, taking into account the scale and structure of educational services markets, as well as the economic behavior of people, students, teachers and employers in this area. it also includes the economic and educational strategies of educational institutions at various levels, forms of ownership, organizational and legal forms.

Annually updated information of monitoring and its analysis provide timely identification of trends, risks and barriers in the education sphere, which become particularly important in the post-crisis period.

The organizational plan of monitoring the economics of education provides an opportunity to build a system of surveys based on information needs and financing conditions of the annual work cycle without changing its monitoring nature.

“Monitoring Economics of Education and Science (selected sections)” included in 2010 a survey of students’ parents, educators / teachers, and heads / directors of the two segments of the educational system - pre-school and basic. The main idea of this study, which was fully realized, was to support the conceptual approaches and methodologies of monitoring economics of education, carried out by the Higher School of Economics since 2002.

1. Survey of pre-school and basic education segments are aimed at studying the contribution of educational institutions and families in the development of cognitive skills, creativity, and the level of culture and children's health as well as their impact on learning outcomes.

In the context of this purpose, the following tasks were fulfilled:

– Assessment of the families’ costs associated with kindergartens and schools, as well as children’ additional education and sports sections.

– Analysis of families’ involvement in the process of education and development of a child, formation of children’s circle of contacts, and the influence of these factors on the progress in education;

– Identification of characteristics of educational institutions, attended by children;

– Evaluation of teaching practices in educational institutions on the basis of detailed surveys of educators and teachers;

– The study of material reward of employees as related to workload and performance, monitoring the situation in educational institutions by conducting opinion polls among school officers.

The analysis resulted in a number of bulletins of the “Monitoring economics of education” series. The materials of the surveys were published on the website for “Monitoring economics of education”.

2. The purpose of the survey of people’s attitude to science and education was to collect and analyze relevant data on methodology, and to harmonize with Eurostat surveys. To achieve this goal the following tasks were set:

– Analysis of statistical and analytical data provided at the Eurostat portal, associated with surveys of people's attitudes to science and education (the range of topic sections, specifics of the methodology and results presentation);

– Development of methodology and tools that can be applies to Russia;

– Preparing and conducting a survey, then compiling its results in comparison with European countries.

As a result of the research work, the following information was obtained:

  • On lifelong education - parameters of people’s participation in formal and additional education, self-education, including time and money at the expense of students, indicators of employers’ interest in training, as well as the factors that hamper learning;
  • On the use of information and computer technologies by people – occurrence rate, location and purpose of Internet use, including e-commerce and e-government, as well as online learning, the use of broadband Internet access and mobile devices; attitude to the problems of Internet security, barriers to  Internet installation in households;
  • On people’s attitudes towards the issues of science and technology development – the importance of specific research fields and new technologies, the approval or disapproval of certain new technologies, assessing the impact of science and technology on various aspects of people's lives.

Publications:


Абанкина И. В. Тенденции развития российского школьного образования на современном этапе, in: Инновационное развитие современной школы: практика и подходы к реализации новых образовательных стандартов. Материалы второй Всероссийской научно-практической конференции с международным участием: в 3 кн.. Пермь : Редакционно-издательский отдел НИУ ВШЭ-Пермь, 2014. С. 31-43.

• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мониторинг экономики образования и науки (отдельные разделы)

2010

Мониторинг экономики образования - это система сбора, обработки, накопления, анализа, представления  информации,  необходимой для характеристики экономических процессов и механизмов в сфере образования с учетом масштабов и структуры рынков образовательных услуг; экономического поведения населения, обучающихся, преподавателей и работодателей в данной сфере; экономических и образовательных стратегий учреждений образования различных уровней, форм собственности, организационно-правовых форм.
Ежегодно обновляемая информация мониторинга и ее анализ  обеспечивают своевременное выявление тенденций, рисков и барьеров в сфере образования, чтоприобретает особое значение в посткризисный период.

Организационная схема мониторинга экономики образования обеспечивает возможность выстраивать систему обследований исходя из информационных потребностей и условий финансирования ежегодного цикла работ, не изменяя при этом его мониторинговый характер.

 «Мониторинг экономики образования и науки (отдельные разделы)» в 2010 г. включил опросы родителей воспитанников/учащихся, воспитателей/преподавателей и заведующих/директоров двух сегментов образовательной системы – дошкольного и общего образования. Основная идея данного исследования, которая была полностью реализована, заключалась в поддержке концептуальных подходов и методологии мониторинга экономики образования, который проводится Высшей школой экономики, начиная с 2002 года.

1. Обследования сегментов дошкольного и общего образования нацелены на изучение вклада образовательного учреждения и семьи в развитие когнитивных навыков, творческих способностей, уровня культуры и здоровья детей и влияния их на результаты обучения.

В рамках соответствующей цели реализуются следующие задачи:

– оценка затрат семей, связанных с посещение детских садов и школ, а также с участием детей в дополнительном образовании, спортивных кружках и секциях;

– анализ вовлеченности членов семьи в процесс воспитания и развития ребенка, формирование круга общения детей и влияния этих факторов на успехи в обучении;

– выявление характеристик образовательных учреждений, которые посещают дети;

– оценка практик преподавательской деятельности в образовательных учреждениях на основании детальных опросов воспитателей и преподавателей;

– изучение материального вознаграждения работников в связи с рабочей нагрузкой и результатами деятельности, отслеживание ситуации в образовательных учреждениях, путем проведения социологического обследования точки зрения их руководителей.

По итогам анализа были подготовлены информационные бюллетени серии «Мониторинг экономики образования». Материалы обследований были представлены на сайте «Мониторинг экономики образования».

2.  Целью обследования отношения населения  к науке и образованию являлся сбор и анализ соответствующих данных по методике, гармонизированной с обследованиями Евростата. Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:

– анализ статистических и аналитических данных, представленных на портале Евростата, связанных с обследованиями отношения населения к науке и образованию (спектр тематических разделов, особенности методологии и представления результатов),

– разработка методологии и инструментария применительно к России;

– подготовка и проведение обследования, обобщение его результатов в сопоставлении с европейскими странами.

Результатом работы стала следующая  информация:

  • по непрерывному образованию – параметры участия населения в формальном и дополнительном образовании, самообразовании, в т.ч. затраты времени и средств обучающихся, индикаторы заинтересованности работодателей в обучении, а также факторы, препятствующие обучению;
  • по использованию населением ИКТ – частота, место и цели использования Интернета, включая электронную торговлю и электронное правительство, а также онлайн-обучение, использование широкополосного доступа к Интернету и мобильных устройств; отношение к проблемам безопасности Интернета; барьеры к установке Интернета в домашних хозяйствах;
  • об отношении населения к вопросам развития науки и технологий – степень важности конкретных научных направлений и новых технологий, степень одобрения или неодобрения некоторых новых технологий, оценки влияния развития науки и техники на различные стороны жизни людей.

Публикации по проекту:


Абанкина И. В. Тенденции развития российского школьного образования на современном этапе // В кн.: Инновационное развитие современной школы: практика и подходы к реализации новых образовательных стандартов. Материалы второй Всероссийской научно-практической конференции с международным участием: в 3 кн. / Под общ. ред.: Т. А. Ратт, Е. Г. Плотникова, А. И. Дерябин, А. Н. Кудлаева, Е. В. Костарева, Т. И. Уткина, В. В. Грабарь, Е. В. Корчагина, А. А. Борисов, Д. В. Гергерт. Кн. 1. Пермь : Редакционно-издательский отдел НИУ ВШЭ-Пермь, 2014. Гл. 1. С. 31-43.