• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Mathematical decision-making models in social and economic systems

2010
Department: Department of Higher Mathematics

Decision making is a process by means of which an individual, or a group of individuals, determine the actions required to improve the state (current or future) of this very individual or group/organization. The main components of the decision making process include identifying a set of alternatives (for example, possible ways of distributing limited resources); determining a set of evaluation criteria; choosing one of the alternatives (in particular, through using various types of voting) or constructing rating of alternatives.

As part of the research, we:

  • Made the first generalizations of threshold procedures in the case of equally important criteria;
  • Construct a basic behavior model of the stock exchange as a reaction to incoming signals regarding the state of the economy, developed new models that suggest that players learn from their successes, from the results of testing with real data, we obtained numerical parameters of the models;
  • Through computer simulation we evaluated various procedures of collective choice in terms of the degree of manipulability;
  • Developed axiomatics of the proportional representation system in terms of rational choice, and studied existing electoral systems that use the single transferable vote rule;
  • Developed an accurate and efficient method (as well as its modification free from rounding errors) of solving bilinear programming problems to compare preferred alternatives with interval information about relevance of the criteria and the value of scale evaluations, carried out an algorithmic implementation of the methods and computational testing, studied the hierarchy analysis method and demonstrated its inaccuracy from the point of view of mathematical theory of measurement;
  • Developed and implemented in software a new generation of automatic classification algorithms based on formalizing the notion of intuitively right classification;
  • Construct a formal model of the fair division problem for several players;
  • Developed a set of programs to calculate several solutions to the social choice problem, based on the preferences of the majority and related ways of composing rankings, examined and specified set-theoretical relationships of these solutions;
  • Constructed axiomatics of the Banzhaf index and Shapley-Shubik indices into power indices, depending on agents preferences to coalesce;
  • Developed a game-theoretic model of the university selection process by applicants and the process of stage-by-stage enrollment according to the procedure approved in 2010; predicted student behavior in choosing a group of higher education institutions to apply to in the framework of one group of training areas, modeled the application and enrollment process with different distributions based on USE results; predicted student shortfall in medium-quality universities provided that these institutions comply with admission rules; determined Pareto inefficiency and instability (in terms of generalized pair-matchings) of applicant distribution across higher education institutions with different initial distributions of USE results ;
  • Modified a system of indicators used in the dynamic analysis of the behavior patterns of Russian commercial banks; introduced new variables reflecting the bank's role in the interbank market and the use of state support for the banking sector; carried out a cluster analysis of banks in terms of selected indicators over time, evaluated the efficiency of Russian commercial banks in 2008 and the relationship between the efficiency of banks and their ownership structure;
  • Formed a database of indicators of commercial bank functioning and indicators of socio-economic development of Russian regions over the period of 2006-2009, determined homogeneous groups of Russian banks, evaluated the efficiency of Russian banks, demonstrated the influence of a bank’s size, asset and liability structure, capital participation of foreign investors and access to state funds on the cost efficiency of peer banks; identified the most common business models of large and medium-sized Russian banks that are specific of the pre and post-crisis periods;
  • Obtained asymptotic formulas for option price under any ratios of the Black-Scholes model parameters for large and small time periods, made a comparison of computation time for the correct solution of the model, expressed as an improper integral and obtained asymptotic formulas;
  • For elimination games, the principle of single deviation was proved, all stationary equilibriums in pure strategies for three-player dual games with simultaneous shooting were found.
  • Obtained for the first time comparative statics for equilibrium in the probability model of voting and demonstrated that candidate positions depend on how the value of a landslide victory differs from the value of the victory with a small margin;
  • Developed mathematical basis and started experiment calculations of ontological analysis of the texts in Russian and English: (a) analysis of the content of academic program of mathematical and informatics courses at HSE (in Russian), (b) analysis of annotations and key words of the articles published in journals and magazines of the World Association of Computing Machinery (in English);
  • Carried out a number of experiments to verify the efficiency of proposed criteria to terminate the cluster division process; carried out initial testing of the algorithm of the query set ascension across the taxonometry tree and result visualization, analyzed the results of the work in the course program, managed to represent some topics of the sets of their associations with more general topics on taxonomy, discovered unbalance in taxonomy;
  • Offered methods of building tree and n-clusters (as a result of propagation of BOX bi-clusterization on ternary relations) and tested their experimental verification, demonstrating the stability of the methods to noise;
  • Analyzed the change of the influence in IMF as a result of the 2008 reform and demonstrated that even though the change in relative influence corresponds to the aims set forth in the IFM reform provisions, in absolute terms this influence redistribution is negligible.

To conclude, these tasks have been solved with methods and models of social choice theory, multi-criteria decision theory, game theory, linear programming theory, and econometrics.

Despite many impressive achievements in decision making theory over the last 30 years, the problems considered in the context of this research are far from being thoroughly covered, and work on solving them is an attempt to learn more about possible ways to make a decision, which is a fundamental cognitive task.a

Publications:


Aleskerov F. T., Holler M. J., Kamalova R. Распределение влияния в рейхстаге Веймарской республики в 1919–1933 гг. / NRU Higher School of Economics. Series WP7 "Математические методы анализа решений в экономике, бизнесе и политике". 2010. No. 08.

• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Математические модели принятия решений в социальных и экономических системах

2010
Подразделение: Кафедра высшей математики на факультете экономики

Принятие решений - это процесс, посредством которого индивид или коллектив индивидов определяют действия, необходимые для улучшения состояния (текущего или будущего) данного индивида или коллектива/организации. Главными компонентами процесса принятия решений являются определение множества альтернатив (например, возможных вариантов распределения ограниченных ресурсов); определение множества критериев оценки; выбор одной из альтернатив (в частности, с использованием различных видов голосования) или построение рейтинга альтернатив.

В рамках исследования решены следующие задачи:

  • построены первые обобщения пороговых процедур выбора на случай неравнозначных критериев;
  • построена базовая поведенческая модель биржи как ее реакции на поступающие сигналы о состонии экономики, разработаны новые модели, предполагающие обучение игрока на своих успешных действиях, по результатам тестирования на реальных данных получены численные параметры моделей;
  • с помощью компьютерного моделирования различные процедуры коллективного выбора оценены по степени манипулируемости;
  • создана аксиоматика систем пропорционального представительства в терминах рационального выбора, изучены все существующие избирательные систем, использующие правило передачи голосов;
  • разработан точный и эффективный метод (а также его модификация, свободная от ошибок округления) решения задач билинейного программирования для сравнения вариантов по предпочтительности при интервальной информации о важности критериев и ценности шкальных оценок, осуществлена его алгоритмическая реализация методов и вычислительная апробация, проведено исследование метода анализа иерархий и показана его некорректность с точки зрения математической теории измерений;
  • разработан и реализован программно алгоритм автоматической классификации нового поколения, основанный на формализации понятия «интуитивно правильной» классификации;
  • построена формальная модель задачи справедливого дележа при нескольких участниках;
  • создан комплекс программ для вычисления ряда решений в задаче коллективного выбора, основанного на предпочтениях большинства, так и связанных с ними способов построения рейтингов, исследованы и уточнены теоретико-множественные соотношения этих решений;
  • аксиоматика индексов Банцафа и Шепли-Шубика распространена на индексы влияния, зависящие от предпочтений участников;
  • построена теоретико-игровая модель процесса выбора абитуриентом вузов для подачи документов и процесса их поэтапного зачисления в соответствии с принятой в 2010 года процедурой, предсказано поведение абитуриентов при выборе группы вузов для подачи документов в рамках одной группы направлений подготовки, смоделирован процесс подачи документов и зачисления абитуриентов в вузы при различных распределениях абитуриентов по результатам сдачи ЕГЭ, предсказан недобор абитуриентов в вузах среднего качества при соблюдении этими вузами правил приема абитуриентов, установлена неэффективность по Парето и нестабильность (в терминах обобщенных паросочетаний) получаемого распределения абитуриентов по вузам при различных исходных распределениях результатов ЕГЭ;
  • модифицирована система показателей, используемых в рамках динамического анализа паттернов поведения российских коммерческих банков; введены новые переменные, отражающие роль банка на рынке межбанковских кредитов и использование средств государственной поддержки банковского сектора; проведен кластерный анализа банков по отдельным показателям во времени, оценены эффективность российских коммерческих банков в 2008 г. и взаимосвязь между эффективностью банков и их структурой собственности;
  • сформирована база данных по показателям функционирования коммерческих банков и по индикаторам социально-экономического развития регионов России за период с 2006-2009 гг., выделены однородные группы российских банков в зависимости от удельного веса, оценен уровень эффективности российских банков, показано влияние размера банка, структуры активов и пассивов, участия иностранного инвестора в капитале и наличия доступа к государственным средствам на эффективность издержек банков, сравнимых по размеру, выявлены наиболее распространенные бизнес-модели крупных и средних российских банков, характерные в предкризисный и послекризисный период времени;
  • получены асимптотические формулы для цены опциона при любых соотношениях параметров модели Блэка-Шоулза на больших и малых временах, проведено сравнение времени вычислений точного решения модели, выраженного через несобственный интеграл, и полученных асимптотических формул, получены асимптотики решения смешанной краевой задачи при и при;
  • для игр на выбывание доказан принцип однократного отклонения, найдены все стационарные равновесия в чистых стратегиях для дуэльных игр с одновременной стрельбой при игре втроем;
  • впервые получена сравнительная статика для равновесия в вероятностной модели голосования, и показано, что позиции кандидатов зависят от того, насколько ценность победы на выборах с большим перевесом отличается от ценности победы с маленьким перевесом;
  • сформировано математическое обеспечение и начаты экспериментальные расчеты по онтологическому анализу корпуса текстов на русском и английском языках: (а) анализ содержания комплекса учебных программ математико-информатического цикла в НИУ ВШЭ (русский язык), (б) анализ аннотаций и ключевых слов статей, опубликованных в журналах, издаваемых всемирной Ассоциацией вычислительных машин (английский язык);
  • проведен ряд экспериментов по верификации эффективности предложенных критериев остановки процесса деления кластеров; проведена первичная отработка алгоритма подъема множества запроса по дереву таксономии и визуализации результатов, проанализированы результаты его работы на программах курсов, удалось представить некоторые темы из множеств их объединений более общими темами на таксономии, обнаружена несбалансированность таксономии;
  • предложены методы построения три- и эн-кластеров (в результате распространения метода бикластеризации БОКС на тернарные связи) и проведены тесты по их экспериментальной верификации, в данных экспериментах показана устойчивость метода к шумам;
  • проведен анализ изменения влияния в МВФ в результате реформы 2008 г., показано, что несмотря на то, что изменение относительного влияния соответствует обозначенным в положении о реформе МВФ целям, в абсолютном выражении данное перераспределение влияния несущественно.

 

Таким образом, перечисленные задачи решаются с помощью методов и моделей теории коллективного выбора, теории многокритериального выбора, теории игр, теории линейного программирования, эконометрики.

Несмотря на впечатляющие успехи, достигнутые в теории принятия решений за последние 30 лет, задачи, рассматриваемые в рамках данного исследования, являются малоизученными, и работа над решением каждой из них является попыткой узнать больше о возможных способах принятия решений, что является фундаментальной познавательной задачей.

Публикации по проекту:


Aleskerov F. T., Holler M. J., Kamalova R. Распределение влияния в рейхстаге Веймарской республики в 1919–1933 гг. / NRU Higher School of Economics. Series WP7 "Математические методы анализа решений в экономике, бизнесе и политике". 2010. No. 08.