• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Субъективность и идентичность

2010
Подразделение: Факультет философии

Актуальность исследования обусловлена кризисом коллективных идентичностей -  национальных, государственных, конфессиональных, профессиональных,  влекущих за собой кризис индивидуальной идентичности. Выбирая в качестве основания своего действия одну  из частных «символических стратегий» коллективной идентичности, субъект принимает лишь обусловленные ею частные обязательства.  Однако признание сугубо прагматического характера  этого выбора как простого выражения лояльности по отношению к некоторому культурному сообществу, не только превращает реальность в «социальный конструкт», но и  ставит под сомнение целостность самого субъекта выбора, «жизненный мир» которого распадается на множество «несоизмеримых» символических реальностей -  «реальность нации», «реальность гендера», «профессиональную реальность», «конфессиональную реальность». Кризис идентификации диагностирован постмодернистской методологией в тезисе о  «смерти субъекта», полемика с которым составляет основную цель проекта.

Цели проекта:
1) историко-философская реконструкция эволюции представлений о субъекте и идентичности от античности до наших дней;
2) экспликация логического, онтологического, культурологического и социологического измерения феноменов субъективности и идентичности;
3) анализ современных концепций субъективности и идентичности, существующих в различных дисциплинах философского цикла (онтологии, логике, культурологии, социологии);
4) разработка онтологии субъекта, устойчивой к гиперкритицизму постмодернистской методологии.

Главная задача исследования – ретроспективная реконструкция генеалогии нововременной философии субъекта, рассмотренной в свете новейших историко-философских, логико-семантических, феноменологических и герменевтических подходов.

В ходе исследования получены следующие основные результаты:

1. Исследован процесс становления проблематики субъективности в античном философском мышлении. Выявлено влияние аристотелевского учения о душе и, в особенности, его учения о деятельном уме (nous poietikos) на становление основных проблем средневекового и новоевропейского онтологического, психологического и антропологического дискурсов о субъекте. Осуществлена реконструкция  семантики термина «лицо (persona)» в текстах Цицерона и его предшественника – стоика Панетия с особым акцентом на юридическом измерении этого термина и его драматургических коннотациях. Проведен семантический анализ аналогов новоевропейской категории субъекта, выработанных в схоластической и святоотеческой литературе (subjectum, «лицо», «ипостась»). Показано, что категория воипостасности позволила Леонтию Византийскому  предложить персоналистскую трактовку субъективности, в противоположность предметному ее пониманию у античных философов.

2. Концептуализирована связь между категориями авторства и субъективности,осуществлена  реконструкция процесса рождения и становления автора как ответственного субъекта высказывания в европейской культурной истории. Показано, что именно доктринальный авторитет парадоксальным образом требовал от схоластического автора занять определенную концептуальную позицию и обозначить свою авторскую волю. На материале памятников итало-  и латиноязычной литературы эпохи Возрождения (текстов Лоренцо Медичи, историков и авторов хроник конца XIV – начала XV вв.) исследован процесс эмансипации автора от авторитета и реабилитации авторской субъективности.

3.  Рассмотрены предпосылки и последствия «трансцендентального поворота» в трактовке субъекта и его идентичности; выявлены   альтернативные концепции субъективности, вытесненные картезианской философией субъекта; изучены трансформации концепций субъекта в европейской историографии и философии истории. Показано, что Декарт  рассматривал  «я» как категорию, не сводимую ни к каким объектным понятиям («душа», «мыслящий человек»),  что позволило рассмотреть инициированный Картезием проект истории «я» в экзистенциалистской перспективе, заданной М.Хайдеггером. Выявлены основания  критики «трансцендентального субъекта» в феноменологической традиции XX в. (от М. Хайдеггера до Ж.-Л. Мариона).  На основе реконструкции идей Дж.Локка разработана когнитивистская концепция личности, альтернативная  субстанциалистской. 

4. Выявлены основания и границы применения методологии и концептуального аппарата логической семантики в анализе проблемы идентичности. Представлено логико-семантическое и феноменологическое обоснование тезиса об интенциональности как интенсиональности,  обосновывающее использование аппарата интенсиональной логики в анализе интенциональных отношений. Показано, что  переход современной интенсиональной логики от «априорного» задания индивидной области  к разработке семантических методов конструирования «интенционально тождественных» индивидов  свидетельствует о начале принципиально нового этапа в логико-феноменологическом исследовании  идентичности.

5. Выработан авторский подход к проблеме самотождественности субъекта, основанный на представлении о культурной самоидентификация как «многомерном» объекте эпистемологического исследования, который «восстанавливается» из своих «одномерных» или «плоскостных» проекций, создаваемых социологией, этнографией, психологией и других культурологических дисциплин. Показано, что особую роль в этом «восстановлении» играет философия культуры.

6. Подготовлена к изданию в Издательском Доме НИУ ВШЭ коллективная монография «Субъективность и идентичность» (ответственный редактор – А.В. Михайловский), в которую вошли оригинальные статьи участников проекта. Проведена международная научная конференция «Субъективность и идентичность» с участием всех исполнителей НИР, профессоров департамента философии университета г. Кан (Caen) (Франция), сотрудников Института философии РАН, Российского государственного университета им. И. Канта, Санкт-Петербургского государственного университета, МГУ им. М. В. Ломоносова (15 – 17 сентября 2010 г., НИУ ВШЭ, г. Москва).

Публикации по проекту:


Михайловский А. В. Субъект как ипостась: философское учение Леонтия Византийского о личности // В кн.: Субъективность и идентичность / Отв. ред.: А. В. Михайловский. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2012. С. 49-79.
Драгалина-Черная Е. Г. Интенциональное тождество: case-study для аналитической феноменологии // В кн.: Субъективность и идентичность / Отв. ред.: А. В. Михайловский. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2012. С. 231-248.
Зарецкий Ю. П. История европейской субъективности Мишеля Фуко // В кн.: Субъективность и идентичность / Отв. ред.: А. В. Михайловский. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2012. С. 293-318.
Плешков А. А. Понятие AION в древнегреческой философии: концепция полноты бытия-времени // В кн.: Философские, политические и социально-психологические аспекты проблемы времени. К. : Центр учебной литературы, 2011. С. 47-63.
Макарова И. В. Истоки понятия "субъект" в греческой философии (Платон, Аристотель). // В кн.: Субъективность и идентичность / Отв. ред.: А. В. Михайловский. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2012. Гл. 1. С. 15-34.
Лифинцева Т. П. Проблема интерсубъективности в философии ХХ века: Я и Другой // В кн.: Субъективность и идентичность / Отв. ред.: А. В. Михайловский. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2012. С. 191-197.
Субъективность и идентичность / Отв. ред.: А. В. Михайловский. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2012.
Крючкова С. Е. Идентичность и принцип "тождества неразличимых" Лейбница // В кн.: Субъективность и идентичность / Отв. ред.: А. В. Михайловский. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2012. Гл. 7. С. 128-154.
Иванова Ю. В. Пути формирования авторского Я в ренессансной литературе: к истории новоевропейского субъекта // В кн.: Субъективность и идентичность / Отв. ред.: А. В. Михайловский. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2012. С. 319-337.
Соколов П. В. Критика «эгоцентрической» эпистемологии и когнитивное достоинство предрассудка: альтернативы картезианскому epoche у Дж. Вико и И. Ньютона // В кн.: Субъективность и идентичность / Отв. ред.: А. В. Михайловский. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2012. С. 154-168.
Долгоруков В. В. Прагматика аргументов к субъективному опыту (как философствуют руками: Дж.Э. Мур и Р. Нуньес) // В кн.: Субъективность и идентичность / Отв. ред.: А. В. Михайловский. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2012. С. 249-260.