• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящихЛичный кабинет сотрудника ВШЭПоиск

Сравнительное исследование образовательных достижений и их связи с карьерными достижениями студентов и выпускников инженерных направлений подготовки в странах БРИК

2019

Цель работы

Данное исследование имеет две цели. Первая состоит в оценивании образовательных достижений студентов инженерных направлений подготовки в странах-участницах исследования с использованием экспланаторных моделей современной теории тестирования, учитывающих контекстную информацию; вторая заключается в выявлении факторов карьерных достижений (включая отношение к нечестности в трудовой деятельности) выпускников, обучавшихся по программам в области электронной инженерии и компьютерных наук в вузах России.

Эти цели достигались с помощью решения следующих задач:

  • доказательство валидности и надежности второй волны измерений образовательных достижений студентов России, Китая и Индии с использованием аппарата современной теории тестирования.

  • доказательство сопоставимости результатов измерений студентов России, Китая и Индии по фундаментальным дисциплинам и дисциплинам профессионального цикла с использованием дополнительной информации о поведении респондентов во время ответа на вопросы тестов для обоснования качества инструментария.

  • оценка взаимосвязи между отношением студентов к академическому мошенничеству (плагиату и списыванию) во время обучения в университете и их отношением к нечестности в контексте трудовой деятельности, оцененной после их выпуска из университета.

  • выявление факторов карьерных достижений выпускников инженерных направлений подготовки

Используемые методы

В области психометрических работ (задачи 1 и 2) использован математико-статистический аппарат современной теории тестирования, описанный в терминах многоуровневых моделей смешанных и пересеченных случайных эффектов, в частности методология экспланаторных моделей Раш-моделирования. В области проведения статистических исследований (задачи 3 и 4) использованы принципы дескриптивного анализа, факторного и многоуровневого регрессионного анализа.

Эмпирическая база исследования

Для решения задач сравнения образовательных достижений (соответственно, также для доказательства валидности и сопоставимости измерений образовательных достижений между Россией, Китаем и Индией – задачи 1 и 2) использовались данные об образовательных достижениях по дисциплинам фундаментального и профессионального цикла российских и китайских студентов, собранные в 2015-2017 годах, а также данные об образовательных достижениях студентов Индии, собранные в 2017-2019 годах (лонгитюдный дизайн сбора данных – две когорты – 1 и 3 курсы с повторным тестированием спустя два учебных года). Для введения в модель современной теории тестирования времени ответа (задача 2) использовались данные о времени ответа, собранные во вторую волну тестирования, о времени ответов на задания в тестах на профессиональные дисциплины. Это было возможно благодаря использованию онлайн-процедуры тестирования с помощью платформы, которая позволяет фиксировать время реакции. Все выборки являются кластерными рандомизированными (кластер – университет) и репрезентативными на национальном уровне. Для решения задач, изложенных в главах 3, 4 описанные выше данные были дополнены данными следующей волны, в которой приняли участие участники исследования из России 8 месяцев (весной 2018 года) после завершения университета.

Результаты работы

Результаты работ по анализу валидности и установлению сопоставимости измерений образовательных достижений между Россией, Китаем и Индией (задача 1) показали, что собранные данные могут быть правомерно использованы для сравнения образовательных достижений студентов инженерных направлений подготовки вузов. Кроме того, эти данные могут быть использованы (при применении специальных моделей современной теории тестирования) для анализа образовательного прогресса студентов в контексте межстранового сравнения.

Результаты работ по использованию коллатеральной информации (времени ответа) в моделировании образовательных достижений показывают, что собранные данные могут использоваться для правомерного сравнения образовательных достижений между  студентами инженерных специальностей России, Китая и Индии. Даже несмотря на то, что введение времени ответа в модель современной теории тестирования меняет пространство латентных параметров заданий, представляется возможным установить сопоставимость полученных результатов. Кроме того, показано, что использование такой информации позволяет существенно повысить надежность проводимых измерений.

Дескриптивный анализ отношения выпускников к нечестности в контексте трудовой деятельности показал, что более половины выпускников (61-62%) терпимо относятся к присвоению результатов чужой работы и к сокрытию допущенных ошибок в работе (задача 3). При этом студенты московских и санкт-петербургских вузов более склонны после завершения обучения терпимо относиться к присвоению результатов чужой работы, чем студенты, окончившие региональные вузы. Исследование взаимосвязи между отношением студентов к списыванию и плагиату во время обучения в университете и их отношением к нечестности на рабочем месте показало наличие связи при контроле индивидуальных характеристик студентов, характеристик их университета, а также параметром текущей работы.

Исследование факторов карьерных достижений выпускников (задача 4)  показало, что различия в уровне заработной платы выпускников-инженеров объясняются как их навыками, так и типом вуза, который они завершили, что свидетельствует в пользу и теории человеческого капитала, и сигнальной теории. Главным фактором формирования уровня заработной платы становится наличие у студента на момент выпуска работы на полный рабочий день, причем важно, чтобы на этой работе он оказался именно ближе к моменту выпуска.

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР

Полученные в ходе работ 2019 года методологические решения могут быть масштабированы на другие проекты и области исследований для усиления методологической составляющей проектов. Полученные эмпирические результаты могут быть использованы для улучшения функционирования системы высшего образования.