• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Стандарты доказательства в расследовании нарушений конкурентного законодательства в странах БРИКС

Приоритетные направления развития: экономика, менеджмент
2019

Объект исследования или разработки

Применяемые в странах БРИКС стандарты доказательства антиконкурентных действий.

Цель работы

Объяснение различий стандартов доказательства ограничений конкуренции в странах БРИКС.

Используемые методы

  • Аналитическое обобщение мотивации решений о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольными органами стран БРИКС.
  • Сопоставление количественных критериев оценки коллективного доминирования в разных юрисдикциях.
  • Моделирование влияния мощностей крупнейшего продавца на нижнюю границу цены на рынке и на стимулы к резкому перераспределению рынка между продавцами – для интерпретации количественных критериев коллективного доминирующего положения.
  • Микроэкономическое моделирование сравнительной статики цен на рынке с кросс-платформенными (перекрестными, косвенными) сетевыми эффектами.

Эмпирическая база исследования

Тексты решений об итогах расследования практики цифровых платформ антимонопольными органами стран БРИКС, тексты решений российских арбитражных судов первой и апелляционных инстанций в отношении исков об оспаривания ненормативных актов (решений о виновности) ФАС России, индивидуальные данные судей в российских арбитражных судах.

Результаты работы

1) Доказано, что задачи конкурентной политики в странах БРИКС не различаются ни между странами, ни между группой БРИКС и группой развитых юрисдикций. Разные решения в отношении одних и тех же действий одних и тех же компаний объясняются не различием правовых систем или содержания антимонопольного законодательства, а разным влиянием одной и той же практики на состояние конкуренции и благосостояние в пределах географических границ разных стран.

2) Показано влияние особенностей экономики стран БРИКС на применение конкурентного законодательства. Типичными объектами правоприменения являются международные компании, головные офисы которых находятся за пределами БРИКС. Органы конкурентной политики БРИКС не принимают во внимание в качестве индикатора эффективности (повышения благосостояния) положительное влияние конкретной практики на прибыль зарубежных компаний. На этом основании решения органов конкурентной политики стран БРИКС являются объектом подозрений в преобладании протекционистских мотивов решений о нарушении антимонопольного законодательства. Вместе с тем, правовая модель каждой страны имеет аналог среди развитых (зрелых) юрисдикций.

3) Проанализированы расследования и решения в отношении многосторонних платформ. Решения в отношении целого ряда практики многосторонних платформ (в первую очередь Google) принимались в странах БРИКС до того, как аналогичные решения были приняты в зрелых юрисдикциях. Вынесенные решения соответствуют современной экономической теории ограничения конкуренции со стороны платформ.

4) Показано, что стандарты доказательства ограничений конкуренции в законодательстве стран БРИКС если и находятся на уровне ниже общественно оптимального (что объясняется, в частности, положительной зависимостью вероятности судебной отмены принятого решения от интенсивности экономического анализа), то в то же время не уступают стандартам доказательства, принятым в зрелых юрисдикциях – в том числе и в таких, где задача повышения уровня экономического анализа (развития effect-based enforcement) рассматривается в качестве самостоятельной цели, входящей в число приоритетов.

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР

Результаты исследования используются для разработки рекомендаций по совершенствованию российского антимонопольного законодательства и для разработки методических рекомендаций по применению антимонопольного законодательства системой российских арбитражных судов.

Область применения

Помимо российского конкурентного законодательства, предложенные по результатам НИР направления развития сотрудничества стран БРИКС могут учитываться при формировании стратегий взаимодействия государств в области конкурентной и антимонопольной политики.

Публикации по проекту:


Сидорова Е. Е. Оценка качества работы судей в контексте антимонопольного регулирования // Вопросы государственного и муниципального управления. 2019. № 3. С. 67-87. doi
Avdasheva S. B., Korneeva D. V. Does Competition Enforcement Prevent Competitive Strategies of Digital Platforms: Evidence from BRICS // Russian Management Journal. 2019. Vol. 17. No. 4. P. 547-568. doi
Katsoulacos Y. On the choice of legal standards: a positive theory for comparative analysis // European Journal of Law and Economics. 2019. Vol. 48. No. 2. P. 125-165.