• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Mobilization and improvement in human capital of the middle class and vulnerable groups

Priority areas of development: economics, sociology
2019
The project has been carried out as part of the HSE Program of Fundamental Studies.

The object of this studyis human capital of middle class and vulnerable groups, inequality, social mobility and social policy.

Goal of researchis to examine the processes of mobility and improvement in human capital of middle class and vulnerable groups.

Methodology

For the project objectives, the following methods were used: desk research, theoretical and methodological analysis of Russian and foreign publications; descriptive, multidimensional statistical and econometric analysis of micro-data from sample population surveys; analysis of qualitative sociological data; various methods of microsimulation.

Empirical base of research

Most estimates presented in the next sections were obtained using different waves (1994-2018) of the Russian Longitudinal Monitoring Survey (RLMS-HSE) as well as its panel component of 2009-2017. Also, microdata of population surveys were used such as: the population survey provided by Levada Centre in January, 2019; International Social Survey Programme (ISSP), 2019; the European Union Statistics on Income and Living Conditions (EU-SILC); Family Resource Survey, special survey of middle class in Russia “Middle class: readiness to invest in human capital development” (2018); Selective supervision of quality and availability of services in education, health care and social service, assistance of employment of the population (2017); Сomprehensive monitoring of living conditions (2016); Statistical Survey of Income and Participation in Social Programs (2017); Statistical Survey of Reproductive Behaviour (2012, 2017); Generation and Gender Survey (GGS); survey “A tool for social and professional assessment of school inclusion”. For a number of tasks the results of qualitative research, including focus groups “Attitudes and models of reproductive behaviour” (2017), the qualitative research of migrants (2019), semi-formal interview with participants of educational process, were applied. Additionally the materials of legislative acts of Russian Federation and its regions were used.

Results of research

Amongall results of the research, the following ones can be described in more details

  1. The analysis of relative mobility of Russians between income quintiles on the nine years indicates that Russia is similar to developing countries by the features of income mobility. Russia has a similar immobilized population in the first income quintile as OECD countries on average but the entirely different immobilized population in the fifth income quintile, which underlines general instability of monetary welfare in mass strata of the population. Only 11,9% of the population demonstrated stable upward or downward mobility in the nine years. The proportion of steadily unfavorable groups by current income is 6.6% of the total population; the proportion of steadily favorable ones is 4.6%. The risk of long material problems is higher among children from large families, especially in rural areas, single Russians (primarily single pensioners), as well as the working population at unstable job places – primarily unskilled workers.

  2. The worker’s cultural capital significantly influences on the individual’s position in the system of socio-economic inequalities in modern Russia. If human capital influences mostly on incomes and standard of living, cultural capital influences mostly on the quality of job places, even in the same professional groups, and on the quality of life. Although, on the whole, the social structure of Russian society is open and intergenerational occupational mobility is rather high, the institute of social reproduction strongly influences on opportunities of intergenerational mobility in Russia. The stable low positions in the occupational hierarchy are typical for the most unfavorable groups (children from families of “blue collars” and workers of trade and commerce). That is why, in public social policy, it is necessary to take into account the influence of both incorporate kinds of capital – human and cultural – on an individual’s position on the labor market.

  3. In general, subjective self-assessment of Russians corresponds with the trend of “negative stabilization” that is observed after the crisis of 2014: the proportion of those who fix negative dynamics is 2.5 times higher than the proportion of those who give positive estimates (27% and 10% correspondingly). Negative dynamics of the last five years moved Russians to the positions of their parents, in 2019, intergenerational mobility can be evaluated as negative (double excess of negative evaluations over positive ones). Low opportunities for upward mobility and mass downward mobility may generate additional inquiries to social policy. The decreasing of subjective evaluations over the last five years has led to the situation when inequality reduction is more relevant than social lifts. Thus, the current social structure and the system of social status need the instruments which allow realizing mobility “from the bottom to the middle.” 

  4. There is no adaptation to poverty in Russia: longer poverty spells correlate with low subjective well-being. The adaptational behavior varies along with the place of birth and living, the poverty duration, and the frequency of entrance to poverty.

  5. The middle class demonstrates positive attitudes to innovations and new technology implementation in various areas (education, health care, agriculture, production of goods, etc.). In this context, this population group is more advanced than other population groups. The practices of using innovations (at the example of different services via the Internet) are more common among the middle class than among the whole population, especially – regarding Internet consultations with specialists (lawyers, psychologists). Overall, the results show heterogeneity of the middle class in the context of innovations. Thus, innovativeness can be an additional or independent stratification variable, especially in the determination of social groups – drivers of innovation development.

  6. The evaluations of the quality of life on the data of Index of older generations’ quality of life with corrected weights indicate that accumulated human capital correlates significantly with the indicators of quality of life in older age. “Younger” older people with higher education and rather high incomes, living in cities and towns, having a partner are characterized by the highest quality of life. Lower quality of life is typical for single elders with lower educational level and lower incomes. The comparison of estimates of various indexes of quality of life and active aging, including international, shows that poor health is the primary constraint to the growth of active aging. Nevertheless, the opportunities of Russian elders have significantly improved after 2000, including due to health improvement and educational level increasing. Meanwhile, public health promotion guarantees are redistributed more equally among children under three than among the elderly; for the last ones, low availability of opportunities to support health is typical. Thus, the limited availability and low quality of medical care and social services, transport infrastructure, favorable environment for older generations need the attention of the government.

  7. The inflow of labor migrants to Russia raises the questions of their inclusion to Russian society and its influence on the social infrastructure of cities. The results show that schools, where children with Russian non-native language study and schools with the status of “difficult social context” are located not in “migrant” isolated areas (as in Europe or the US) but in the former workers’ quarters, formed in the middle of the previous century. These schools, often with student storage, are urban infrastructure that can or need to use low-status migrants. Being many years of school for children from families with low-status, these schools are the place where the children of working migrants are attracted: this is the result of informal strategies of schools in the local area as well as parents, both local and migrants. One of the results of the research of the treatment of migrants with socially significant diseases is the finding that in-depth knowledge and behavioral factors contribute to the high vulnerability of migrants in the context of HIV infection in the country of migrants’ arrival. Russian norm on unwanted stay of HIV-positive migrants is not useful. HIV migrants do not have rights on health, while the Russian government does not have actual data on this issue because the official statistics do not take into account the real amount of HIV-positive migrants in Russia.

  8. Level of implementation, recommendations on implementation or outcomes of the implementation of the results:The results of the research were presented on more than 40 scientific conferences, including international – in Russia, Sweden, France, UK and the US. Based on the results of the research 22 scientific publications were prepared, including 13 (6 – in English) – articles in WoS and Scopus journals. Some results have been used in preparation of the 2019 analytical notes and expert recommendations, which were directed to the Government of the Russian Federation and federal authorities.

Level of implementation

The results of this project can be used for consultation of public authorities and improving existing or developing legislation in the fields of social, tax and economics policies and evaluation of their effectiveness, particularly in the Ministry of Labor and Social Protection of Russian Federation, Russian Pension Fund, the Ministry of Finance of Russian Federation, the Ministry of Economic Development of Russian Federation and Ministry of Health of Russian Federation.

Publications:


Slobodenyuk E., Mareeva S. Inequality in Russia: Challenges for the policy // Baltic RIM Economies Review. 2019. No. 5. P. ---.
Jara H. X., Popova D. Second earners and in-work poverty in Europe // Journal of Social Policy. 2020
Oparin D. Spiritual Authority and Religious Introspection among Muslim Migrants in Western Siberia // Problems of Post-Communism. 2020. Vol. 67. No. 4. P. 342-354. doi
Горяйнова А. Р. «Место под солнцем»: уровни формирования школьной инклюзии // Журнал исследований социальной политики. 2019. Т. 17. № 4. С. 555-570. doi
Anikin V. A., Lezhnina Y. P., Mareeva S., Slobodenyuk E. Who Seeks State Support In The New Russia And Why? / NRU HSE. Series WP BRP Series "Public and Social Policy". 2019.
Dang H. H., Lokshin M. M., Abanokova K. Did the Poor Adapt to Their Circumstances?Evidence from Long-run Russian Panel Data // Economics Bulletin. 2019. Vol. 39. No. 4. P. 2258-2274.
Matytsin M., Popova D., Freije S. RUSMOD. A Tool for Distributional Analysis in the Russian Federation / World Bank Group. Series WPS "Policy Research Working Paper". 2019. No. 8994.
Тихонова Н. Е. Социальная политика в современной России: новые системные вызовы // Общественные науки и современность. 2019. № 2. С. 5-18. doi

• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящихЛичный кабинет сотрудника ВШЭПоиск

Мобилизация и повышение качества человеческого капитала среднего класса и уязвимых групп населения

Приоритетные направления развития: экономика, социология
2019

Объектом исследования выступают человеческий капитал среднего класса и уязвимых групп населения, неравенство, социальная мобильность и социальная политика.

Цель работы

Изучение процессов мобилизации и повышения качества человеческого капитала среднего класса и уязвимых групп населения.

Используемые методы

Кабинетное исследование, теоретико-методологический анализ российских и зарубежных публикаций; дескриптивный, многомерный статистический и эконометрический анализ микро-данных выборочных обследований населения; анализ качественных социологических данных; различные методы микромоделирования (микросимуляций).

Эмпирическая база исследования

Многие оценки, представленные в последующих разделах, получены с использованием различных волн (1994-2018 гг.) лонгитюдного обследования Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (РМЭЗ-ВШЭ), а также его панельной составляющей за 2009-2017 гг. Наряду с этим использовались микроданные таких выборочных обследований как: опрос, проведенный Левада-центром в январе 2019 г.; Международное социальное исследование (ISSP) за 2019 г.; Европейское обследование доходов и условий жизни (EU-SILC) и Обследование семейных ресурсов (Family Resource Survey); специализированный опрос среднего класса в России «Средний класс: готовность инвестировать в развитие человеческого капитала» (осень 2018 г.); Выборочное наблюдение качества и доступности услуг в сферах образования, здравоохранения и социального обслуживания, содействия занятости населения (2017 г.); Комплексное наблюдение условий жизни населения (2016 г.); Выборочное наблюдение доходов населения и участия в социальных программах (2017 г.); Выборочное наблюдение репродуктивных планов населения 2012 и 2017 гг.; международное обследование «Поколения и гендер»; опрос «Инструмент общественно-профессиональной оценки инклюзивности школ». Для решения ряда задач исследования применялись результаты качественных исследований, включая материалы фокус-групп «Установки и модели репродуктивного поведения» (2017 г.); качественное исследование мигрантов 2019 г.; полуформализованные интервью с участниками образовательного процесса. Дополнительно были использованы материалы нормативных правовых актов (НПА) Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Результаты работы

Среди всех результатов исследования следующие могут быть раскрыты более подробно:

1. Анализ относительной мобильности россиян между квинтилями по доходам на 9-летнем интервале свидетельствует о близости России по характеру доходной мобильности к развивающимся странам. По сравнению с усредненными данными по ОЭСР, в долгосрочном периоде ситуация в России характеризуется схожими масштабами «липкости пола» (иммобильного по доходам населения в первом квинтиле), но более низкими масштабами «липкости потолка» (иммобильного по доходам населения в пятом квинтиле), что подчеркивает общую неустойчивость монетарного благополучия в массовых слоях населения. Лишь 11,9% населения характеризовались устойчивой восходящей или нисходящей мобильностью на 9-летнем интервале. В численности населения удельный вес устойчиво неблагополучных по текущим доходам групп составил 6,6%, а устойчиво благополучных – 4,6%. Рискам затяжного неблагополучия в наибольшей степени подвержены дети из многодетных семей, в особенности те, из них, которые проживают в сельской местности; одинокие россияне (особенно одинокие пенсионеры), а также трудоспособное население, занимающее нестабильные рабочие позиции - в первую очередь, работники неквалифицированного физического труда.

2. Культурный капитал работника оказывает значимое влияние на место человека в системе социально-экономических неравенств в современной России. При этом если человеческий капитал влияет прежде всего на доходы и, соответственно, уровень жизни людей, то культурный капитал влияет в бóльшей степени на качество их рабочих мест даже в рамках одних и тех же профессиональных групп и, соответственно, на качество их жизни в целом. Несмотря на сохраняющуюся открытость структуры российского общества и достаточно большие масштабы межгенерационной профессиональной мобильности в разных поколениях и у выходцев из разных по профессиональному статусу родителей типов семей, институт социального воспроизводства оказывает сильное влияние на возможности межпоколенной мобильности в России. Для наиболее неблагополучных слоев (выходцев из семей рабочих и рядовых работников торговли и бытового обслуживания) характерно «застревание» на нижних позициях в профессиональной иерархии. Поэтому при планировании государственной социальной политики необходимо учитывать влияние на место человека на рынке труда обоих инкорпорированных видов капитала, - и человеческого, и культурного.

3. Субъективная оценка положения россиян в целом соответствует тренду «негативной стабилизации», что наблюдается в стране после кризиса 2014 г.: доля тех, кто фиксирует в своем положении негативную динамику в 2,5 раза превышают долю тех, кто дает ей позитивные оценки (27% и 10% соответственно). Негативная динамика последних 5 лет «откинула» россиян на позиции, приближающиеся к положению их родителей, в 2019 г. межгенерационная мобильность может оцениваться уже скорее как отрицательная (с двукратным превышением отрицательных оценок над положительными). Низкие возможности восходящей мобильности и массовая нисходящая мобильность способны генерировать дополнительные запросы к социальной политике. «Стекание» субъективных оценок статуса вниз за последние 5 лет привело к тому, что актуализируется запрос на сокращение неравенства, а не «отладку лифтов». Таким образом, текущее состояние социальной структуры и системы социальных статусов первоочередно требует работоспособности инструментов, которые позволят реализовывать мобильность «снизу в середину».

4. Адаптация к бедности в России отсутствует: более длительное пребывание в бедности связано с более низким субъективным благополучием населения. При этом адаптационное поведение населения различается в зависимости от места проживания, места рождения, длительности нахождения в бедности и частоты попадания в бедность.

5. Средний класс демонстрирует позитивное отношение к инновациям и приветствует внедрение новейших технологических разработок в самых разных сферах (образование, медицина, сельское хозяйство, производство товаров и пр.). Причем, представители этого слоя общества оказываются в данном контексте более продвинутыми, чем другие слои населения. Практики использования инноваций (на примере обращения к услугам разного рода посредством Интернета) больше распространены среди представителей среднего класса, чем в среднем у населения, особенно – в том, что касается интернет-консультаций со специалистами других областей (юристами, психологами и пр.). В целом данные исследования позволяют говорить о неоднородности среднего класса в контексте принятия инноваций, что в условиях запроса на определение социальных групп-драйверов национального развития дает основания использовать инновативность в качестве дополнительного или даже самостоятельного стратификационного признака.

6. Оценки качества жизни на данных Индекса качества жизни старшего поколения (ИКЖСП) со скорректированными весами свидетельствуют о том, что объемы накопленного человеческого капитала значимо связаны с показателями качества жизни в старшем возрасте. Наиболее высоким качеством жизни характеризуются более «молодые» пожилые с высшим образованием и достаточно высокими доходами, проживающие в городской местности, имеющие партнера. Соответственно, более низкое качество жизни присуще одиноким пожилым людям с невысоким уровнем образования и низкими доходами. Сопоставление оценок, полученных с использованием различных индексов качества жизни и активного долголетия, включая международные, показало, что плохое состояние здоровья является ключевым барьером роста потенциала к активному долголетию. Тем не менее, возможности лиц старшего поколения в России значительно улучшились после 2000 г., в т.ч. за счет улучшения состояния здоровья и повышения уровня образования. При этом предоставляемые государством гарантии по укреплению здоровья более равномерно распределены между детьми до 3 лет, чем между лицами старшего возраста, для которых характерна низкая доступность возможностей по восстановлению здоровья с помощью мер социальной поддержки. Таким образом, особого внимания правительства требуют ограниченная доступность и невысокое качество предоставляемой медицинской помощи и социального обслуживания, транспортная инфраструктура, благоприятная среда для старшего поколения в целом.

7. Приток трудовых мигрантов в Россию делает все более актуальным вопросы включения их в российское общество и влияния на социальную инфраструктуру городов.  Результаты исследования показали, что школы, в которых концентрируются дети, для которых русский язык является не родным, и которые имеют статус школы «со сложным социальным контекстом», как правило расположены не в определенных «мигрантских» изолированных районах (как в Европе или США), а в бывших «рабочих» кварталах, сформировавшихся в середине прошлого века. Эти школы, зачастую сталкивающиеся с недобором учащихся, являются той городской инфраструктурой, которой могут или вынуждены пользоваться низкостатусные мигранты. Будучи долгие годы учебным заведением для детей из низкостатусных семей, школа является местом, куда притягиваются дети рабочих мигрантов: это результат неформальных стратегий школ района, а также родителей, как «местных», так и мигрантов. Одним из результатов изучения темы лечения мигрантов с социально значимыми заболеваниями, стал вывод о том, что низкая осведомленность и поведенческие факторы способствуют высокой уязвимости мигрантов отношении ВИЧ-инфекции именно в стране приема мигрантов. Российская норма о нежелательном пребывании ВИЧ-положительных мигрантов не приносит практической пользы: мигранты с ВИЧ лишены права на здоровье, в то время как российское правительство не имеет данных о фактическом масштабе проблемы, так как статистика не учитывает, сколько ВИЧ-положительных иностранцев фактически находится в России.

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР

Результаты исследования были представлены на более чем 40 научных и научно-практических мероприятиях, в том числе международных – в России, Швеции, Франции, Великобритании и США. По результатам исследования было подготовлено 22 научные публикации, в том числе 13 (включая 6 – на английском языке) – статьи в журналах, индексируемых в WoS и Scopus. Отдельные результаты исследования были использованы при подготовке в 2019 г. аналитических записок и экспертных заключений, направлявшихся в Правительство России и федеральные органы исполнительной власти.

Область применения

Результаты данной работы могут быть использованы для консультирования органов государственной власти и совершенствования действующего или разрабатываемого законодательства в области мер социальной, налоговой и экономической политики и оценки их эффективности, в частности – в работе Министерства труда и социальной защиты РФ, Пенсионного фонда России, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, Министерства здравоохранения РФ, Счетной палаты и Росстата.

Публикации по проекту:


Dang H. H., Lokshin M. M., Abanokova K. Did the Poor Adapt to Their Circumstances?Evidence from Long-run Russian Panel Data // Economics Bulletin. 2019. Vol. 39. No. 4. P. 2258-2274. 
Slobodenyuk E., Mareeva S. Inequality in Russia: Challenges for the policy // Baltic RIM Economies Review. 2019. No. 5. P. ---. 
Oparin D. Possession and exorcism in the Muslim migrant context // Ethnicities. 2020. Vol. 20. No. 4. P. 731-751. doi
Matytsin M., Popova D., Freije S. RUSMOD. A Tool for Distributional Analysis in the Russian Federation / World Bank Group. Series WPS "Policy Research Working Paper". 2019. No. 8994. 
Горяйнова А. Р. «Место под солнцем»: уровни формирования школьной инклюзии // Журнал исследований социальной политики. 2019. Т. 17. № 4. C. 555-570. doi
Oparin D. Spiritual Authority and Religious Introspection among Muslim Migrants in Western Siberia // Problems of Post-Communism. 2020. Vol. 67. No. 4-5. P. 362-374. doi
Jara H. X., Popova D. Second earners and in-work poverty in Europe // Journal of Social Policy. 2020. 
Anikin V. A., Lezhnina Y. P., Mareeva S., Slobodenyuk E. Who Seeks State Support In The New Russia And Why? / ГУ ВШЭ. Series WP BRP Series "Public and Social Policy". 2019.