• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»Исследовательские проектыСоциальный капитал как ресурс эффективности государственного сектора и общественных услуг

Социальный капитал как ресурс эффективности государственного сектора и общественных услуг

2010

В рамках проекта выполнен цикл исследований, общей задачей которых являются анализ, измерение и оценка роли социального капитала в экономическом развитии, качестве государственного и муниципального управления, эффективности институтов и общественных услуг в России.

Перед проектом были поставлены следующие основные задачи:

  • На конкретных примерах провести измерение социального капитала и выявить его экономически значимые компоненты
  • Проанализировать и описать механизмы воздействия социального капитала на эффективность институтов, состояние экономики и общества
  • Измерить экономическую отдачу на социальный капитал
  • Проанализировать последствия нехватки социального капитала для исхода институциональных реформ

Для решения поставленных задач выполнен цикл исследований в следующих тематических кластерах.

По направлению «Социальный капитал и городское развитие» впервые на обширном массиве данных, репрезентативном в общероссийском масштабе, была измерена отдача на социальный капитал. Методами факторного анализа получены агрегированные индикаторы открытого и закрытого социального капитала, а также гражданской культуры. Показано, что социальный капитал оказывается высоко значимым для оценки населением положения дел в своих городах, причем открытый социальный капитал способствует городскому развитию, а закрытый – препятствует ему, причем в основе такого влияния лежат механизмы политической подотчетности городских органов власти населению. Разработана теоретическая модель, объясняющая полученные зависимости, и в частности механизмы негативного воздействия закрытого социального капитала на состояние экономики и общества.

В разделе исследования «Роль социального капитала в коллективном управлении жилым фондом» получены важные для реформы жилищно-коммунального хозяйства практические выводы о роли способности к самоорганизации в коллективах жильцов и состоянии рынка управляющих компаний для успеха ТСЖ, создаваемых жильцами для совместного содержания общей собственности в жилых домах. В ТСЖ, как и в государственном и муниципальном управлении, возникает проблема подотчетности управляющих органов; таким образом, ТСЖ может рассматриваться как «микромодель» агентских отношений между обществом и его полномочными представителями, и в этом смысле два вышеупомянутых кластра проекта на разном уровне исследуют одну и то же проблему. В обоих случаях во взаимосвязи социального капитала и достигаемых результатов наиболее значимым оказывается вертикальный канал, связанный с деятельностью управляющих органов.

В разделе «Институциональные реформы при недостаточной подотчетности власти» исследуются последствия нехватки социального капитала для реформ, направленных на утверждение общедоступных институтов рыночной экономики, известных под видовым названием «институты частной собственности». При недостатке социального капитала такого рода реформы лишаются необходимого политического фундамента и оказываются недостаточно действенными. В качестве примера рассматривается «дачная амнистия» – реформа, направленная на содействие юридическому оформлению прав собственности граждан на небольшие земельные участки и объекты недвижимости. Проведение дачной амнистии в России наталкивается на серьезные препятствия, и диагностика которых является целью  проекта. Был предпринят теоретический анализ проблемы, сформулированы гипотезы и разработан инструментарий эмпирического исследования.

В разделе  «Социальный капитал и состояние дорожного движения в российских городах» проанализировано влияние норм, ценностей и поведенческих практик на пробки и аварии на дорогах российских городов. Выявлена значимая зависимость состояния дорожного движения от поведения людей за рулем и их гражданской активности и зрелости, воздействующих на качество городского и дорожного планирования. В частности, установлено, что ценности индивидов через поведение за рулем автомобиля оказывают сильное влияние на аварийность, тогда как основной причиной пробок являются недостаточная пропускная способность дорожной сети и просчеты в городской планировке, и здесь, таким образом, решающую роль должен сыграть вертикальный канал воздействия социального капитала.

В разделе «Социальный капитал и система образования» эмпирически подтвержден значительный вклад высшего образования в накопление социального капитала в России, причем это вклад создается как прямыми, так и косвенными (внешними) эффектами. Проанализированы также последствия нехватки социального капитала в профессиональном академическом сообществе. Показано, что в таком случае конкуренция между вузами не создает стимулов к повышению академических стандартов и качества образования.

В разделе «Институциональные реформы при недостаточной подотчетности власти» исследованы последствия нехватки социального капитала для реформ, направленных на утверждение общедоступных институтов рыночной экономики. В качестве иллюстрации дана диагностика препятствий «дачной амнистии» – реформе, направленной на упрощение юридического оформления прав собственности частных лиц на небольшие земельные участки и объекты недвижимости.

На основе указанных проектов получены и систематизированы углубленные представления о взаимосвязи институтов и социального капитала как факторов экономического развития.  Исследования проекта позволили установить связь между различными гипотезами и теориями о взаимной обусловленности институтов и развития, и уточнить роль социального капитала в такого рода зависимостях.

Публикации по проекту:


Borisova E. I., Polishchuk L. I., Peresetsky A. Collective Management of Residential Housing in Russia: The Importance of Being Social / Social Science Research Network. Series "SSRN Working Paper Series". 2013.