• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»Исследовательские проектыИнститут правового мониторинга как инструмент оценки последствий нормативных актов

Институт правового мониторинга как инструмент оценки последствий нормативных актов

2010

Объектом исследования является законодательство Российской Федерации, закономерности правового регулирования экономических отношений.  Цель работы – анализ комплекса проблем эффективности законодательства в экономической сфере, разработка методологии правового мониторинга (оценки эффективности действующих нормативных актов), а также разработка рекомендаций по проведению правового мониторинга.

Авторы исследования исходили из методологической предпосылки о значительной степени самостоятельности правовой системы от иных систем общества (экономической, политической, культурной и т.д.). Правовая система, испытывая воздействие различных внешних стимулов, все же развивается исходя из своей внутренней логики, основу которой образует принцип системности права. Именно с этим связана ограниченность возможностей законодателя по произвольному определению содержания норм права.

Проведенное исследование позволило получить следующие результаты. В области теории:

  • осуществлена рациональная реконструкция логики формирования концепта «эффективность права» в рамках юридической науки;
  • выявлены факторы, блокирующие осмысленную и теоретически перспективную постановку вопроса об оценке эффективности права, в рамках классического (позитивистского) типа правопонимания;
  • сформулированы условия, которые обеспечат интеграцию концепции эффективности права в рамки юридического дискурса;
  •  исследованы теоретические конструкции, которые могут быть положены в основание такой интеграции;
  • обоснован вывод о том, что указанная интеграция не может быть осуществлена юридической наукой исключительно собственными средствами, при помощи специфически юридического концептуального аппарата;
  • обоснован вывод о том, что на сегодняшний день наиболее перспективным способом интеграции является использование методологии экономической теории;
  • осуществлена рациональная реконструкция логики развития неклассических моделей оценки эффективности правовых предписаний в  рамках традиции экономического анализа (т.н. «чикагской ортодоксии);
  • проведен анализ процессов формирования института правового мониторинга в Российской Федерации, выявлены основные его противоречия и затруднения.

В области методологии:

  • проведен анализ существующих институтов, методологически родственных правовому мониторингу (прогнозирование последствий регулирующего воздействия (включая юридическое прогнозирование), институт экспертиз, оценки рисков и др.). Сформулированы выводы о применимости элементов используемых в рамках данных институтов методологий для формирования методологии правового мониторинга;
  • разработан вариант методических рекомендаций по проведению мониторинга законодательства в Российской Федерации, адаптированный для применения федеральными органами исполнительной власти на начальном этапе (с учетом имеющегося ресурсного и кадрового обеспечения).

В области эмпирических исследований:

  • на основе проведенного анкетного исследования (проведено среди нескольких категорий правоприменителей (должностные лица органов государственной власти, представители коммерческих компаний, общественных организаций (в частности, членов московской адвокатской палаты), сотрудники независимых юридических компаний, оказывающих юридическое сопровождение на принципах аутсорсинга («Барабашев и партнеры» и др.)  сформулирован ряд общих выводов о восприятии российскими практикующими юристами проблематики эффективности действующими законодательства, а также о положении вещей в рассматриваемой сфере. Для целей анкетирования была разработана экспертная анкета, при этом вопросы были сформулированы как открытые, т.е. допускающие для эксперта собственный вариант ответа и комментарии к нему. Размер выборки – около 75 экспертов.

В области экспертного сопровождения деятельности Правительства РФ: подготовлен ряд аналитических материалов.

Результаты работы могут быть использованы в ходе законопроектной работы Правительства Российской Федерации, в том числе при разработке системы мер по повышению качества нормотворчества. Экономическая эффективность работ определяется общественным эффектом от выполнения исследования по теме, прежде всего, повышением качества и эффективности принимаемых проектов нормативных правовых актов.