• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Организация школ и интеграция учащихся: проблемы социальной дифференциации и этнической сегрегации в школах РФ

2010
Подразделение: Научно-учебная лаборатория "Социология образования и науки" (Санкт-Петербург)

Проект состоял из трех взаимосвязанных частей:
1. изучение путей адаптации детей из семей иноэтничных мигрантов;
2. изучение социальной организации и эффективности школы;
3. изучение образовательного выбора школьников.

Изучение путей адаптации детей из семей иноэтничных мигрантов

Эта тема находится на пересечении нескольких важных исследовательских тем: социология миграции, социология образования и социальная стратификация. В настоящее время в России отсутствуют самые простые статистические данные о количестве детей из семей мигрантов в российских школах. Даже там, где такие данные собираются, они далеко не всегда являются надежными – в первую очередь потому, что нет ясности в вопросе о том, кого следует считать мигрантами и какую статистику надо собирать.

В ходе выполнения проекта проведены опросы школьников старших классов школ Санкт-Петербурга и Московской области. Эти локальности выбраны потому, что Москва и Петербург являются наиболее привлекательными городами для трансграничных мигрантов. Согласно данным Госкомстата, из всех въезжающих в РФ трансграничных мигрантов в Московскую область прибывает 26%, в Санкт-Петербург – 12%. Таким образом, именно в этих городах можно ожидать обнаружить школы с большим количеством детей из семей мигрантов.

В Санкт-Петербурге опрошено 104 школы по стратифицированной выборке с довыборкой малочисленных школ, поскольку по нашим предварительным данным именно в таких школах обучаются дети из семей мигрантов. Всего в Петербурге собрано 7300 анкет. В Московской области опрос проводился в шести муниципальных образованиях, непосредственно примыкающих к МКАД, в которых, по данным Министерства образования Московской области, наиболее высока доля детей из семей мигрантов. По случайной выборке было отобрано 50 школ, собрано 3900 анкет.

Особенностью методологии данного исследования является применение современных методов сетевого анализа (Social Network Analysis). На этапе сбора данных в анкету были включены вопросы на сетевые отношения (network relations) в классе. Дружеские сети являются одним из важнейших факторов в отношениях между школьниками и могут значительно воздействовать на их успеваемость, мотивацию к учебе, выбор дальнейшего образования. Кроме того, в отличие от традиционных социологических «опросов мнений», исследование внутришкольных социальных сетей позволяет измерить не установки и мнения, а реальные интеракции в классе/школе. Таким образом, использование сетевого подхода дает новую перспективу при изучении межэтнических отношений и позволяет количественно измерить взаимосвязь между включенностью в социальные сети и интеграцией.

Сетевые данные в силу своей специфики не поддаются обработке стандартными статистическими пакетами; для них разрабатываются специальные методы и программы; в качестве самых известных можно назвать Ucinet, Pajek, StockNet, Siena, PNet.

В ходе выполнения проекта были получены новые данные о социальном и этническом составе школьников Санкт-Петербурга и Московской области; о социальных горизонтах, успеваемости, образовательных и профессиональных притязаниях детей из разных этнических групп мигрантов; об этнической и социальной внутришкольной сегрегации/интеграции в школьных учреждениях с различными характеристиками.

Были обнаружены различия школ разного статуса по образовательным успехам и образовательным притязаниям, что объясняется в первую очередь различным социально-экономическим составом учащихся. Было продемонстрировано, что статус этнического меньшинства не оказывает влияние на успеваемость, но оказывает влияние время переезда.

Изучение социальной организации и эффективности школы

В ходе денного проекта разработан оригинальный инструмент для оценки социальной организации и эффективности школы, основанный на адаптации зарубежных методик анализа школьного климата и школьной культуры. При разработке анкеты были собраны и проанализированы существующие англоязычные инструменты и исследовательские статьи по оценке школьного климата. Русскоязычная анкета была разработана в двух вариантах: для учителей и учеников. В анкету были включены блоки для оценки чувства принадлежности (sense of belonging), личной и коллективной действенности (collective efficacy), удовлетворенности школой (school satisfaction), академической культуры (academic culture). Каждый блок включал 5-10 вопросов, оцениваемых по шкале Ликерта (Likert scale) от 1 до 6.

Был разработан первый вариант анкеты и проведен пилотный опрос, по результатам которого анкета была доработана. Переработанная анкета была использована для опроса 48 школах Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В каждой школе проводился одновременно опрос учеников и учителей, что дает возможность изучать взаимосвязи отдельных характеристик школьного климата и влияние характеристик учительского коллектива на достижения учеников. Всего опрошено 740 учителей и 2000 школьников. Выборка школ производилась случайным образом из школ 4 районов Петербурга и Ленинградской области. Небольшая, но достаточно разнообразная по характеру данных база позволяет подготовить инструментарий для оценки любой школы.

Изучение образовательного выбора школьников

В 2010 году продолжилась разработка темы образовательных траекторий, начатая в предыдущих проектах НУЛ СОН. 80 интервью с 9-классниками, собранные в 2009 году, были закодированы в QSR NVivo и проанализированы с точки зрения нового исследовательского фокуса. Интервью были подвернуты анализу в духе обоснованной теории (grounded theory). В качестве теоретической рамки анализа была выбрана теория рационального выбора (rational choice theory) и модель выбора фреймов (frame selection model).

Были выделены фреймы, формирующие образовательный выбор. Ключевые категории, почерпнутые из теории рационального выбора и модели выбора фреймов (выгоды, альтернативы, риски, ресурсы, фреймы) были наполнены содержанием, почерпнутым  из анализа интервью.

Анализ нарративов показал, что хотя во многих случаях применима теория снижения рисков, ее недостаточно для глубинного, подробного объяснения и описания процесса принятия образовательного решения. Включение в объяснительную модель еще двух категорий – фреймов и сценариев – позволяет учитывать также нормативную и ценностную составляющую выбора. Агрегированная модель выбора фреймов оказывается наиболее приемлемой для содержательного описания процесса принятия решения образовательного выбора на рубеже девятых классов.

Таким образом, работа с теориями рационального выбора и выбора фреймов, изначально разработанными для работы с большими массивами данных, оказывается продуктивной и в случае качественного анализа 80 интервью. Наполняя теоретические категории понятиями самих информантов, можно получить представление об их видении социального мира, воспринимаемых возможностях и существующих рисках. В результате удается построить социологические модели образовательного выбора, основанные на эмпирических данных и содержательно характеризующие этапы принятия решения о дальнейшем образовании.

Количественный анализ данных образовательного выбора на базе данных 470 девятиклассников производился с использованием моделирования структурными уравнениями (SEM or Structural Equation Modeling). Этот статистический метод позволяет устанавливать характер причинно-следственных связей в совокупности нескольких зависимых и независимых факторов.

Как оказалось, такие социально-психологические факторы как образовательные притязания и значимые другие заметно увеличивают объяснительную способность модели. Эти факторы опосредуют влияние социально-экономических показателей. Главным фактором, определяющим образовательный выбор, являются притязания школьников и их родителей. При этом притязания школьников зависят от успешности обучения в школе и от их окружения, а притязания родителей – от их социально-профессионального статуса, социального и культурного капиталов.

См. также

Ключевые слова