• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»Исследовательские проектыМикроэкономические эффекты институциональных изменений в общественном секторе (на материале здравоохранения)

Микроэкономические эффекты институциональных изменений в общественном секторе (на материале здравоохранения)

2006


В настоящее время активно обсуждаются пути выхода здравоохранения из системного кризиса. Подготовлен ряд законопроектов, призванных провести комплексные преобразования в отрасли. В этой ситуации возрастает значение исследований возможных последствий реформ. Необходимо изучить их влияние на доступность, качество медицинской помощи, экономическую мотивацию субъектов здравоохранения и системы обязательного медицинского страхования (ОМС), эффективность использования ресурсов.

Объектом исследования является реформирование институтов сферы здравоохранения.

Цель работы – определение прямых и косвенных микроэкономических эффектов институциональных изменений в здравоохранении.

Задачи работы:

       обобщение международного опыта микроэкономического анализа последствий институциональных изменений в области здравоохранения;

       идентификация и описание возможных эффектов институциональных изменений в российском здравоохранении;

       моделирование и оценка микроэкономических последствий реализации вероятных сценариев, исходя из актуальности тех или иных мер и информационной обеспеченности исследования.

В ходе работы над проектом были выделены отдельные направления исследования, которые отражают наиболее важные проблемные области системы здравоохранения. К ним относятся:

1.    Проблемы развития добровольного медицинского страхования и его возможные последствия.

2.    Анализ прямых и косвенных эффектов введения соплатежей населения за медицинскую помощь.

3.    Модели рыночных отношений в больничном секторе здравоохранения.

4.    Последствия государственного регулирования цен на лекарственные средства для разных категорий населения в контексте общего равновесия.

Исследование исходило из предположения, что изменения институтов влекут за собой неизбежные сдвиги в аллокации ресурсов, которые, в свою очередь, вызывают цепочки микроэкономических эффектов.

В результате проведенного исследования удалось выявить на теоретическом уровне основные возможные эффекты институциональных изменений в следующих областях сферы здравоохранения:

       в финансировании медицинской помощи (в частности, при введении / расширении программ добровольного медицинского страхования и обязательных соплатежей населения за медицинскую помощь),

       в расширении многообразия организационных форм медицинских учреждений (конкуренция больниц),

       в регулировании рынка лекарственных средств.

Теоретические модели и их выводы были по возможности спроецированы на российскую ситуацию, что позволило сформулировать ряд конкретных гипотез о возможных последствиях тех или иных реформ в сфере здравоохранения. Большинство гипотез удалось подтвердить, что показывает применимость выбранных в ходе исследования теоретических моделей для анализа и прогноза возможных микроэкономических эффектов институциональных реформ.

В частности, удалось выявить связь фактора наличия полиса добровольного медицинского страхования (ДМС) у работников с сегментацией рынков труда. Подтвердилось и предположение о том, что программами ДМС в большей мере охвачены работники крупных предприятий. Также удалось оценить влияние полиса ДМС на поведение самих работников на рынке труда: для тех, кто застрахован, характерна в среднем большая продолжительность рабочего дня и больший стаж работы на последнем месте (феномен «привязки к работе» и увеличения продолжительности рабочего времени).

В целом, проведенное исследование позволяет сделать пока еще достаточно общий вывод: новый для российской экономики институт добровольного медицинского страхования, безусловно, имеет значение не только для самой сферы здравоохранения, но и для всей экономики в целом. Он может менять поведение работников и работодателей, углублять сегментацию и неравенство на рынках труда, что может усугубить, в свою очередь, проблему структурной безработицы. Увеличение продолжительности рабочего дня для лиц, охваченных программами ДМС, также может привести к сокращению уровня найма на предприятиях, оплачивающих полис своим работникам. ДМС может снижать общественную эффективность за счет сокращения мобильности трудовых ресурсов и роста неравенства в обществе. Подобные косвенные эффекты необходимо иметь в виду при обосновании конкретных путей и механизмов реформирования здравоохранения.

Проведенный теоретический анализ соплатежей населения за медицинскую помощь концентрируется не только на оценке их влияния на объемы потребления и возможности перекрестного субсидирования одних категорий больных другими, как это делается в западной литературе. Показано, что в российской ситуации актуальна оценка сравнительных преимуществ и недостатков разных форм личного участия населения в покрытии расходов на медицинские услуги. Такая оценка дает основания для вывода о том, что формальные соплатежи являются более солидарной и экономически рациональной формой привлечения личных средств населения, чем господствующие в российском здравоохранении платные медицинские услуги и неформальные платежи населения.

Для российской системы здравоохранения обнаружена прямая зависимость между объемом платных услуг, с одной стороны, и группами показателей мощности медицинских организаций и объемов медицинской помощи, с другой.

Проведенное исследование позволило сформулировать ряд выводов для политики в отношении соплатежей, в частности, о целесообразности постепенного сокращения объема платных медицинских услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, замены их формальными соплатежами населения - как относительно более справедливой и рациональной формой платежей за медицинскую помощь из личных средств. Это потребует, однако, обеспечения устойчивого роста государственного финансирования здравоохранения и перехода на одноканальную систему государственного финансирования отрасли через ОМС. Без соблюдения этих условий переход на соплатеж сопряжен с риском повышения финансового бремени личных расходов на медицинскую помощь без видимых конечных результатов.

В целом, проведенное исследование позволяет говорить о том, что многие положения, модели и выводы микроэкономической теории вполне применимы для объяснения ситуации в российском здравоохранении и могут применяться для анализа и прогноза планируемых институциональных изменений в этой сфере.