• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»Исследовательские проектыРазработка теории способностей и ее приложений к учебной и профессиональной деятельности

Разработка теории способностей и ее приложений к учебной и профессиональной деятельности

2010
Подразделение: Факультет психологии

Не смотря на признание того факта, что способности являются одной из основных детерминант эффективности деятельности человека, до настоящего времени в мировой и отечественной психологической науке нет устоявшейся точки зрения на содержательное определение того, что является сущностью способностей. Как отмечал С.Л. Рубинштейн термин «способности» в определениях, представленных в научной литературе, указывает только на то, что это нечто (способности) обуславливает успех в деятельности, но ничего не говорится о том, что есть это нечто. Создание теории способностей предполагает, прежде всего, раскрытие содержания понятия «способности».
В отечественной психологической науке в последнее время сделан определенный шаг к разрешению данного вопроса. Среди работ данного направления можно выделить теорию способностей, разработанную В.Д. Шадриковым, которая отвечает критериям Холла и Линдсея отнесения научных результатов к психологической теории.

Вместе с тем, ряд следствий, вытекающих из разработанной теории способностей, требует дальнейшей экспериментальной проверки. Это же относится и к возможности использования разработанной теории в прикладных работах, связанных с учебной и профессиональной деятельностью, что и определило цели и задачи настоящего исследования.

Цель данного исследования заключалась в изучении комплекса проблем, связанных с исследованием роли субъектности в развитии способностей.

Поставленная цель конкретизируется в следующих задачах исследования:

1. Теоретическое обоснование и экспериментальная проверка проявления субъектности в процессе реализации способностей.

2. Изучение роли рефлексивных механизмов в структуре способностей.

3. Определение места способностей в структуре педагогической деятельности.

4. Разработка методических основ развития способностей в учебном процессе.

Предметом исследования выступает системокомплекс познавательных способностей, субъектности и рефлексии учащихся общеобразовательной школы.

Настоящее исследование является продолжением проектов 2008 года «Развитие интеллектуальных операций как основы формирования познавательных способностей человека» и 2009 года «Развитие познавательных способностей учащихся общеобразовательной школы».

Настоящее исследование включало в себя два основных этапа:

На первом этапе настоящего исследования проходило выявление взаимосвязи между процессом овладения основными интеллектуальными операциями и уровнем развития субъектности и рефлексии у учащихся различных возрастных групп. Эта часть исследования была направлена на дальнейшее развитие теории способностей, разработанной в Институте содержания образования ИРО ВШЭ.

В соответствии с основной целью исследования на втором этапе исследования были поставлены и решены следующие задачи:

1. Проведено теоретическое обоснование и экспериментальное исследование проявления субъектности в процессе развития способностей.

2. Проанализирована и исследована роль рефлексивных механизмов в структуре способностей.

3. Определено место способностей в структуре педагогической деятельности.

4. Разработаны методические основы развития способностей в учебном процессе.

Содержательно полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:

1. Проделанный теоретический анализ категорий субъекта и субъектности, а также анализ специфики деятельности учащихся по целенаправленному овладению интеллектуальными операциями, позволил нам выделить в качестве основных следующие показатели субъектности, проявляющейся в процессе развития способностей (овладения интеллектуальными операциями) в учебной деятельности школьников:

  • общий уровень интеллектуального развития;
  • рефлексивность;
  • мотивационная направленность личности на достижение успеха;
  • волевая регуляция поведения (интернальность, внутренний локус контроля).

2. Между всеми выделенными в ходе теоретического анализа субъектными качествами установлены статистически значимые положительные корреляционные связи. Причем большая их часть значима на уровне p < 0,001. Таким образом, экспериментально доказано, что в совокупности они составляют единую, качественно специфичную систему – субъектность, которая является единым, системным свойством или качеством личности, имеющим определенную структуру, выполняющим определенные функции и в разной мере выраженным у разных людей. Кроме того, результаты исследования свидетельствуют о том, что выделенные субъектные характеристики тесно связаны с интеллектуальными показателями, которые также можно включить в общую структуру субъектности, проявляющуюся в процессе развития способностей (овладения интеллектуальными операциями).

С учетом того, что все выявленные внутрисистемные связи в структуре субъектности являются положительными, мы можем говорить о том, что чем лучше развито у субъекта конкретное субъектное качество, тем выше общий уровень субъектности, включая другие её показатели.

Важно подчеркнуть, что указанный факт имеет фундаментальное значение, т.к. он подтверждает реальное существование такого системного качества, как субъектность. Кроме того, он свидетельствует о непосредственном влиянии субъектности, как системы личностных качеств, на успешность интеллектуальной деятельности, Если ранее такое качество, как субъектность, выделялось и описывалось преимущественно на теоретическом уровне, то в данной работе оно нашло очевидное экспериментальное подтверждение. Это позволяет подойти к нему с практической стороны. Определив его основные составляющие (субъектные качества), структуру и функции мы можем опираться на него в реальной деятельности, т.е. способствовать его развитию, и, следовательно, детерминировать успешность той деятельности, в отношении которой оно будет проявляться.

3. Полученные данные позволяют выявить в качестве базовой субъектной характеристики интернальность или внутренний локус контроля., Данная субъектная характеристика имеет наибольший вес в структуре субъектности, проявляющейся в овладении способностями, и может служить основой для интеграции остальных компонентов структуры. Важно подчеркнуть, что такое качество, как интернальность, определяет способность к волевой, сознательной и целенаправленной регуляции поведения, что и составляет сущностную основу субъектности. Противодействие внешним и внутренним условиям, препятствующим саморазвитию и самореализации, осуществляется именно волей человека.В данной связи представляется вполне закономерным, что интернальность (высокий уровень субъективного контроля) выступает в качестве структурообразующего фактора.

4. Учащиеся группы с более высокоразвитыми интеллектуальными способностями в большей степени мотивированы на успех в учебной и познавательной деятельности и в большей мере склонны возлагать на себя ответственность за процесс обучения и его результаты. При этом они в большей мере склонны к рефлексии собственной деятельности и её результатов. Из этого мы можем сделать важный вывод о том, что помимо приемов, способствующих овладению интеллектуальными операциями учащимися, в программу работы по целенаправленному развитию данных операций должны также быть включены элементы, способствующие повышению мотивации к успеху в целом и к успеху в учебной деятельности, в частности.

См. также

Ключевые слова