• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Comparative Analysis of Higher Education Quality in Global Economy of Knowledge (BRIC countries)

2010
Department: Centre for Financial and Economic Decisions in Education

In 2010, we continued the Russian part of a cross-country comparative project, initiated by Stanford University School of Education (SUSE), that successfully began in 2009 with the support of the HSE Center for Fundamental Studies. The project aims to examine the quality of engineering and education economics in BRIC higher educational institutions and is based on the assumption that the way the national states develop and reform their higher education systems in response to the globalization processes is an important indicator of their ability to achieve sustainable economic growth.

The comparative nature of the project has three dimensions:

  1. Comparison of “strong” and “weak” higher education institutions, universities in the capitals and regions;
  2. Comparison of stakeholders’ positions: of university administration, students, alumni, employers;
  3. Cross-country comparisons - with the BRIC countries (analysis of the results of field research in Russia, China and India).

The purpose of the Russian part of the project is to diagnose changes in the system of professional higher education in technical universities (engineering) in the light of Russia's participation in the global economy of knowledge.

We managed to solve the following research tasks:

a) Based on empirical data, we made regional generalizations and comparisons (the Russian component), formulated additional grounds (in addition to the existing ones) for differentiating higher education institutions;

b) We performed initial cross-country comparisons on the basis of empirical data obtained in Russia, India and China.

The analysis of the findings attained by the field study part of the Russian education research confirmed the main provision of the hypothesis regarding the study of the Russian engineering education: first, the majority of Russian universities have no real incentive to change; secondly, the ongoing (externally initiated) changes are not deeply affecting the education system; thirdly, Russian universities haven’t generated internal incentives for upgrading their quality in accordance with the requirements of the innovation economy; fourthly, the main stakeholders of universities do not have coordinated interests; and fifthly, preserving the status quo may make Russian engineering education obsolete (in terms of the adequacy to the globalizing economy) compared with the technical education of rapidly growing India and China (today we can already talk about different dynamics and the development vector of technical education in our countries, and it is not in Russia’s favor).

The study showed that India’s higher technical education demonstrates an obvious determination to achieve maximum compliance of its design with the requirements of the globalized labor market and the development of students’ innovative competencies. Collective projects, actual production orders and insight into specifics of the profession, especially together with existing English language skills, promote students’ self-confidence in the ability of their future work to be successful abroad (63.1%). Maybe not everything is right yet (at least, the level of students’ satisfaction with their education is not very high), but students feel ready and prepared for future work.

We were unable to obtain this kind of descriptive data about Chinese technical education. However, we note some structural similarities with the Russian organization of the educational process (possibly due to the fact that China originally used Soviet Union practices). However in terms of student satisfaction, China’s results are close to India’s findings. A distinctive feature that we identified is an obvious commitment to learn foreign languages (the share of Chinese students who study foreign languages is much higher than in Russia).

Against the background of technical education in India which seems to be on an upward trend, Russian technical education is perceived as being on a downward trajectory. Maybe it is because, in this situation, standing still means falling behind. Qualitative changes in the education system in terms of students' educational experience are very slow - as opposed to India’s education system, which forms new types of educational experience and develops those competences that are required in the changing economy. One of the main conclusions concerning Russia’s technical education is that the implementation of a new understanding of students’ tasks (a pro-active approach to learning) and instructors’ tasks (creating an environment for students’ intensive and independent study) is impossible without the active involvement of all stakeholders, both at the individual and institutional levels. However in Russia, it looks as if the key stakeholder groups signed a “non-involvement” and status quo agreement.

Publications:


Carnoy M., Loyalka P., Dobryakova M. S., Dossani R., Froumin I., Kuhns K., Tilak J. B., Rong W. University Expansion in a Changing Global Economy: Triumph of the BRICs?. Stanford : Stanford University, 2013. doi

• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»Исследовательские проектыСравнительный анализ качества высшего образования в глобальной экономике знаний (страны БРИК)

Сравнительный анализ качества высшего образования в глобальной экономике знаний (страны БРИК)

2010

В 2010 году была продолжена работа над успешно начатой в 2009 году при поддержке ЦФИ ГУ-ВШЭ российской частью межстранового сравнительного проекта, инициированного Школой образовательных исследований Стенфордского университета (Stanford University School of Education – SUSE). Исследование направлено на изучение качества инженерного и экономического образования в высших учебных заведениях стран БРИК и исходит из предположения: то, каким образом национальные государства развивают и реформируют свои системы высшего образования в ответ на влияние глобализационных процессов, является важным свидетельством способности достичь устойчивого экономического роста.

Сравнительный характер исследования имеет три измерения:

  1. сравнение «сильных» и «слабых» вузов, столичных и региональных вузов;
  2. сравнение позиций стейкхолдеров: администрации вузов, студентов, выпускников, работодателей;
  3. межстрановые сопоставления – со странами БРИК (анализ по результатам проведенных полевых исследований в России, Китае и Индии)

Цель российской части исследования – диагностика изменений в системе высшего профессионального образования в технических вузах (подготовка инженеров) в связи с участием России в глобальной экономике знаний.

Решены следующие задачи исследования:

a. на основе полученных эмпирических данных проведены региональные обобщения и сопоставления (российский компонент), сформулированы дополнительные (к имеющимся) основания для дифференциации вузов;

b. проведены первичные межстрановые сопоставления на основании эмпирических данных, полученных в России, Индии и Китае.

Проведенный анализ данных полевой части исследования российского образования подтвердил основные положения гипотезы исследования состояния российского инженерного образования: во-первых, основная часть российских вузов не имеют реальных стимулов к изменениям; во-вторых, происходящие (инициируемые извне) изменения не затрагивают системы образования на глубинном уровне; в-третьих, в российских вузах не сформированы внутренние стимулы обновления качества в соответствии с требованиями инновационной экономики; в-четвертых, основные заинтересованные субъекты развития университетов не имеют согласованных интересов; в-пятых, дальнейшее сохранение статус-кво может привести к формированию отставания российского инженерного образования (по уровню адекватности глобализирующейся экономики) от технического образования динамично развивающихся Индии и Китая (уже сегодня можно говорить о разной динамике и векторе развития технического образования в наших странах, причем не в пользу России).

Проведенное исследование показало, что индийское высшее техническое образование демонстрирует явное стремление добиваться максимального соответствия своего дизайна требованиям глобализированного рынка труда и развитию инновационных компетенций студентов. Коллективные проекты, работа с реальными производственными заказами, изучение специфики профессии, особенно на фоне изначального знания английского языка, способствуют уверенности студентов в том, что их будущая работа может быть успешной за рубежом (63,1%). Возможно, еще не все получается (во всяком случае, степень удовлетворенности студентов полученным образованием не очень высока), но готовность к будущей работе студенты в себе ощущают.

Китайское техническое образование столь явно оценить не удалось. Однако можно отметить некоторое структурное сходство с российской организацией учебного процесса (возможно, в силу того, что изначально использовался опыт Советского Союза). Но по уровню удовлетворенности студентов образованием китайские результаты сближаются с индийскими. Отличительной особенностью, которую удалось выявить, можно указать является явное стремление студентов осваивать иностранные языки (доля студентов Китая, изучающие иностранные языки заметно выше, чем в России).

На фоне технического образования в Индии, создающего впечатление движения по траектории вверх, российское техническое образование воспринимается как движение по нисходящей траектории. Может быть, и потому, что стояние на месте – это тоже откат. Качественные изменения в системе образования по поводу образовательного опыта студента происходят очень медленно – в отличие от индийской системы образования, в которой формируется новые типы образовательного опыта и вырабатываются у студентов те компетенции, которые нужны меняющейся экономике. Один из основных выводов относительно российского технического образования заключается в том, что реализация нового понимания задач студента (активное участие в процессе обучения) и задачи преподавателя (создание условий для интенсивной и самостоятельной работы студента), невозможно без активной вовлеченности всех заинтересованных сторон как на индивидуальном, так и на институциональном уровнях. Но в России пока среди основных заинтересованных групп заключен договор «о невовлеченности» и сохранении статус-кво.

Публикации по проекту:


Carnoy M., Loyalka P., Dobryakova M. S., Dossani R., Froumin I., Kuhns K., Tilak J. B., Rong W. University Expansion in a Changing Global Economy: Triumph of the BRICs?. Stanford : Stanford University, 2013. doi