• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящихЛичный кабинет сотрудника ВШЭПоиск

Молодежное предпринимательство: между субкультурными DIY-практиками и новыми формами гражданственности

Приоритетные направления развития: социология
2019

Цель работы

Анализ формирующегося феномена нового молодежного предпринимательства в контексте молодежной культуры и гражданственности.

В фокусе исследования (объект исследования) молодые предприниматели, осуществляющие индивидуальную экономическую деятельность, и члены социальных сетей (милье), складывающихся вокруг данных экономических инициатив.

Используемые методы

Проект представляет собой микс-методное социологическое исследование, выполненное в качественной методологии. В проекте использовались следующие методы: экспертные интервью, биографические интервью, лейтмотивные интервью, включенное наблюдение, метод фокус-групп, разведывательное картографирование.

Эмпирическая база исследования:

  • 13 экспертных интервью с представителями государственных структур, активистами НКО, представителями предпринимательских ассоциаций, руководителями культурных центров и креативных пространств;

  • 3 фокус-группы с потребителями услуг и товаров молодых предпринимателей. В фокус-группах приняло участие 17 человек.

  • 15 биографических интервью с молодыми предпринимателями, осуществляющими индивидуализированные экономические проекты в разных сферах.

  • 42 лейтмотивных интервью с молодыми предпринимателями и 67 дней наблюдения в трех креативных кластерах Санкт-Петербурга.

Результаты работы

По мнению экспертов, молодежь формирует гетерогенную, но существенным образом отличающуюся от старших поколений, предпринимательскую культуру/милье. Молодые предприниматели опираются на идеологию саморазвития, маркером которой служит постоянно демонстрируемая готовность к самообучению. Они являются агентами «сетевой социальности» и рассматривают накопление сетевого капитала (нетворкинг) как часть своей работы, размывают границы между работой и досугом, публичным и приватным пространством, привнося элементы досуга, игры и удовольствия в деловые пространства и процессы, опираются на ресурсы информационного общества, расширяя пространство предпринимательской инициативы.

Анализ интервью с молодыми крафтовыми предпринимателями показал, что они разделяют представление о том, что сегодня возможны разные форматы бизнесов, что не все бизнесы делаются ради прибыли, что «бизнес может быть для души», «для себя». Такое понимание бизнес-активности, с одной стороны, мотивирует молодежь к открытию своего дела, связанного с собственным увлечением и ремесленными навыками, с другой, неэкономическая рациональность задает и нерыночные критерии для оценки успешности бизнеса, что может не приводить к развитию предпринимательского проекта и повышению его доходности.

Само предпринимательство не избавляет молодежь от прекарности: не повышает экономическую стабильность, не уменьшает структурные риски, не позволяет выстраивать долгосрочные планы. Более того, значительным образом актуализирует настоящее, востребуя от молодых мобилизации всех имеющихся знаний, навыков, связей, высокую степень вовлеченности и интенсивную занятость. Такая самомобилизация связана с ограниченностью ресурсов у молодых предпринимателей, низкими компетенциями, профессионализацией уже в процессе реализации бизнеса. Но она же придает ценность тому, что делается, приносит удовольствие от создания продукта своими руками. Длящаяся нестабильность, несмотря на полную, а иногда и выматывающую занятость, компенсируется удовольствием и удовлетворением от работы. Крафтовые предприниматели выстраивают некий биографический компромисс: да, они экономически или карьерно не эффективны, но занимаются тем, чем нравится.

При этом молодые предприниматели расширяют социальное включение молодежи, развивая некоммерческую активность. Несмотря на то, что данная деятельность осуществляется в разных режимах – «некоммерческая активность на пользу бизнесу», «некоммерческая активность – личная потребность предпринимателя», «некоммерческая активность – новая норма бизнеса» – вся она нацелена на позитивные изменения в обществе.

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР

По результатам исследования были сформулированы несколько рекомендаций, которые могут быть внедрены на уровне реализации молодежной, образовательной политик, политики в сфере развития предпринимательства РФ, а также на уровне местных (городских и муниципальных) властей:

  • Значительная часть предпринимаемых на местном и государственном уровне усилий по поддержке и развитию молодежного предпринимательства не доходит до адресата из-за отсутствия устойчивой коммуникации между молодежью и властью. Существует необходимость в усовершенствовании информационных и пропагандистских каналов на этом направлении. Решением может быть привлечение к информационным кампаниям лидеров молодежной деловой блогосферы.

  • Молодежь все чаще рассматривает предпринимательство как возможную стратегию занятости, однако к моменту организации собственного бизнеса не обладает никакими предпринимательскими компетенциями. Рекомендуется вводить курсы базовой экономической и предпринимательской грамотности на всех уровнях образования: старшая школа, средние специальные учебные заведения, высшие учебные заведения. Наличие необходимых базовых компетенций привлечет больше молодежи к предпринимательству, упростит ей вход в эту сферу деятельности, позволит бизнес-проектам стать более устойчивыми, что в целом будет способствовать развитию малого бизнеса в России.

  • У молодых предпринимателей в крафтовой экономике оказываются востребованы 2 типа навыков: специальные (ремесленные) и общие (организаторские). При высоком уровне самообразования и взаимного обучения ремесленным навыкам, молодые предприниматели, тем не менее, испытывают определенный дефицит в возможностях повышения своей экономической, организаторской компетентности, а также развития навыков взаимодействия с государственными органами (например, налоговой инспекцией). В связи с этим, рекомендуется разработать программу повышения бизнес-квалификации молодых предпринимателей, организованную, например, в формате серий повторяющихся мастер-классов, проводимых по разным темам, связанным со взаимодействием с государственными структурами: как организовать и оформить свой бизнес, как платить налоги и др. Такая программа позволит не только повысить эффективность деятельности молодых предпринимателей, но также вывести их в пространство формальной экономики.

  • Молодежное крафтовое предпринимательство становится важной сферой в текущих сложных социо-экономических условиях. При этом молодые предприниматели не только производят уникальный продукт, обеспечивают себе занятость, но и создают рабочие места. Однако, молодые предприниматели сталкиваются с рядом трудностей. Несмотря на то, что открыть дело можно с достаточно минимальными ресурсами, финансовые вложения оказываются необходимыми через некоторое время для поддержания и развития бизнеса. К сожалению, на данный момент молодые предприниматели из нашего проекта практически не рассматривают возможность обращения к государству за финансовой помощью (скорее ищут другие пути: помощь от друзей, родных, поиск инвесторов). В связи с этим, рекомендуется развивать и делать более доступными конкурсные программы для молодых предпринимателей на местном уровне, в рамках которых предприниматели смогут получать финансирование на развитие своего бизнеса. При этом важно, чтобы было лучше налажено информирование молодежи о таких программах с использованием современных каналов, актуальных для молодых предпринимателей: молодежных изданий (например, the Village, Afisha), рассылок, организуемых командами креативных кластеров, рекламы на проходящих креативных ярмарках и др. Также рекомендуется, чтобы в рамках таких программ было возможно получать и «небольшие» (до 1 млн. руб.) суммы, поскольку часто для молодежного бизнеса не требуются крупные вложения, которые могут, наоборот, отпугивать молодых предпринимателей. Еще одной сложностью, с которой сталкиваются молодые предприниматели на старте, является поиск и аренда помещения. Для начинающего бизнеса с нестабильными доходами регулярные затраты на аренду помещения по коммерческим расценкам зачастую оказываются неподъемными и приводят к закрытию бизнеса. В связи с этим рекомендуется государственным органам создать возможности «льготной» аренды помещений для молодых предпринимателей, например, на начальный период их бизнеса (на 1 год).

  • Экспертное сообщество подтверждает тот тезис, что женщины в предпринимательском мильё Санкт-Петербурга маргинализуются экономически (путем «выдавливания» в низкодоходные женские бизнесы), социально (через исключение из преимущественно мужских сообществ) и идеологически (через легитимизирующую эти исключения сексистскую идеологию). Это следует учесть при разработке государственных программ поддержки молодежного предпринимательства. В частности, необходимы меры целевой поддержки молодых женщин, собирающихся начать свой бизнес, а также широкая пропаганда ценностей гендерного равенства в рамках существующих государственных и бизнес-институтов.

  • Для продуктивного сотрудничества молодежного бизнеса и некоммерческих или благотворительных проектов рекомендуется организация диалоговой площадки для обмена опытом в сфере некоммерческой активности. Подобные площадки позволяют построить диалог не только внутри предпринимательского сообщества, но также между предпринимателями и некоммерческими проектами. Вместе они могли бы артикулировать и вырабатывать стратегии взаимодействия, опираясь на актуальные проблемы и существующие решения. Кроме того, такие площадки позволят молодым предпринимателям узнавать о позитивных для развития бизнес-кейсах, а также о дополнительных возможностях для развития предпринимательских проектов через включение в некоммерческую деятельность.

 

Публикации по проекту:


Arif E., undefined. Scenarios of responsible entrepreneurship of small business: young Russian entrepreneurs’ experience // Journal of Consumer Culture. 2019. 
Ариф Э. М. Потребление в среде молодых активистов // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2019. № 1. C. 66-83. doi