• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Неформальная экономическая деятельность полиции: сравнительный анализ трансформирующихся и развивающихся стран

2010–2011
Руководитель: Косалс Леонид Янович
Подразделение: Факультет социологии

Российское общество сегодня недовольно работой милиции и предъявляет ей множество претензий, начиная с грубости в обращении с людьми и кончая взяточничеством, пытками, множеством иных нарушений. Чтобы успешно осуществить реформу милицейской системы, требуется понять социальные причины и механизмы, которые приводят к достаточно большому объёму отклонений в работе российской милиции.
Исследование направлено на изучение проблемы неформальной экономической деятельности полиции в трех трансформирующихся странах. Его цель – реализация второго этапа сравнительного межстранового анализа экономической деятельности правоохранительных органов в трансформирующихся и развивающихся странах. Это исследование включало в себя проведение эмпирического исследования с помощью «качественных методов» сбора и анализа информации в трех странах – России, Болгарии и Казахстане.

В ходе проекта были решены четыре взаимосвязанные задачи:

  •  доработана методология и методика качественного исследования, выработанная на первом этапе работы;
  • проведена серия интервью с работниками полиции в 3-х странах - России, Болгарии и Казахстане;
  • качественное исследование было дополнено проведением количественного исследования - небольшого по масштабу анкетирования работников милиции (Московская область), но давшего интересные результаты;
  • данные, полученные в ходе интервью и анкетирования, были дополнены информацией собранной из широкого круга так называемых «нецелых» источников – опросов населения проведенных различными службами общественного мнения, профессиональных интернет-форумов сотрудников милиции.

Две последние задачи решались только для России - в Казахстане и Болгарии были проведены интервью с сотрудниками полиции.

По результатам исследования сделаны следующие выводы:

1.       Во всех трех странах был выявлен значительный объем и разнообразие неформальной экономической деятельности. В нее включаются три категории: а) конвенциональные виды деятельности (допустимые для других социальных групп), такие как подработки в нерабочее время охранниками, частный извоз, консультирование по правовым вопросам; б) «серые виды деятельности» - владение бизнесом через родственников и друзей (например, в торговле, рынке недвижимости, автосервисе), платные информационные услуги, сопровождение грузов; в) неконвенциональные виды деятельности – взятки на дорогах, поборы с мигрантов, крышевание бизнеса, закрытие уголовных дел за плату, оказание услуг организованным преступным группам и т.п. При этом законодательство всех трех стран одинаково запрещает сотрудникам полиции дополнительные заработки за пределами научно-образовательной и творческой деятельности.

2.       В обследованных странах масштабы и характер неформальной экономической деятельности сотрудников милиции/полиции различаются. Отличия России от Казахстана носят в основном количественный характер. Скажем, по полученным оценкам масштабы средней взятки на дорогах за мелкое нарушение в России примерно в 1.5 - 2 раза выше; также примерно в 1.5 – 2 раза дороже стоит «купить должность» аналогичного ранга для поступления на работу за деньги или чтобы продвинуться на более высокую должность. Коммерциализация служебной деятельности в России и Казахстане довольно высока, хотя и не носит всеобъемлющего характера (то есть значительный объем служебной деятельности не опосредуется деньгами). Масштабы коммерциализации различаются от департамента к департаменту, от региона к региону, однако, по полученным данным, в той или иной мере коммерциализация присутствует во всех звеньях полицейской системы.

3.       Неформальная экономическая деятельность сотрудников милиции/полиции во всех обследованных странах не носит случайного характера. Она в той или иной мере институционализирована и регулируется довольно сложным социальным механизмом. Например, покупка прав на вождение автомобиля осуществляется через систему фирм (одну или нескольких), которые играют роль посредников, и деятельность которых носит внешне легальный характер (консультирование и подготовка к сдаче экзаменов). В свою очередь, эти фирмы связаны с сотрудниками дорожной полиции, которые в свою очередь делятся частью доходов с другими звеньями правоохранительной системы и власти. Иначе говоря, эта деятельность носит регулярный и групповой характер, в нее в той или иной мере включена цепочка неформальных групп и формальных организаций. Эта деятельность работает на платежеспособный спрос, вызванный потребностями частных лиц и организаций (например, желание получить права на вождение автомобиля в обход формальных правил). Имеются институты защиты этой деятельности со стороны других звеньев правоохранительной системы и государства.

4.       Тем не менее, система регулирования неформальной экономической деятельности полиции в России институционально несколько более развита, чем в Казахстане, так как в России, например, по некоторым экспертным оценкам уже возникла проблема инвестирования капитала, накопленного некоторыми «бизнесменами в погонах», тогда как в Казахстане такой проблемы выявлено не было.

5.       Отличия России и Казахстана от Болгарии носят качественный характер. Это касается, прежде всего, масштаба и участия работников, который в Болгарии заметно меньше. Кроме того, дополнительные доходы в Болгарии в основном зарабатываются во внерабочее время и при осуществлении конвенциональной деятельности (скажем, в интервью болгарских полицейских назывались строительные работы, сельскохозяйственная деятельность, торговля и оказание различных частных услуг). В Болгарии эта деятельность не носит институционализированного характера, когда в нее вовлечены достаточно большие группы людей, возникают неформальные общие фонды, вертикальное распределение доходов и т.п. Так что в Болгарии при более или менее похожем на Россию и Казахстан законодательстве полицейские заняты или конвенциональной экономической деятельностью в свободное время, или же демонстрируют то, что можно назвать коррупцией, то есть индивидуальные отклонения от нормы, диктуемой законом. Хотя масштабы полицейской коррупции по имеющимся исследованиям немалые, однако, в Болгарии не произошла институционализация неформальной экономической деятельности полиции. Во многом это результат вступления в ЕС, которое стало оказывать оздоравливающее влияние на деятельность полиции еще на этапе, когда у Болгарии только появилась реальная возможность вступления в европейские организации.

Публикации по проекту:


Максимова (Дубова) А. Е. Социальные механизмы регулирования участия сотрудников российской полиции в неформальной экономической деятельности // В кн.: XII Международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества. В четырех книгах. Книга 3. / Отв. ред.: Е. Г. Ясин. Кн. 3. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2012. С. 458-466.