• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Directions and factors of adaptation of Russian enterprises to the new conditions of economic development

Priority areas of development: economics
2019
The project has been carried out as part of the HSE Program of Fundamental Studies.

Goal of research

To analyze the factors of efficiency of Russian firms and their adaptation to the new conditions of economic development.

Methodology

Research methodology combines quantitative and qualitative methods, as well as comparative analysis and case-study depending on certain research directions.

Empirical base of research

Taking into account all the research directionsin the framework of the project the empirical base includes dataset of Russian Manufacturing Enterprises Competitiveness Monitoring 2018 by the Institute for Industrial and Market Studies (IIMS), database of European Firms in the Global Economy (EFIGE) 2010 project by BREUGEL, database of Russian Firms in the Global Economy 2014 (RuFIGE) project by IIMS.

Additionally, data on all members of Forbes-Russia 2004-2018 was collected to create a database for further analysis in the framework of political and economic risks of doing business in Russia and China research direction.

Results of research

The analysis of the correlation of individual characteristics of CEOs and the results of innovative activities of enterprises showed that:

  • At Russian enterprises, directors that own family enterprises are significantly more likely to introduce new technologies (this is typical for small and medium-sized businesses, and not for large enterprises.

  • In Russia, the best results in terms of product innovations are shown by firms where directors belong to the middle age group.

  • While in Europe enterprises headed by women show significantly worse results in innovation, in Russia the level of innovation activity does not differ by CEO gender; and in traditional sectors the level of innovation activity of enterprises with female directors in terms of product innovations is even higher.

The results of analysis of the role of boards of directors in Russian companies, the relationship between ownership and corporate control structures and characteristics of boards of directors, as well as business performance are the following:

  • For 36% of Russian firms in the sample the only players that determine the composition of the board of directors are the leading owners. The larger the company, the weaker the influence of owners in the process of nomination.

  • In general, the members of the board of directors in Russian companies do not have a diverse previous work experience: there is a serious predominance of insiders. The greatest diversity is typical for subsidiaries, as well as large enterprises and firms established in 2009-2013. Also, the level of diversity in the board of directors in terms of previous work experience is steadily higher in firms with the participation of the authorities in capital.

  • People with external experience are more likely to become members of board of directors in companies with an average level of concentration, separation of the management function from ownership and in subsidiaries.

  • The role of the board of directors is most noticeable when making decisions on such topics as the organization of management, long-term strategy and attracting new business partners

The analysis of the relationship between decentralization of management, innovation activity and innovation results of enterprises operating in weak institutional environment showed the following:

  • Decentralized firms are more successful in innovation: they are twice as likely to introduce innovative products that are new to the market.

  • Opportunities for successful decentralization of firms are not limited to countries with perfect institutions, but may appear in countries with a wide range of institutional conditions.

According to the analysis of changes in the models of business-state relations in Russia in terms of obtaining state support by industrial enterprises:

  • After 2008-2009 crisis as a result of the state resources compression there was a significant reduction in the state support of industrial enterprises in Russia, while there was a concentration of support at enterprises with lobbying resources (members of business associations and firms with state capital in the ownership).

  • After 2014-2015 crisis the extent of state support of industrial enterprises has recovered almost to the 2008-2009 pre-crisis level. There are also signs of strengthening of the “model of exchange”, as well as sustainable support for enterprises that make large investment.

The analysis of the connection between absorption capacity, intercompany relations and the competitiveness of Russian firms conducted allowed us to make the following conclusions:

  • Intercompany partnerships are not quite widespread among Russian manufacturing companies, and are mainly based on vertical cooperation.

  • Companies established in the Soviet period have strong ties with suppliers, but are much less innovative and usually export basic manufacturing goods with relatively low added value.

  • The internal characteristics of firms established in the Soviet period are not connected to whether they have strategic partnerships, unlike firms created after 1991.

  • The presence of partnerships in R&D for manufacturing enterprises is positively and statistically significantly related to the share of employees in R&D only in case of firms created during the Soviet period.

In the framework of the data collection project to analyze the political and economic risks of doing business in Russia and China in 2019 the data on all participants in the Forbes Russia rating for 2004–2018 was collected and a database for further analysis was created.

Additional comparative analysis of the cases of the agricultural development in Voronezh and Belgorod regions focused on the governance models and the role of the leader showed the following:

  • The leadership factor is of particular importance in explaining the success of agricultural development in the regions analyzed.

  • The main factors of governance effectiveness include a long-term vision of the future for the region, a complex approach combining the achievement of social and economic goals, infrastructure development, attracting investors and financial support for the target sector.

  • Governance model in Belgorod region is characterized by “hard” authoritarian rule, building of personal contacts with business, and elements of the local “crony capitalism”. This model raises questions of sustainability in the case of a change of its leader.

  • Governance model in Voronezh region is characterized by “soft” authoritarianism, reliance on institutional contacts with business, in particular through business associations, the absence of “personal business interests” of the governor (that makes the business less dependent on the personality of the region’s leader), as well as the development of a broader “social base” in the business community.

Publications:


Fedyunina A., Averyanova Y. Import and export of high-tech products in Russian manufacturing companies // Russian Journal of Economics. 2019. Vol. 5. No. 2. P. 199-210. doi
Макаров С. А., Абзалилова Л. Р. Институциональные и организационные условия развития инноваций в российском регионе: опыт Республики Татарстан // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 8. Менеджмент. 2019. Т. 18. № 3. С. 448-480. doi
Жиганов А. В., Юданов А. Ю. Быстрорастущие компании в России: влияние аффилированности на факторы роста // Российский журнал менеджмента. 2019. Т. 17. № 3. С. 287-308. doi

• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Направления и факторы адаптации российских предприятий к новым условиям экономического развития

Приоритетные направления развития: экономика
2019

Цель работы

Анализ факторов, влияющих на эффективность деятельности российских фирм и их адаптацию к новым условиям экономического развития.

Используемые методы

Методология исследования сочетает количественные и качественные методы, а также сравнительный анализ и анализ кейсов в зависимости от направлений исследований.

Эмпирическая база исследования

В зависимости от тематических направлений исследований, реализованных в рамках проекта, эмпирическая база представлена базой данных Мониторинга конкурентоспособности российских промышленных предприятий, проведенного в 2018 году Институтом анализа предприятий и рынков, базой данных опроса «Европейские предприятия в глобальной экономике» (EFIGE) 2010 года, базой данных опроса «Российские предприятия в глобальной экономике» (RuFIGE) 2014 года. Кроме того, в рамках направления исследований по анализу политических и экономических рисков ведения бизнеса в России и Китае был проведен сбор данных по всем участникам рейтинга Forbes Russia за 2004–2018 года для создания соответствующей базы данных для дальнейшего анализа.

Результаты работы

В рамках анализа взаимосвязи индивидуальных характеристик гендиректоров и результатов инновационной деятельности предприятий были сделаны следующие выводы:

  • На российских предприятиях директора-собственники семейных предприятий значимо чаще занимаются внедрением новых технологий (это характерно для малого и среднего бизнеса, а не для крупных предприятий).

  • В России лучшие результаты в части продуктовых инноваций показывают фирмы, где директора относятся к средней возрастной группе.

  • В то время как в Европе предприятия, возглавляемые женщинами, демонстрируют значимо худшие результаты в инновационной деятельности, в России уровень инновационной активности не имеет отличий в гендерном отношении, а в традиционных секторах уровень инновационной активности предприятий с директорами женщинами в части продуктовых инноваций даже выше.

В ходе анализа роли советов директоров в российских компаниях, связей между структурами собственности и корпоративного контроля и характеристиками советов директоров, а также эффективностью бизнеса были получены следующие результаты:

  • При формировании совета директоров для 36% российских фирм в выборке единственным игроком, определяющим его, являются ведущие собственники. Влияние собственников при номинировании ощущается тем реже, чем больше фирма.

  • В целом советам в российских компаниях не присуще высокое разнообразие по предшествующему опыту работы: имеет место серьезное преобладание инсайдеров. Наибольшее разнообразие характерно для дочерних фирм, а также крупных предприятий и созданных в 2009-2013 годах. Также уровень разнообразия СД устойчиво выше при участии органов власти в капитале.

  • Вхождение в советы лиц с внешним опытом устойчиво чаще наблюдается в компаниях со средним уровнем концентрации, отделением функции управления от владения и в дочерних фирмах.

  • Роль совета наиболее заметна при принятии решений по организации управления, долгосрочной стратегии, привлечению новых бизнес-партнеров.

По результатам анализа взаимосвязи между децентрализацией управления, инновационной деятельностью и результатами инновации в фирмах, работающих в условиях существования слабых институтов, было выявлено следующее:

  • Децентрализованные фирмы более успешны в инновационной деятельности: они в два раза чаще внедряют инновационные продукты, которые являются новыми для рынка.

  • Возможности для успешной децентрализации фирм не ограничиваются странами с совершенными институтами, а могут появляться в странах с широким диапазоном институциональных условий.

Проведенная оценка изменения моделей взаимодействия российского бизнеса с государством в части получения поддержки промышленными предприятиями показала, что:

  • После кризиса 2008-2009 гг. вследствие сжатия государственных ресурсов произошло значительное сокращение масштабов господдержки промышленных предприятий в России, при этом произошла концентрация поддержки на предприятиях, имеющих лоббистский ресурс (фирмы-члены деловых ассоциаций и фирмы с государственным участием в структуре собственности).

  • После кризиса 2014-2015 гг. масштабы поддержки восстановились практически почти до докризисного уровня, появляются признаки укрепления «модели обменов», а также устойчивой поддержки фирм, осуществляющих инвестирование в значительных объемах.

Проведенный в рамках проекта анализ взаимосвязи абсорбционной способности, межфирменного взаимодействия и конкурентоспособности российских фирм позволил сделать следующие выводы:

  • Межфирменные партнерства не столь широко распространены среди российских компаний обрабатывающей промышленности, и в основном основаны на вертикальных сотрудничествах.

  • Компании, созданные в советское время, имеют сильные связи с поставщиками, однако значительно менее инновационны и экспортируют, как правило, базовые товары обрабатывающей промышленности с относительно невысокой добавленной стоимостью.

  • Для фирм, созданных в советский период, их внутренние характеристики не связаны с наличием стратегических партнерств, в отличие от фирм, созданных позднее.

  • Наличие партнерств в сфере НИОКР для предприятий обрабатывающих отраслей положительно и статистически значимо определяется долей занятых в сфере НИОКР только для фирм, созданных в советский период.

  • Кроме того в рамках проекта по сбору данных для анализа политических и экономических рисков ведения бизнеса в России и Китае в 2019 году был проведен сбор данных по всем участникам рейтинга Forbes Russia за 2004–2018 года и сформирована соответствующая база данных для дальнейшего анализа.

Сравнительный анализ кейсов развития сельскохозяйственных отраслей в Воронежской и Белгородской областях с фокусом на модель управления и роль личности лидера позволили сделать следующие выводы:

  • Фактор лидерства имеет первостепенное значение при  объяснении успехов развития сельского хозяйства в изучаемых регионах.

  • Основными характеристиками эффективности управления можно считать долгосрочность видения будущего для региона, комплексный подход, сочетающий достижение целей с точки зрения экономического и социального развития региона, развитие инфраструктуры, привлечение инвесторов и финансовую поддержка целевой отрасли.

  • Для Белгородской области характерно «жесткое» авторитарное управление, построение личных контактов с бизнесом и элементы местного «кумовского капитализма» («crony capitalism»). Подобная модель вызывает сомнения в устойчивости в случае смены лидера.

  • Для Воронежской области характерен более «мягкий» авторитаризм, опора на институциональные контакты с бизнесом, в частности, посредством деловых объединений, отсутствие «личных деловых интересов» губернатора, что делает бизнес менее зависимым от личности губернатора, а также создание более широкой «социальной базы» в деловом сообществе.

Публикации по проекту:


Fedyunina A., Averyanova Y. Import and export of high-tech products in Russian manufacturing companies // Russian Journal of Economics. 2019. Vol. 5. No. 2. P. 199-210. doi
Макаров С. А., Абзалилова Л. Р. Институциональные и организационные условия развития инноваций в российском регионе: опыт Республики Татарстан // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 8. Менеджмент. 2019. Т. 18. № 3. С. 448-480. doi
Жиганов А. В., Юданов А. Ю. Быстрорастущие компании в России: влияние аффилированности на факторы роста // Российский журнал менеджмента. 2019. Т. 17. № 3. С. 287-308. doi