• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»Исследовательские проектыМодернизационный потенциал российской ментальности: социально-психологический подход

Модернизационный потенциал российской ментальности: социально-психологический подход

2006


Актуальность данной проблемы для современной России заключается в выявлении, операционализации и измерении культурных факторов, связанных с установками и поведением, способствующим или препятствующим социально-экономическому и личностному развитию. В рамках данного исследования проблема культурных предикторов социокультурной модернизации России рассматривается с позиций социальной психологии.

Специфика подхода заключается, с одной стороны, в том, что ценности культуры и их продуктивный потенциал рассматриваются через призму человеческой личности, для которой мотивация экономического процветания страны так же важна, как и мотивация личного благополучия и счастья. Другая сторона этого подхода – это учет показателей социального капитала в обществе. Многочисленные исследования выявили позитивные взаимосвязи между социальным капиталом и экономическими, политическими, медико-психологическими индикаторами жизни человека и общества.

Новизна и специфичность примененного подхода заключается в выработке методологии исследования культурных предикторов (ценностей, характеристик социального капитала, уровня религиозности, временной перспективы) и социально-психологических показателей (установок экономического и политического поведения) успешности социокультурной модернизации России.

Цель исследования - выявить динамику структуры базовых ценностей россиян в 1999-2005 годах и взаимосвязь базовых ценностей с социально-экономическими установками граждан России.

Задачи исследования:

•       выявить ценностные ориентации россиян в 2005 году и рассмотреть динамику ценностей с 1999 по 2005 год;

•       разработать новую, культурно-специфическую методологию исследования и интерпретации структуры ценностей русской культуры на базе подхода Ш.Шварца;

•       выявить экономические и политические установки россиян;

•       оценить характеристики, являющиеся социокультурным потенциалом экономического развития: социальный капитал, временная ориентация, и др.;

•       построить модели влияний ценностей и других культурных характеристик на экономические и политические установки россиян.  

Эмпирической базой исследования стали данные, полученные в ходе социально-психологического исследования в рамках проекта «Динамика базовых ценностей россиян и их взаимосвязь с установками экономического поведения (1999-2005 гг.)». Опрошено два поколения россиян (903 человека) в разных регионах России (Москва, Санкт-Петербург, Пенза, г. Балашов Саратовской обл.). Данные проанализированы в рамках двух методологических подходов: культурно-универсальном и культурно-специфическом.

В рамках исследования получены следующие результаты. В рамках подходов кросс-культурной психологии и смежных наук, предложенных Г.Хофстедом, Р.Инглхартом, Ш.Шварцем, М.Бондом и К.Леунгом, были сделаны сходные выводы о связи ценностей культуры и показателей социально-экономического развития. Проведенный анализ положения России на культурных картах мира показывает:

•       по измерениям Г. Хофстеда, Россия отличается средними значениями по шкале «Индивидуализма» и высокими – по шкале «Дистанции власти»;

•       по измерениям Р. Инглхарта, Россия, будучи близкой к полюсу выживания, в то же время весьма рационалистична;

•       по измерениям Ш. Шварца, Россия находится в поле пересечения «Принадлежности», «Иерархии» и «Мастерства»,

•        по измерениям Бонда и Леунга, она отличается умеренно-высокими значениями «Динамической экстернальности» и «Социального цинизма».

Такой ценностный профиль говорит о том, что культура России формировалась в трудных экологических условиях, изначально в ней был высок уровень коллективизма и иерархии. В настоящее время россияне больше стремятся к индивидуальному успеху, что, в сочетании с ценностями групповой принадлежности и иерархии, по мнению Шварца, может способствовать высокому уровню коррупции в обществе. В России слабо развиты институты демократии и низка ценность личной свободы. В то же время у нее есть явно выраженный потенциал и вектор развития, прежде всего, в сфере экономики, о чем свидетельствует высокий уровень ценностей «Мастерства», что при условии роста ценностей «Равноправия» может способствовать не только экономическому развитию, но и демократизации политических и социальных институтов.

Анализ влияния ценностей культуры на социально-экономические установки показал, что критериям экономического развития и психологического благополучия удовлетворяют ценности «Интеллектуальной автономии» и «Мастерства», критерию экономического развития – ценности «Аффективной автономии». Показательно, что оба эти критерия «выступают парой», что говорит о том, что психологическое благополучие в современной России, по-видимому, невозможно без экономического развития.

На основе проведенного факторного анализа ценностей россиян предложен новый, культурно-специфический подход к группировке ценностей опросника Ш. Шварца в следующие блоки: «Стабильность жизни» – «Самореализация», «Доминирование» – «Равенство», «Поиск удовольствий» – «Духовность».

В целом, у россиян преобладают установки на экономическую самостоятельность над установками на экономический патернализм. В наибольшей степени эта тенденция выражена у молодежи: молодежь полагает, что ее материальное положение за последние 2 года улучшилось и ожидает его дальнейшего улучшения. Взрослые, напротив, отмечают ухудшение своего благосостояния за последние 2 года и полагают, что эта тенденция сохранится и в будущем. Исследование показало, что россияне в целом удовлетворены своей жизнью, но не своим материальным положением.

В Исследовании было выявлено, что возможными конкурентными преимуществами российских ценностей и культурных отличий могут быть:

- живой интерес к творческой работе;

- ценности «Духовности» (ценности постматериализма).

При этом необходимо усиливать значимость ценности «Самореализации» и формировать у людей «Долговременную перспективу».  Наряду с этим должна снижаться значимость ценностей «Стабильности жизни» и «Доминирования», так как они не способствуют развитию экономики, демократии и удовлетворенности жизнью.

Необходима также помощь в скорейшем формировании нового социального капитала российского социума: уровня и радиуса доверия, силы и позитивности гражданской идентичности.