• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Партнерство гражданского общества и государства в решении социальных проблем

2010
Руководитель: Якобсон Лев Ильич

Литературу по вопросам взаимодействия институтов гражданского общества и государства в нашей стране нельзя назвать обширной. Эти вопросы редко концептуально объясняются, скорее имеет место обобщение фактов. Очевидна необходимость как разработки теоретических вопросов взаимодействия гражданского общества и государства на основе анализа исторического опыта и зарубежной практики, положений современной социальной теории, так и проведения конкретных эмпирических исследований в области формирования государственных и муниципальных политик по отношению к институтам гражданского общества. Это может служить основой для выработки рекомендаций органам власти, негосударственным некоммерческим организациям в целях повышения эффективности решения социальных проблем, повышений качества оказания социальных услуг населению на основе совершенствования технологий партнерского взаимодействия.

Объектом исследования является взаимодействие органов власти и структур гражданского общества в России. Предмет исследования - партнерство органов власти и структур гражданского общества в решении социальных проблем.

Цель - концептуализация партнерства гражданского общества и государства на основе данных теоретических и эмпирических исследований и выработка на этой основе рекомендаций для повышения эффективности решения социальных проблем за счет совершенствования технологий межсекторного взаимодействия.

Основные результаты выполненного исследования состоят в следующем:

1) Выявлено серьезное расхождение между растущими расходами российского государства на социальные цели и уровнем удовлетворенности населения состоянием социальной сферы. Расходы на социальные цели, финансируемые налогоплательщиками через федеральный, региональные и муниципальные бюджеты, а также государственные внебюджетные фонды, за последние пять лет удвоились. Конечно, средств все еще немного, если сравнивать с нашими партнерами по «Большой восьмерке», но важные позитивные сдвиги налицо. Однако удовлетворенность населения состоянием социальной сферы остается низкой, о чем однозначно свидетельствуют данные проведенного массового опроса населения. В среднем только каждый десятый опрошенный полагает, что отрасли  социальной сферы – образование, здравоохранение, наука, культура и социальное обеспечение – находятся в хорошем состоянии. Около 40% граждан считают, что их состояние более или менее удовлетворительно и примерно столько же дают однозначно негативные оценки. Наиболее выражена озабоченность положением дел в здравоохранении и социальном обеспечении (соответственно 53% и 56% граждан уверены, что данные сферы находятся в плохом состоянии).

2) Реформы в социальной сфере ощутимо ускорились, поскольку оценки населения, по существу, совпадают с теми, которые дает руководство страны. Президент страны считает, что в основе современного социального государства должна лежать «сложная, сбалансированная система экономических стимулов и социальных гарантий, юридических, этических и поведенческих норм». Усиливается целевая ориентация бюджетных расходов, в государственный сектор проникают конкурентные начала. Однако принимаемые решения не всегда находят общественную поддержку, а главное – зачастую явно недостаточны, чтобы быстро переломить негативные тенденции. Возможности увеличения финансирования не безграничны. Российская экономика еще не оправилась от кризиса, да и в среднесрочном периоде вряд ли будет расти темпом, достигающем хотя бы двух третей того, что имело место перед кризисом. Значит, социальные расходы также будут расти медленнее. Между тем, модернизация экономики и общества настоятельно требуют качественно иного состояния социальной сферы.

3) Перспектива модернизации самой социальной сферы – социальное развитие, направляемое гражданским обществом с опорой на государство и в постоянном тесном сотрудничестве с ним. В России сделаны первые шаги в этом направлении. В июле 2009 года принята Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества, в апреле 2010 года – Федеральный закон о поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций. В самом конце 2010 года, на заключительном этапе работы над бюджетом предстоящего периода выделено 900 млн. руб. на финансирование в 2011 году федеральной программы поддержки социально ориентированных НКО. В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 2010 года тема взаимодействия государства с НКО, особенно их вовлечения в решение социальных вопросов, стала одной из ключевых.

4) Проведенное исследование показало, что развитие общественно-государственное партнерство в социальной сфере является ключевым направлением модернизации социальной сферы, важнейшим инструментом повышения качества социальных услуг и обеспечения удовлетворенности населения этими услугами. Это демонстрирует изученный опыт зарубежных стран, российская историческая ретроспектива, это подтверждает анализ уже сформировавшихся в России современных практик участия структур гражданского общества в решении социальных проблем и их взаимодействия с органами власти в социальной сфере.

5) Выполненный ретроспективный анализ развития общественной самоорганизации в России в широком хронологическом срезе (период XVIII-XX вв.) подтвердил наличие в отечественной истории прецедентных моделей общественно-государственного партнерства в решении социальных проблем. В России имелась теоретико-идеологическая основа взаимоотношений государства и общественности, находившая отражение в форме официальных документов, определявших курс государственной власти по отношению к институтам гражданского общества; Существовала правовая база, регулировавшая жизнедеятельность институтов гражданского общества в социальной сфере, права и обязанности активистов гражданских институтов, характер взаимодействия государства и общественности в сфере решения социальных вопросов. Прослеживается административно-практический аспект, который формировали управленческие структуры, призванные реализовывать политику государства в отношении общественных организаций, работавших в социальной сфере. В истории России имеется и практический опыт активности общественных организаций в сфере решения социальных вопросов, в их взаимодействии с публичной властью и результатах такого взаимодействия.

6) На протяжении XIX – начала XX вв. взаимоотношения общественных организаций, занимавшихся оказанием социальных услуг, и публичной власти развивались в рамках модели «взаимодополнения». Формировавшийся тогда некоммерческий сектор заполнял те ниши на рынке социальных услуг (внешкольное образование, здравоохранение, благотворительность, профессиональная взаимопомощь, научная деятельность и др.), которые государство «не обслуживало», либо «обслуживало» чрезвычайно слабо. Например, в дореволюционной России не существовало государственной системы социального обеспечения, в силу чего социальным обеспечением занимались организации взаимопомощи, оказывавшие материальную (выдача ссуд, пособий, пенсий утратившим трудоспособность членам, их вдовам и сиротам и др.) и «интеллектуальную» помощь (создание библиотек, устройство спектаклей, концертов и вечеров) представителям различных профессиональных групп: торговым служащим, ремесленникам, врачам, фельдшерам, учителям и др. Расходы российского государства на народное образование даже в начале XX в. были символическими, в то время как значительная часть населения страны не обладала даже элементарным образованием, в связи с чем потребность населения России в получении образования и в самообразовании удовлетворяли просветительские и образовательные общественные организации. На негосударственных филантропических основах строилась в России и система попечения о неимущих, призрении сирот и др.