• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»Исследовательские проектыОбоснование перспектив развития высшего и среднего профессионального образования инвалидов в Российской Федерации

Обоснование перспектив развития высшего и среднего профессионального образования инвалидов в Российской Федерации

2004

Цель работы – определение спроса на высшее и среднее профессиональное образование со стороны инвалидов и оценка возможностей удовлетворения этого спроса с учетом существующих бюджетных ограничений и направлений реформирования системы образования в РФ, решение задач, связанных с определением потребности инвалидов страны в высшем и среднем профессиональном образовании, а также определением наиболее рациональных институциональных форм его организации. В ходе теоретических и экспериментальных исследований были представлены методические подходы к оценке спроса и результатов высшего и среднего профессионального образования инвалидов в РФ. В результате выработаны рекомендации по интеграции инвалидов в систему высшего и среднего профессионального образования.

Объектом исследования являются мероприятия по профессиональной реабилитации инвалидов в Российской Федерации.

Цель работы заключалась в определении спроса на высшее и среднее профессиональное образование со стороны инвалидов и оценка возможностей удовлетворения этого спроса с учетом существующих бюджетных ограничений и направлений реформирования системы образования в Российской Федерации, решение задач, связанных с определением потребности инвалидов страны в высшем и среднем профессиональном образовании, а также определением наиболее рациональных институциональных форм его организации. В соответствии с целью работы в ходе выполнения исследования 1 этапа использовались методы экономического и статистического анализа.

Результаты исследования

  1. Проведен сравнительный анализ правовых и институциональных основ образования инвалидов в России. Рассмотрен статус инвалидов, международные принципы организации процесса обучения инвалидов, советский опыт организации образования инвалидов, реализация права на образование инвалидов в современной России.
  2. Рассмотрены основные принципы развития профессионального образования в России. Предложены основные направления развития профессионального образования инвалидов в средних и высших учебных заведения. Рассмотрены возможности профессиональной подготовки инвалидов, а также их профессионально-трудовой ресурс.
  3. Определена роль профессионального образования лиц с ограниченными возможностями по состоянию здоровья в трудоустройстве и занятости этой категории (на примере лиц с дефектами слуха).
  4. Проанализирована занятость инвалидов на примере инвалидов по слуху. Рассмотрена образовательно-реабилитационная среда для инвалидов. Предложена модель инновационного образования инвалидов интегрированного с социальной политикой.
  5. Изучен и систематизирован опыт подготовки специалистов инженерного профиля из числа лиц с дефектами слуха в МГТУ им. Н.Э. Баумана, организационно-правовые основы деятельности технического вуза в области реабилитации инвалидов по слуху.
  6. Рассмотрены методические подходы социально-экономического эффекта (эффективность) реабилитации инвалидов, основные понятия социально-экономического эффекта и эффективности реабилитационных мероприятий для инвалидов. Определен набор показателей для оценки мероприятий по профессиональной подготовке инвалидов. Проведены расчеты по оценке мероприятий по реабилитации инвалидов на информационной базе Головного учебно-исследовательского и методического Центра профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья ( инвалидов) МГТУ им. Н. Э. Баумана(ГУИМЦ).
  7. Представлен примерный расчет затрат на обучение инвалидов по слуху и период их окупаемости.