• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Modernization potential of Russian mentality: the socio-psychological approach

2006

The urgent importance of this problem for modern Russia requires the detection, operationalization and measurement of cultural factors related to approaches and behavior facilitating or hampering socio-economic and personal development. In the context of this research, the problem of cultural predictors of socio-cultural modernization of Russia is examined from the point of view of social psychology.

The specifics of this approach on one hand consists of the fact that cultural values and their productive potential has been viewed through a prism of human individuality, for which motivation of economic prosperity of the country is as important as the motivation of personal welfare and happiness. Another aspect of this approach is to account for the indicators of social capital in society. Numerous studies have detected positive relationships between social capital and economic, political, and medical-psychological indicators in society and people’s lives.

The importance and specifics of this applied approach consist of the choice of methodology to research cultural predictors (values, characteristics of social capital, level of religiosity, time prospective) and socio-psychological indicators (attitude to economic and political behavior) of the success of Russia’s modernization.

The purpose of the research is to reveal the structure of the basic values of Russians from 1999-2005 and the interrelations of the basic values with the socio-economic attitudes of Russian citizens.

Tasks of the research:

  • To detect value orientations of Russians in 2005 and to consider value dynamics from 1999 to 2005;
  • To develop a new, culturally-specific methodology for research and interpretation of the structure of values of the Russian culture based on Sh. Schwartz’s approach;
  • To reveal economic and political attitudes of Russians;
  • To evaluate characteristics that form the socio-cultural potential of economic development: social capital, time orientation etc;
  • To model the influence of values and other culture characteristics  on the economic and political attitudes of Russians.

The empirical base of the research has been the data obtained in the socio-psychological survey within the research project Dynamics of basic values of Russians and their relation with economic behavior attitudes (1999-2005). Two generations of Russians (903 people) were surveyed in different Russian regions (Moscow, St. Petersburg, Penza, Balashov in the Saratov Region). The data has been analyzed through the use of two methodological approaches: culture-universal and culture-specific.

Research has revealed the following: In the framework of cross-cultural psychology and interdisciplinary approaches, suggested by G. Hofstede, R. Inglehart, Sh. Schwartz, M. Bond and K. Leung, the same conclusions about relation of cultural values and indicators of socio-economic development has been made. The analysis of Russia’s position in the cultural maps of the world has showed that:

  • In terms of Hofstede’s parameters, Russia is characterized by moderate marks on the scale of Individualism and high marks on the scale of Power distance;
  • In terms of Inglehart’s parameters, Russia is very close to the survival pole, but at the same time is very rationalistic;
  • In terms of Schwartz’ parameters, Russia is in the area of intersection between Affiliation, Hierarchy and Mastery,
  • In terms of Bond and Leung parameters, it is characterized by moderately high levels of Dynamic Externality and Social Cynicism.

This value profile indicates that Russia’s culture was formed within a difficult ecological environment and initially implied a high level of collectivism and hierarchy. Currently, Russians are pursuing individual success, which, combined with the values of Group Affiliation and Hierarchy, according to Schwartz, may facilitate a high level of corruption in the society. Institutions of democracy are poorly developed, and the value of personal freedom is low. At the same time, there is a clear potential and development vector, first and foremost, in the sphere of economy, which is evidenced by the high level of the Mastery value. Together with a growth in the Equality value, this may prompt not only economic development, but also democratization of political and social institutions.

The analysis of the impact of cultural values on socio-economic attitudes revealed that Intellectual autonomy and Mastery values meet the economic development and psychological welfare criteria, while the Affective autonomy value meets the criteria of economic development. Interestingly, both criteria go in pairs, proving that psychological welfare in modern Russia is probably impossible without economic growth.

Based on the factor analysis of Russians’ values, a new culturally specific approach to Schwartz’ survey value grouping was presented, dividing them into the following blocks: Stability of Life – Self-Realization, Dominating –Equality, Search for Pleasure - Spirituality.

Overall, economic independence attitudes prevail over economic paternalism among Russians. To the fullest extent, this trend is seen among the youth: the younger generation believes that its financial standing has improved over the last 2 years and expects further improvements. Adults, on the contrary, note the deterioration in their welfare over the last 2 years and believe that this negative trend will persist in the future. The research has showed that Russians are generally satisfied with their lives, but not with their financial standing.

The research has showed that potential competitive advantages of Russian values and cultural differences may be:

- a keen interest in creative work;

- Spirituality values (values of Postmaterialism).

At the same time, it is necessary to intensify the importance of the Self-Realization value and form the Long-term Perspective in people. Simultaneously, the importance of such values as Life Stability and Dominating should decline as they do not facilitate economy development, democracy and life satisfaction.

Moreover, it is necessary to encourage the formation of a new social capital of the Russian society: the level and radium of trust, power and positivity of civil identity.

• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»Исследовательские проектыМодернизационный потенциал российской ментальности: социально-психологический подход

Модернизационный потенциал российской ментальности: социально-психологический подход

2006


Актуальность данной проблемы для современной России заключается в выявлении, операционализации и измерении культурных факторов, связанных с установками и поведением, способствующим или препятствующим социально-экономическому и личностному развитию. В рамках данного исследования проблема культурных предикторов социокультурной модернизации России рассматривается с позиций социальной психологии.

Специфика подхода заключается, с одной стороны, в том, что ценности культуры и их продуктивный потенциал рассматриваются через призму человеческой личности, для которой мотивация экономического процветания страны так же важна, как и мотивация личного благополучия и счастья. Другая сторона этого подхода – это учет показателей социального капитала в обществе. Многочисленные исследования выявили позитивные взаимосвязи между социальным капиталом и экономическими, политическими, медико-психологическими индикаторами жизни человека и общества.

Новизна и специфичность примененного подхода заключается в выработке методологии исследования культурных предикторов (ценностей, характеристик социального капитала, уровня религиозности, временной перспективы) и социально-психологических показателей (установок экономического и политического поведения) успешности социокультурной модернизации России.

Цель исследования - выявить динамику структуры базовых ценностей россиян в 1999-2005 годах и взаимосвязь базовых ценностей с социально-экономическими установками граждан России.

Задачи исследования:

•       выявить ценностные ориентации россиян в 2005 году и рассмотреть динамику ценностей с 1999 по 2005 год;

•       разработать новую, культурно-специфическую методологию исследования и интерпретации структуры ценностей русской культуры на базе подхода Ш.Шварца;

•       выявить экономические и политические установки россиян;

•       оценить характеристики, являющиеся социокультурным потенциалом экономического развития: социальный капитал, временная ориентация, и др.;

•       построить модели влияний ценностей и других культурных характеристик на экономические и политические установки россиян.  

Эмпирической базой исследования стали данные, полученные в ходе социально-психологического исследования в рамках проекта «Динамика базовых ценностей россиян и их взаимосвязь с установками экономического поведения (1999-2005 гг.)». Опрошено два поколения россиян (903 человека) в разных регионах России (Москва, Санкт-Петербург, Пенза, г. Балашов Саратовской обл.). Данные проанализированы в рамках двух методологических подходов: культурно-универсальном и культурно-специфическом.

В рамках исследования получены следующие результаты. В рамках подходов кросс-культурной психологии и смежных наук, предложенных Г.Хофстедом, Р.Инглхартом, Ш.Шварцем, М.Бондом и К.Леунгом, были сделаны сходные выводы о связи ценностей культуры и показателей социально-экономического развития. Проведенный анализ положения России на культурных картах мира показывает:

•       по измерениям Г. Хофстеда, Россия отличается средними значениями по шкале «Индивидуализма» и высокими – по шкале «Дистанции власти»;

•       по измерениям Р. Инглхарта, Россия, будучи близкой к полюсу выживания, в то же время весьма рационалистична;

•       по измерениям Ш. Шварца, Россия находится в поле пересечения «Принадлежности», «Иерархии» и «Мастерства»,

•        по измерениям Бонда и Леунга, она отличается умеренно-высокими значениями «Динамической экстернальности» и «Социального цинизма».

Такой ценностный профиль говорит о том, что культура России формировалась в трудных экологических условиях, изначально в ней был высок уровень коллективизма и иерархии. В настоящее время россияне больше стремятся к индивидуальному успеху, что, в сочетании с ценностями групповой принадлежности и иерархии, по мнению Шварца, может способствовать высокому уровню коррупции в обществе. В России слабо развиты институты демократии и низка ценность личной свободы. В то же время у нее есть явно выраженный потенциал и вектор развития, прежде всего, в сфере экономики, о чем свидетельствует высокий уровень ценностей «Мастерства», что при условии роста ценностей «Равноправия» может способствовать не только экономическому развитию, но и демократизации политических и социальных институтов.

Анализ влияния ценностей культуры на социально-экономические установки показал, что критериям экономического развития и психологического благополучия удовлетворяют ценности «Интеллектуальной автономии» и «Мастерства», критерию экономического развития – ценности «Аффективной автономии». Показательно, что оба эти критерия «выступают парой», что говорит о том, что психологическое благополучие в современной России, по-видимому, невозможно без экономического развития.

На основе проведенного факторного анализа ценностей россиян предложен новый, культурно-специфический подход к группировке ценностей опросника Ш. Шварца в следующие блоки: «Стабильность жизни» – «Самореализация», «Доминирование» – «Равенство», «Поиск удовольствий» – «Духовность».

В целом, у россиян преобладают установки на экономическую самостоятельность над установками на экономический патернализм. В наибольшей степени эта тенденция выражена у молодежи: молодежь полагает, что ее материальное положение за последние 2 года улучшилось и ожидает его дальнейшего улучшения. Взрослые, напротив, отмечают ухудшение своего благосостояния за последние 2 года и полагают, что эта тенденция сохранится и в будущем. Исследование показало, что россияне в целом удовлетворены своей жизнью, но не своим материальным положением.

В Исследовании было выявлено, что возможными конкурентными преимуществами российских ценностей и культурных отличий могут быть:

- живой интерес к творческой работе;

- ценности «Духовности» (ценности постматериализма).

При этом необходимо усиливать значимость ценности «Самореализации» и формировать у людей «Долговременную перспективу».  Наряду с этим должна снижаться значимость ценностей «Стабильности жизни» и «Доминирования», так как они не способствуют развитию экономики, демократии и удовлетворенности жизнью.

Необходима также помощь в скорейшем формировании нового социального капитала российского социума: уровня и радиуса доверия, силы и позитивности гражданской идентичности.