• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»Исследовательские проектыНаучно-методические основы прогнозирования в системе образования на основе принципов форсайта в менеджменте

Научно-методические основы прогнозирования в системе образования на основе принципов форсайта в менеджменте

2004

В ходе осуществленных работ проведено исследование возможностей применения методологии Форсайт для проектирования развития систем образования. Разработаны и апробированы отдельные элементы методологии Форсайт для проектирования развития российской системы образования.

Цель данного проекта заключается в разработке новых научно-методологических подходов к оценке перспектив и формированию стратегии развития системы образования в России с использованием методологии Форсайт (предвидение). Эти новые подходы позволяют улучшить работу по планированию и формированию государственной политики в сфере образования в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
На первом этапе работы проанализирован зарубежный опыт предвидения развития технологических тенденций и развития систем образования по методологии Форсайт на национальном уровне по следующим направлениям: современное состояние развития методологии; методы и инструментарий, используемые в этих проектах, основные рассматриваемые темы и проблемы, а также сформулированы предложения по применению методологии Форсайт для средне- и долгосрочного прогнозирования глобальных технологических тенденций и развития системы образования.
Во второй части работы разработаны методологические подходы и предложены методические решения, пригодные для проектирования средне- и долгосрочных перспектив развития российского образования в рамках отдельных стратегических направлений. Предлагаемые решения представлены в форме методических рекомендаций, апробированных на примере изучения перспективного спроса на ИКТ-кадры.
Подготовлены предложения по использованию результатов долгосрочных прогнозов развития образования и определению приоритетных целей при формировании государственной политики в сфере образования с использованием методологии Форсайт. Сформулированы приоритетные цели долгосрочного развития в сфере подготовки ИКТ-кадров для удовлетворения перспективного спроса на них. Предложен ряд конкретных мер и рекомендаций по улучшению ситуации в этой сфере, относящихся как к системе профессионального образования, так и другим участникам процесса подготовки ИКТ-кадров.