• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Developing methods and means of situational modeling

2010
Head: Kozyrev, Oleg
Department: Laboratory of Theory and Practice of Decision-Making Support Systems (Nizhny Novgorod)

This project focuses on an integrated academic task of developing a group of mathematical and simulation models by means of situational modeling that facilitate forecasting of the processes of collective decision making in a complex environment. 

The main theoretical academic findings that were expected included:

1. A set of mathematical and simulation models describing the processes of collective actions in a distributed multi-agent environment.

2. Modern service-oriented architecture and implementation of prototypes of situational modeling method of studying complex socio-economic systems.

3. New mathematical models and solution methods for the multi-criteria problems of political choice and insurance activity, implemented in the form of algorithms within the system of situational modeling.

Information services have become the main tool of designing and implementing innovative transformations in modern economy and management. Taking into account the rising importance of information services, the researchers identify two defining specifics in the prospects for world economic development. First, a sustainable move towards establishing a service-oriented economy. Second, the rapid growth of information economies in size and importance within the national economies of developed countries.

One of the specifics of the current state of affairs in this branch of studies is the rapid development of situational modeling and intellectual data mining technologies. Business applications and decision-making support systems are the most important and promising area for using these technologies. The possibilities of situational modeling integrated with the means of intellectual data mining are best implemented within systems supporting business decision-making. These systems open new possibilities to analysts, researchers and decision makers – company managers and directors.

The complexity and variety of situational modeling system types and intellectual data mining algorithms require a specific end-user interface and operating principles for modeling and situation analysis in specific areas. All world ICT majors have special research units that work in this area. 

At the moment, research into social dynamics phenomena uses functional and structural models. At the same time, one of the most promising areas in theoretic and applied studies of complex social systems is multi-aspect mathematical and information modeling in the form of distributed simulation systems based on the interaction paradigm of individual-based systems or, more frequently, agents.

During the design, development and evolution of these multi-agent simulation systems that model different situations, an academic task emerges of creating new fundamental principles of information interaction among various types of agents that comprise the situation model. An efficient solution to this problem requires the rejection of the “closed world” model and forces researchers to concentrate on such problems as meta-data representation and formal multi-aspect modeling of agents’ particular perceptions about the composition and behavior of the subject field, the properties and interfaces of complex software and hardware systems to achieve semantic interaction of distributed components, consistent and holistic application of various formal methods of semantics and pragmatics knowledge acquisition and transformation.

• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Разработка методов и средств ситуационного моделирования

2010
Руководитель: Козырев Олег Рамазанович

В данном проекте решалась комплексная научная задача по разработке группы математических и имитационных моделей в составе средств ситуационного моделирования, способствующих прогнозированию процессов коллективного принятия решений в сложных условиях.

В число наиболее важных ожидаемых теоретических научных результатов входили:

1. Набор математических и имитационных моделей, описывающих процессы коллективных действий в распределенной многоагентной среде.

2. Современная сервис-ориентированная архитектура и программной реализация прототипов средств ситуационного моделирования для изучения сложных социально-экономических систем.

3. Новые математические модели и методы решения для многокритериальных задач политического выбора и страховой деятельности, реализованные в виде алгоритмов в составе системы ситуационного моделирования.

Информационные сервисы становятся основным инструментом проектирования и реализации инновационных преобразований в современной экономике и управлении. С учетом роста принципиальной важности информационных сервисов, в настоящее время исследователи отмечают две определяющих особенности в перспективах развития мировой экономики. Первой из них является устойчивое движение в сторону создания глобальной сервис-ориентированной экономики (СОЭ). Вторая заключается в стремительном росте размера и важности информационной экономики (ИЭ) в структуре национальных экономик развитых стран.

Одной из особенностей современного состояния дел в данной области исследования является активное развитие технологии ситуационного моделирования и интеллектуального анализа данных (data mining). Бизнес-приложения и системы поддержки принятия решений являются наиболее важным и перспективным направлением применения подобных технологий. Возможности ситуационного моделирования, интегрированных со средствами интеллектуального анализа данных, наиболее полно реализуются в составе систем поддержки бизнес-решений. Такие системы открывают новые возможности перед аналитиками, исследователями, а также теми, кто принимает решения - менеджерами и руководителями компаний.

Сложность и разнообразие видов систем ситуационного моделирования и алгоритмов интеллектуального анализа данных требуют создания специализированных интерфейсов  конечного пользователя и принципов работы для моделирования и анализа ситуаций в конкретных областях. Все ведущие мировые компании в области ИКТ имеют специальные исследовательские подразделения по этому направлению. 

В настоящее время при изучении феноменов социальной динамики применяются функционально-структурные модели. При этом одним из наиболее перспективных направлений в теоретических и прикладных исследованиях сложных социальных систем считается многоаспектное математико-информационное моделирование, воплощенное в форме распределенных имитационных систем на основе парадигмы взаимодействия индивидуальных сущностей (individual-based systems) или, как их чаще называют, агентов.

В ходе проектирования, разработки и эволюции таких многоагентных имитационных  систем, моделирующих различные ситуации, возникает важная научная задача по созданию новых фундаментальных принципов информационного взаимодействия различных видов агентов, составляющих модель ситуации. Эффективное решение этой проблемы требует отказа от модели "замкнутого мира" и заставляет исследователей обратить повышенное внимание к таким задачам, как явное представление мета-данных и формальное многоаспектное моделирование частных представлений агентов о составе и поведении предметной области, свойств и интерфейсов сложных программно-аппаратных систем для достижения семантического взаимодействия распределенных компонентов, согласованное и холистическое применение различных формальных методов извлечения и преобразования знаний о семантике и прагматике.