• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Российская академическая профессия в сравнительной перспективе

Приоритетные направления развития: экономика
2019

Цель работы

Анализ структуры академической профессии и оценка влияния ряда мер государственной политики на российские высшие учебные заведения и их продуктивность как на микроуровне, так и на уровне взаимодействия между вузами. Помимо этого, целью исследования является анализ влияния различных характеристик учащихся (школьных, семейных факторов, в т.ч. культурного капитала) на образовательные траектории, образовательный и карьерный выбор, а также на формирование сетей дружбы.

Объектом исследования являются экономические агенты на рынке высшего образования.

Задачи исследования

  • Оценка характеристик российской академической профессии в условиях реформ;

  • Изучение функционирования высшего образования как области знания;

  • Анализ научных коллабораций в высшем образовании;

  • Сравнительный анализ аспирантур в различных странах;

  • Оценка влияния вовлеченности родителей на образовательные траектории и учебные достижения учащихся;

  • Анализ взаимосвязи культурного капитала с сетевыми характеристиками студентов (центральность, популярность, престиж, взаимность и т д);

  • Оценка детерминант карьерного выбора учащихся российских вузов.

Используемые методы

В исследовании используется инструментарий институциональной экономики, широко задействованы статистические методы, а также эконометрическое моделирование (в том числе, модели со смешанными эффектами для лонгитюдных данных), а также методы сетевого анализа. Кроме того, применяется библиометрический анализ, основанный на анализе метаданных публикаций и журналов, полученных из реферативных баз Scopus и Web of Science и с сайтов рецензируемых журналов. Исследования образовательных стратегий и предпочтений учащихся основаны на социологических теориях культурного потребления, теории человеческого капитала, а также на трактовке школы и семьи как формального и неформального институтов образования.

Эмпирическая база исследования

В проекте используются статистические данные по российским вузам, библиометрические данные и метрики из баз цитирования Scopus и Web of Science. Для изучения образовательных стратегий учащихся используются данные лонгитюдного исследования «Траектории в образовании и профессии» (национальная панель), а также результаты лонгитюдного опроса учащихся НИУ ВШЭ – Пермь.

Результаты работы

В отчете представлены результаты исследования внешних эффектов проекта «5-100» на систему российского образования в целом. В частности, была рассмотрена эффективность вузов, которые в последние 5 лет не являлись частью этой программы, и не были ей непосредственно затронуты. В исследовании сравнивается эффективность вузов в тех регионах, в которых есть университеты, участвующие в программе повышения конкурентоспособности, с вузами в регионах, где таких университетов нет. Таким образом, дается оценка внешних эффектов программы на региональном уровне. Показано, что близость к вузам, участвующим в Программе повышения конкурентоспособности российских вузов, оказывает значительный положительный эффект на качество первокурсников в соседних вузах.

Кроме того, представлены результаты библиометрических исследований. В контексте масштабных реформ в российском высшем образовании исследуется динамика сетей соавторства российских вузов в период до и после введения Проекта «5-100». Взаимодействие университетов исследовалось с помощью анализа аффилиаций и сетей соавторства публикаций. Было получено, что после присоединения к Проекту университеты-участники расширили сотрудничество как друг с другом, так и с зарубежными университетами и научными учреждениями РАН, особенно в сегменте высокого качества (Q1). В то же время структура научного сотрудничества вузов, не участвующих в Проекте, существенно не изменилась. С ростом взаимодействия, изменилось и положение вузов Программы «5-100» в сети соавторства: они стали более центральными к другим участникам сети, в т.ч. как посредники. Это отражает тот факт, что исторический разрыв между университетским и академическим секторами сокращается и роль университетов в производстве знаний возрастает.

Далее исследуется динамика взаимодействия ученых ведущих российских университетов в период с 2010 по 2017 гг. На основе библиометрических данных о публикациях анализируется, как изменилась научная кооперация на индивидуальном уровне и с другими организациями. В исследуемых университетах наблюдается рост научной кооперации, индивидуальная кооперация растет в меньшей степени, чем между организациями. Взаимодействие с российскими организациями выше, чем с РАН и международными, однако доля таких работ стремительно снижается. В сегменте высокого качества университеты взаимодействуют чаще, чем в сегменте публикаций более низкого качества (Q4). Причем, для сегмента высокого качества типично взаимодействие с иностранными международными организациями, для низкого – с российскими. Наибольшая доля взаимодействия наблюдается в физических и технических науках, наименьшая – в гуманитарных и социальных.

Отдельное исследование посвящено анализу международных коллабораций в области исследований высшего образования при помощи базы данных Scopus с 1978 по 2017 гг. Показано, что со временем фактор географической удаленности авторов друг от друга становится менее важным. Подтверждена гипотеза о том, что международное сотрудничество в области исследований высшего образования значительно выросло за последние два десятилетия. Обнаружено, что количество международных коллабораций зависит от географического расстояния и официального языка стран. Влияние географической близости в значительной степени различается между различными регионами мира: в Европе расстояние между авторами оказывает меньшее влияние на формирование коллабораций по сравнению с авторами из Северной Америки и Азии.

В проекте затрагивается тематика аспирантуры, ее текущее положение в международном контексте и анализ институциональных особенностей её организации. 14 национальных и один региональный кейсы демонстрируют разнообразие мировых практик. Анализируются различия, сходства и особенности изучаемых стран по таким параметрам как масштаб системы аспирантуры, степень её интернационализации, организации, в которых ведётся подготовка аспирантов, процесс обучения в аспирантуре, виды аспирантуры, особенности защиты диссертации и паттерны научного руководства, финансовые модели систем аспирантуры. На основании проведённого анализа делаются выводы о текущем состоянии системы аспирантуры в мире с точки зрения институциональных характеристик и делаются прогнозы о дальнейшем развитии аспирантуры.

Анализ образовательных стратегий школьников посвящен изучению влияния вовлеченности родителей в образовательный процесс на образовательные достижения российских школьников и образовательный выбор, например, на вероятность перехода в старшую школу и поступление в вуз. Предполагается, что вовлеченность родителей в образовательный процесс является связующим звеном между формальным (школой) и неформальным (семьей) институтами образования и может оказывать благоприятное влияние на успеваемость и способствовать выбору траектории получения высшего образования. На основе данных лонгитюдного исследования «Траектории в образовании и профессии» показано, что результаты ОГЭ/ГИА и итоговые результаты ЕГЭ положительно связаны с активным участием родителей в школьных собраниях, наймом репетиторов (кроме результата ЕГЭ по математике) и обеспечением ребенка дополнительной литературой. Было обнаружена отрицательная взаимосвязь между контролем домашних заданий и успехами учащихся. В целом, фактор «рациональной» (не чрезмерной) вовлеченности положительно связан с образовательными достижениями и образовательным выбором, что может говорить о нелинейном характере взаимосвязи. В то же время, родительская вовлеченность сама по себе зависит от ряда характеристик семьи. Помимо этого, семья оказывает положительное влияние на образовательные успехи и образовательные стратегии, а для результатов ЕГЭ и выбора вуза особую важность приобретают характеристики старшей школы.

Два сюжета посвящены изучению предпочтений студентов российских вузов. В первом из них изучается роль культурного капитала в процессе формирования студентами сети дружбы. В исследовании выдвигаются и тестируются две гипотезы – гомофилии и привлекательности. Разрабатывается и апробируется методика измерения культурного капитала. Основываясь на само отчетных данных о компетенции студентов в литературе, музыке, изобразительном искусстве, театре и кино, а также частоте посещения студентами мероприятий культуры и искусства, построена двухуровневая факторная модель культурного капитала. Результаты показывают, что студенты более вероятно будут дружить с теми, кто близок им не только по полу и успеваемости, но и по культурному капиталу. Кроме того, студенты с более высоким культурным капиталом не более популярны и не более склонны заводить друзей. Экстраполируя полученные результаты на более общий вопрос о сущности культурного капитала – «элитарность» Бурдье или «многообразие» Петерсона, были найдены свидетельства в пользу первого.

Второй сюжет посвящен изучению предпочтений студентов старших курсов российских вузов относительно дальнейшей работы в общественном или частном секторе. На основе данных лонгитюдного исследования «Траектории в образовании и профессии» показано, что выбор занятости в общественном секторе студентами положительно связан с важностью таких характеристик, как признание коллег, руководства, общества; близость работы к дому; статус и престиж профессии; польза обществу; близость к власти; хорошее социальное обеспечение и государственные гарантии; возможность изменить жизнь в стране к лучшему; возможность помогать людям. С другой стороны, выбор занятости в частном секторе положительно связан с важностью репутации компании, самостоятельности в работе, причастности к разработке политики компании и ее реализации, творческой работой, а также с возможностью иметь высокий доход. Юноши менее склонны к работе в общественном секторе, чем девушки. Респонденты, уже получающие или ожидающие получать более высокую заработную плату, склонны выбирать занятость в частном секторе.

Публикации по проекту:


Prakhov I., Sergienko D. Matching between Students and Universities: What are the Sources of Inequalities of Access to Higher Education? // European Journal of Education. 2020. Vol. 55. No. 2. P. 261-274. doi
Matveeva N., Sterligov I., Yudkevich M. M. Impact of government intervention on publication activity: case of Russian universities, in: Proceedings of the 17th International Conference on Scientometrics and Informetrics ISSI2019 Vol. 1. Italy: Edizioni Efesto, 2019. P. 896-907.
Avdeev S. International Collaboration in Higher Education Research: a Gravity Model Approach / NRU Higher School of Economics. Series EDU "Education". 2019. No. 54/EDU/2019. doi
Yudkevich M. M. Russia: Higher Education, between Survival and Innovation, in: Professorial Pathways: Academic Careers in a Global Perspective. Johns Hopkins University Press , 2019.
Kotomina O., Prakhov I., Sazhina A. Parental Involvement and the Educational Trajectories of Youth in Russia / NRU Higher School of Economics. Series EDU "Education". 2019. No. 53/EDU/2019.
Matveeva N., Sterligov I., Yudkevich M. M. THE RUSSIAN UNIVERSITY EXCELLENCE INITIATIVE: IS IT REALLY EXCELLENCE THAT IS PROMOTED? / NRU Higher School of Economics. Series EDU "Education". 2019. No. WP BRP 49/EDU/2019.
Prakhov I. The Determinants of Expected Returns on Higher Education in Russia: A Human Capital Theory Perspective / NRU Higher School of Economics. Series EDU "Education". 2019. No. WP BRP 50/EDU/2019.

См. также

Ключевые слова