• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»Исследовательские проектыМетодология статистического исследования научного потенциала России на основе международных стандартов

Методология статистического исследования научного потенциала России на основе международных стандартов

2004

В результате проведенных научно-исследовательских работ осуществлен анализ международных стандартов в области статистики науки и сформулированы предложения по ее совершенствованию в России. Разработана система статистических показателей. Подготовлен экономико-статистический сборник «Исследования и разработки в секторе высшего образования.

Целью работы является формирование системы статистических показателей научного потенциала высшей школы необходимая для обеспечения оценки состояния и тенденций развития науки, а также результатов проводимых исследований и подготовка экономико-статистического сборника "Исследования и разработки в секторе высшего образования".
В процессе исследования были рассмотрены основные составляющие научного потенциала высшей школы - организационная структура, кадровый потенциал, финансирование исследований и разработок, материально-техническая и опытная база, результативность.
Разработаны методологические основы формирования и принципы системы статистических показателей научного потенциала высшей школы.
Представлены показатели кадров науки, основной категорией которых является персонал, занятый исследованиями и разработками. В соответствии с характером фактически выполняемой работы и уровнем квалификации в составе персонала выделяются четыре категории работников: исследователи, техники, вспомогательный и прочий персонал. Анализируются подходы к измерению фактической занятости научной деятельностью путем определения численности работников в эквиваленте полной занятости.
Рассматриваются показатели образовательного уровня, квалификации, половозрастного состава, движения и подготовки кадров науки.
Исследуются показатели финансирования исследований и разработок в секторе высшего образования, в числе которых в качестве обобщающего выступает показатель внутренних затрат на их выполнение.
Принципиальное значение имеет изучение распределения затрат по видам работ, областям науки, социально-экономическим целям. Внутренние затраты на исследования и разработки рассматриваются в разрезе источников финансирования.
Рассматриваются показатели материально-технической и опытной базы научного потенциала высшей школы. Главными характеристиками в этой сфере служит обеспеченность науки основными и оборотными фондами, современным оборудованием и вычислительной техникой, средствами опытно-экспериментальной проверки результатов научных исследований.
Результативность науки сектора высшего образования исследуется с использованием показателей патентной статистики, баланса платежей за технологии, а также показателей цитируемости. Проводятся оценки влияния науки на общество с применением социологических методов.
В отчете приведена развернутая система статистических показателей, а так же социологических показателей, дающих возможность объективно оценить научный потенциал высшей школы, выявить текущие проблемы и проводить на этой основе адекватную научно-техническую и образовательную политику.
Предлагаемый статистический сборник "Исследования и разработки в секторе высшего образования", содержащий динамические ряды за последние десять лет и более, состоящий из 9 разделов, 106 таблиц и 91 графика, является базой для получения объективной оценки роли вузовского сектора в научном потенциале страны и дает возможность разработки рекомендаций по дальнейшему развитию процесса интеграции науки и образования.