• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Эффективные государственные закупки и инвестиции: стимулы и риски

Приоритетные направления развития: экономика
2019

Цель работы

Изучение факторов, определяющих стимулы для эффективного осуществления гос. закупок и определение рисков, влияющих на решения иностранных инвесторов.

Используемые методы

Показатели эффективности госзакупок и подходы к их исследованию сформированы на основе теории контрактов.  Анализ открытых данных по госзакупкам проводился с использованием стандартных статистических и эконометрических методов. В рамках исследования опросных данных, были использованы стандартные методы статистического анализа и анализа экспериментов. Эмпирическая методология направления «Политические риски, влияющие на решения иностранных инвесторов» основана на применении модели пропорциональных рисков Кокса, которая объясняет продолжительность периода выживания фирмы.

Эмпирическая база исследования

Направление исследования, посвященное выявлению потенциального оппортунистического поведения, а также факторов, влияющих на частоту судебных разбирательств в госзакупках, опиралась на результаты проведенного опроса заказчиков и поставщиков в электронной форме о проблемах функционирования в рамках 44-ФЗ. Для проведения анализа влияния гендерных различий ответственных лиц на проведение закупок за основу были взяты данные, прежде использованные в работе Detkova, Podkolzina, & Tkachenko (2018): закупки региональных заказчиков в сфере государственного управления в 2011-2013 гг. Эти данные были дополнены информацией о гендерной принадлежности лиц, проводящих закупки. В качестве эмпирической базы направления «Политические риски, влияющие на решения иностранных инвесторов», использованы микроданные предприятий с иностранной собственностью в России на основе бухгалтерской отчетности, публикуемой в базах данных Руслана и Амадеус, а также база данных о политических рисков в разрезе стран ICRG.

Результаты работы

В результате проведения исследования «Эффективные государственные закупки и инвестиции: стимулы и риски», были получены следующие результаты:

По направлению, посвященному анализу системы регулирования госзакупок в странах ЕАЭС (республике Казахстан, Армения, Белоруссия), Украине и странах Восточной Европы (Республика Польша, Чешская Республика, Венгрия):

  • Было описано текущее регулирование госзакупок (типы процедур, порядок проведения, сроки, требования к участникам, возможность проведения закупок в электронной форме, наличие мониторинга и контроля закупочной деятельности), последние изменения в законодательстве о закупках и основные отличия регулирования госзакупок в странах ЕАЭС (республике Казахстан, Армения, Белоруссия), Украине и странах Восточной Европы (Республика Польша, Чешская Республика, Венгрия). Национальное регулирование госзакупок было также сопоставлено с регулированием в Российской Федерации и ЕС (Директивы 2014/EC).

  • Был подготовлен инструментарий и сформированы базы данных на основе контактных данных (адреса e-mail) за период 2017-2019 гг.  для проведения опроса для анализа существующих проблем и измерения эффективности государственных закупок в России, Украине и Республике Казахстан.

По направлению, посвященному анализу проведенного опроса представителей госзаказчиков и поставщиков в электронной форме в рамках 44-ФЗ получены следующие результаты:

  • Был предложен методологический подход, позволяющий выявлять потенциальное оппортунистическое поведение поставщиков в устойчивых взаимодействиях на рынке госзакупок. Представленная методология была реализована на примере опроса представителей заказчиков и поставщиков.

  • На данных опроса поставщиков было выявлено, что при возникновении конфликта с госзаказчиками большинство поставщиков предпочитают разрешать конфликты, используя внесудебный механизм переговоров, тогда как к судебному разбирательству прибегают только 31 % респондентов.

  • Было показано, что способ урегулирования конфликтов в госзакупках зависит от типа поведения поставщика. В частности, реже обращаются в суд как формальную инстанцию и реже используют переговоры с заказчиком поставщики, которые активно участвуют в поставках по госзаказам и имеют устойчивые неформальные связи с заказчиками.

По направлению, посвященному анализу открытых данных государственных закупок на этапе проведения торгов и исполнения контрактов были получены следующие результаты:

  • Порядка ¼ всех судебных споров приходится на дела истцом которых выступают коммерческие организации. При этом организации всех уровней подчинения (федеральный, региональный, муниципальный) выступают истцами в первую очередь к коммерческим организациям, хотя количество дел и доля от суммы контрактов значительно варьируется между ними.

  • При рассмотрении споров по строительным и ремонтным работам коммерческие организаций, выступающие в качестве истцов, добиваются положительных решений только в 43% случаев, при этом полностью удовлетворяются иски только в 14% споров. При рассмотрении споров по прочей продукции (оборудование, товары, услуги, прочие работы) такие организаций добиваются положительных решений только в 40% случаев, при этом полностью удовлетворяются иски только в 20% споров.

  • При анализе эффекта гендера на эффективность закупок, показано, что в регионах с высоким уровнем коррупции закупки чиновников-мужчин сопровождаются повышенной частотой возникновения аукционов с единственным участником. При этом для аукционов заказчиков также характерна и увеличенная частота возникновения незначительного снижения цены в ходе торгов. Однако указанные эффекты теряют силу при исключении из выборки аукционов Москвы и Санкт-Петербурга, что, в соответствии с литературой о связи гендера и коррупции, может быть причиной повышенного внимания надзорных органов к этим регионам.

  • Анализ эффекта смещения в доле стоимости проводимых аукционов в сторону одного из гендеров указывает на повышение частоты возникновения негативных показателей в регионах с высокой коррупцией как для организаций, имеющих смещение в сторону мужчин, так и для организаций, имеющих смещение в сторону женщин.

По направлению исследования влияния политических рисков на решения иностранных инвесторов были получены следующие результаты:

  • Показано, что предприятия с иностранной собственностью крайне чувствительны к уровню политических рисков. Наиболее значимые эффекты связаны с низкой демократической подотчетностью, коррупцией, участием военных в политике и конфликтами. Политическая близость, не защищает инвестиции из развивающихся стран: чем выше дистанция между странами происхождения инвестиций и Россией, тем менее вероятно решение о выходе.

  • Не подтвердилась гипотеза о том, что благоприятный инвестиционный климат на уровне региона снижает эффекты от национальных политических рисков. Единственное исключение из этого правила – город Москва. Санкции усиливают влияние политических рисков на выходы. А размер фирмы и организация в форме СП (Совместное предприятие) с российским собственником защищает инвестора от влияния политических рисков

Рекомендации по применению результатов НИР

Полученные в ходе работы над проектом результаты исследования могут иметь значение как с точки зрения дальнейшего улучшения регулирования закупок, так и с точки зрения понимания факторов, определяющих неравномерность эффективности применения этого регулирования.  Результаты применения методологии выявления оппортунистического поведения и стратегий урегулирования конфликтных ситуаций, могут быть использованы для формирования рекомендаций по модификации системы размещения государственного заказа. Эмпирические оценки влияния политических рисков на решение иностранных инвесторов о выходе с российского рынка могут быть полезны для дискуссии о волатильности иностранного капитала в условиях слабых институтов и высоких политических рисках в принимающей стране.

Публикации по проекту:


Gonchar K. R., Kristalova M. How innovation affects performance / Friedrich Schiller University Jena. Series 2019 – 001 "Jena Economic Research Papers". 2019. No. 13. 
Yakovlev A. A., Tkachenko A., Rodionova Y. Who Is Inclined to Hide the Truth: Evidence from Public Procurement // International Journal of Public Administration. 2020. Vol. 43. No. 13. P. 1109-1120. doi
Yakovlev A. A., Tkachenko A., Rodionova Y. Opportunistic Behavior in Public Procurement, in: Global Encyclopedia of Public Administration, Public Policy, and Governance.: Springer, 2020. С. 1-5.