• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мониторинг поведения субъектов инновационного процесса: инновационная активность компаний сектора интеллектуальных услуг; паттерны инновационной деятельности высококвалифицированных кадров, занятых исследованиями и разработками

Приоритетные направления развития: экономика, социология
2019

Цель работы

Целью реализуемого проекта является сбор и анализ актуальной эмпирической информации об инновационной деятельности (1) компаний сектора интеллектуальных услуг и (2) высококвалифицированных кадров, занятых исследованиями и разработками.

Используемые методы

Методология исследования исходит из принципов обеспечения сопоставимости с обследованиями инноваций в зарубежных странах.

Для выявления специфики инновационной деятельности российских компаний сектора интеллектуальных услуг в условиях цифровизации и трансформации бизнес-моделей методология обследования согласуется с методическими рекомендациями и разработками проекта Европейского обследования инноваций (CIS), а также актуальной 4-ой редакцией Руководства Осло (Oslo Manual). Дополнительно были учтены результаты последних исследований членов Европейской ассоциации исследований сферы услуг RESER (ЕС). Разработанный социологический инструментарий состоит из четырех ключевых разделов, содержащих общие вопросы о деятельности компании, ее инновационной деятельности, кастомизации услуг и взаимодействии с клиентами, а также об используемых организационных методах и практиках.

Для выявления паттернов инновационной деятельности высококвалифицированных кадров и определения основных факторов, влияющих на их вклад в инновационную деятельность организаций, методология и инструментарий обследования согласуется с международным проектом «Careers of Doctorate Holders (CDH)», реализуемого OECD, Eurostat, UNESCO Institute of Statistics. Опросный инструментарий включает вопросы, направленные на оценку занятости, мобильности и исследовательских практик кадров высшей квалификации.

Эмпирическая база исследования

Сбор информации об инновационной активности компаний-производителей интеллектуальных услуг сектора интеллектуальных услуг проведен посредством электронной рассылки опросного инструментария в адрес руководителей (первых лиц) компаний. Опрашивались действующие компании со среднесписочной численностью персонала не менее 10 человек, занимающиеся соответствующими видами деятельности (на основе кодов ОКВЭД) в крупнейших российских городах – Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и ряде других. По итогам опроса собраны анкеты 313 организаций сектора в разрезе профессиональных, технологических и креативных интеллектуальных услуг.

Для сбора данных в отношении кадров высшей квалификации, занятых исследованиями и разработками, проведен выборочный опрос по месту работы. При обследовании применялась многоступенчатая стратифицированная выборка, с квотным представительством по ряду признаков: регион (федеральный округ); тип организации, в которой занят респондент; пол и возраст респондента; имеющаяся ученая степень, научная специализация. Общий объем выборки — 1742 респондента, имеющих ученую степень (доктор наук, кандидат наук, PhD).

Результаты работы

В части теории по результатам обследования систематизированы теоретические подходы к анализу инновационной активности компаний и инновационной деятельности высококвалифицированных кадров. Теоретическая рамка исследования компаний сектора интеллектуальных услуг учитывает процессы цифровизации и ориентацию компаний на вовлечение клиентов в совместное создание услуг. Систематизированы основные факторы, определяющие успешные паттерны инновационной деятельности и вклад научно-технических кадров в результативность инновационной деятельности компании.

В ходе подготовки и реализации сбора эмпирической информации в соответствии с актуальными исследовательскими и практическими задачами были усовершенствованы методики анализа инновационной деятельности компаний-производителей интеллектуальных услуг и высококвалифицированных кадров, занятых исследованиями и разработками. Доработан и обновлен инструментарий оценки человеческого капитала инноваций; проведена коррекция характеристик выборочной совокупности, методов сбора информации в организациях сферы исследований и разработок; модифицированы процедуры обработки и анализа исходных данных. Разработан новый социологический инструментарий для оценки инновационной деятельности компаний сектора интеллектуальных услуг в условиях цифровизации; предложены усовершенствованные инструменты для оценки уровня кастомизации интеллектуальных услуг и интенсивности их сопроизводства; обновлены требования к выборочной совокупности компаний сектора интеллектуальных услуг. 

В части получения новых эмпирических данных об инновационной активности компаний сектора интеллектуальных услуг собранные данные позволяют актуализировать результаты уникального мониторинга состояния и динамики сектора интеллектуальных услуг в России, проводимого на постоянной основе с 2006 г., и представляют собой первую базу данных о различных аспектах деятельности компаний сектора, собранную после кризисных явлений 2014-2015 гг.

Согласно собранным данным, 49% опрошенных компаний в течение последних трех лет выводили на рынок новые инновационные продукты или услуги. Более того, доля компаний, которые вывели на рынок новые цифровые продукты и услуги, такие как платформенные решения или цифровой контент, в 1,5 раза, чем доля компаний, инновационные продукты и услуги которых, не имели цифровой составляющей. В свою очередь, инновации в бизнес-процессы были внедрены более чем у 80% опрошенных компаний сектора интеллектуальных услуг. Ожидаемо, ключевым источником финансирования инноваций с большим отрывом стали собственные средства компаний (84%).

На стандартные услуги приходится, в среднем, 44% выручки компаний сектора, в то время как на интеллектуальные услуги, полностью кастомизированные компанией-производителем под запросы конкретного клиента и кастомизированные услуги, разработанные совместно с клиентом, принесли, в среднем, 16% и 12% соответственно. Степень вовлечения клиентов в производственные процессы компаний сектора различается в зависимости от стадий проекта и типа клиента. Так, наиболее существенный разрыв наблюдается на стадии генерации идей, где степень вовлеченности постоянных клиентов оказалась на 0,42 балла выше, чем новых клиентов. Стоит также отметить, что для взаимодействия с клиентами помимо электронной почты, которая используется практически всеми компаниями, большой популярностью пользуются также мессенджеры и видеоконференции (74% и 67% соответственно).

В части получения новых эмпирических знаний в отношении высококвалифицированных кадров, занятых исследованиями и разработками, данные полученные в 2019 г., дополняют уникальную эмпирическую базу об условиях и стимулах для работы и построения карьеры в науке, собираемую с 2010 года.

Согласно актуализированным данным, значительная часть кандидатов и докторов наук в России (42,7%) имеет более одного места работы, при том что на основной работе почти все (87,4%) заняты полный рабочий день и эта основная работа в большинстве случаев (81,9%) полностью соответствует полученной специальности. 78,6% ни разу не меняли место работы за последние 10 лет. Географическая мобильность российских обладателей ученой степени в целом низкая: доля тех, кому приходилось менять место жительства в связи со сменой работы, не превышает 15%.

Базовые цифровые навыки прочно вошли в профессиональную деятельность большинства обладателей ученой степени: более 80% опрошенных на хорошем или отличном уровне работают с текстовыми редакторами, создают презентации и могут найти необходимые данные и публикации в Интернете. Владение продвинутыми цифровыми навыками в настоящее время не распространено: почти 70% опрошенных ученых не владеет даже на минимальном уровне ни одним языком программирования. Те, кто владеет продвинутыми цифровыми навыками, освоили их в основном по собственной инициативе, самостоятельно или заочно, а в ходе очной учёбы или на рабочем месте.

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР

Практическое применение результатов исследования связано с решением задач по экспертно-аналитическому обеспечению реализации Указа Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 07.05.2018 г. №204 в части науки и образования, национальных проектов «Наука» и «Образование», предусматривающих обеспечение привлекательности работы в России ведущих ученых и молодых перспективных исследователей; формирование целостной системы подготовки и профессионального роста научных и научно-педагогических кадров.

Результаты исследования могут быть использованы для оценки хода реализации федеральных проектов «Развитие кадрового потенциала в сфере исследований и разработок»), национальных проектов «Образование» и «Цифровая экономика», достижимости поставленных в них целей.

Собранная в мониторинге информация в форме результатов статистического анализа и разработочных таблиц, а также аналитические выводы и комментарии, сформированные на основе данных обследования научных организаций и кадров высшей научной квалификации, положены в основу публикаций, включая международные научные журналы, индексированные в базах Scopus и Web of Science, а также докладов выступлений на научных конференциях, включая международные. Данные результаты используются внешними организациями, включая Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, другие ФОИВ, Администрацию Президента РФ, Аппарат Правительства РФ. На международном уровне результаты проекта обеспечивают дальнейшее сотрудничество с Директоратом по науке, технологиям и промышленности ОЭСР (DSTI OECD) и Европейской ассоциацией исследований сферы услуг (RESER).

Публикации по проекту:


Sabirova D., Belousova V., Krayushkina Z., Lonshchikova Y., Nikiforova E., Chichkanov N. The Role of Human Capital in Science, Technology and Innovation // Foresight and STI Governance. 2019. Vol. 13. No. 2. P. 107-119. doi
Katchanov Y. L., Markova Y., Shmatko N. A. Comparing the topological rank of journals in Web of Science and Mendeley // Heliyon. 2019. Vol. 5. No. 7. P. e02089-1-e02089-9. doi
Shmatko N. A., Volkova G. Willingness of Russian Researchers to Digital Transformation: Basic Digital Literacy and Advanced Skills, in: Culture and Education: Social Transformations and Multicultural Communication: Proceedings of the Middle-Term Conference RC04 Sociology of Education International Sociological Association (ISA). M. : RUDN, 2019. doi P. 616-625. doi
Volkova G., Никишин Е. А. Interregional Mobility Of Russian Researchers: Moving For A Promising Job / National Research University Higher School of Economics. Series WP BRP "Basic research program". 2019. No. 103.
Belousova V., Solodkov V. M., Chichkanov N., Nikiforova E. Acceptance of New Technologies by Employees in Financial Industry, in: Handbook of Financial Econometrics, Mathematics, Statistics, and Machine Learning (In 4 Volumes). World Scientific, 2020. Ch. 56. P. 2053-2080. doi

См. также

Ключевые слова