• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Системы статусного символизма в академическом мире: сравнительно-исторический анализ и оценка эффективности

2010
Подразделение: Научно-учебная лаборатория "Социология образования и науки" (Санкт-Петербург)

Цель исследования заключается в сравнительном анализе эффективности различных академических статусно-символических систем. Оно направлено на разработку языка описания их морфологии, выявление основных факторов, влияющих на их динамику, и изучение их долговременных эффектов на производимое знание. В выборку будут включены пять случаев наиболее крупных и становившихся объектами для поддражания академических систем - Великобритании, Германии, России, США и Франции. Используемые методы включают анализ нормативных актов и публичных дискуссий, статистики науки, вторичных источников и проведение неформализованных интервью с учеными из всех стран.

Системы символов академического статуса являются одной из основных составляющих всей институциональной организации современной науки. Ученые делятся на статусные группы, обладающие монополией на определенные позиции на рынке академического труда (монополия специалистов в данной дисциплинарной области, позиции, доступные только для фигур не ниже определенного ранга и т.д.) и предъявляющие легитимные в глазах коллег претензии на признание и внимание к их работе. Принадлежность к статусной группе определяется по обладанию символами, соответствующим данному положению – ученым степеням и званиям, показателям цитирования, публикациям в изданиях с определенной репутацией, "качеством" аффилиаций и мероприятий, в которых Х принимал участие, и так далее, и тому подобное.

Поддержание различающей способности символов академического статуса является одним из основных условий бесперебойного функционирования институтов науки. Приди они в негодность, для самих ученых станет в высшей степени проблематичным определить, кого слушать, читать, приглашать на конференции или пытаться залучить на работу. Еще сложнее эта задача будет для непричастных непосредственно к данной специальности – администраторов университетов, государственных чиновников, коллег с других факультетов, представителей широкой публики – которые полностью зависят от специалистов в принятие решения о научном потенциале того или иного индивида или учреждения.

В литературе по институциональной социологии науки высказано множество гипотез о том, как системы производства академического статуса влияют на поведение ученых – их продуктивность, избираемые ими стратегии карьерной мобильности, когнитивные стили их работы (самые заметные имена – A.Abbott, P.Bourdieu, M.Lamont, R.Whitley). Соображения такого рода неизбежно возникают в любом обсуждении эффективности всякой статусно-символической инновации (в России в последние годы – изменение политики присвоения степеней, ПРНД и т.д.) Большая часть таких гипотез, однако, основана на изучении случаев отдельных академических систем или даже отдельных элементов этих систем, и не включает систематических сравнений между ними.

Одна из основных целей этого проекта – разработать более систематический подход к анализу статусного символизма в науке, который допускал бы сравнительное изучение, и реализовать его в сравнении пяти крупнейших национальных академических систем – Великобритании, Германии, России, США и Франции.

Публикации по проекту:


Сафонова М. А. Британский опыт оценки исследовательской продуктивности: RAE и его критика // Университетское управление: практика и анализ. 2014. № 6. С. 69-81.
Соколов М. М., Губа К. С., Зименкова Т. В., Сафонова М. А., Чуйкина С. А. Как становятся профессорами: академические карьеры, рынки и власть в пяти странах / Науч. ред.: К. В. Иванов. М. : Новое литературное обозрение, 2015.