Системы символов академического статуса являются одной из основных составляющих всей институциональной организации современной науки. Ученые делятся на статусные группы, обладающие монополией на определенные позиции на рынке академического труда (монополия специалистов в данной дисциплинарной области, позиции, доступные только для фигур не ниже определенного ранга и т.д.) и предъявляющие легитимные в глазах коллег претензии на признание и внимание к их работе. Принадлежность к статусной группе определяется по обладанию символами, соответствующим данному положению – ученым степеням и званиям, показателям цитирования, публикациям в изданиях с определенной репутацией, "качеством" аффилиаций и мероприятий, в которых Х принимал участие, и так далее, и тому подобное.
Поддержание различающей способности символов академического статуса является одним из основных условий бесперебойного функционирования институтов науки. Приди они в негодность, для самих ученых станет в высшей степени проблематичным определить, кого слушать, читать, приглашать на конференции или пытаться залучить на работу. Еще сложнее эта задача будет для непричастных непосредственно к данной специальности – администраторов университетов, государственных чиновников, коллег с других факультетов, представителей широкой публики – которые полностью зависят от специалистов в принятие решения о научном потенциале того или иного индивида или учреждения.
В литературе по институциональной социологии науки высказано множество гипотез о том, как системы производства академического статуса влияют на поведение ученых – их продуктивность, избираемые ими стратегии карьерной мобильности, когнитивные стили их работы (самые заметные имена – A.Abbott, P.Bourdieu, M.Lamont, R.Whitley). Соображения такого рода неизбежно возникают в любом обсуждении эффективности всякой статусно-символической инновации (в России в последние годы – изменение политики присвоения степеней, ПРНД и т.д.) Большая часть таких гипотез, однако, основана на изучении случаев отдельных академических систем или даже отдельных элементов этих систем, и не включает систематических сравнений между ними.
Одна из основных целей этого проекта – разработать более систематический подход к анализу статусного символизма в науке, который допускал бы сравнительное изучение, и реализовать его в сравнении пяти крупнейших национальных академических систем – Великобритании, Германии, России, США и Франции.