• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»Исследовательские проектыМетодическое обеспечение процедур преобразования учреждений сферы образования и науки в автономное учреждение в соответствии с федеральным законом «Об автономных учреждениях»

Методическое обеспечение процедур преобразования учреждений сферы образования и науки в автономное учреждение в соответствии с федеральным законом «Об автономных учреждениях»

2006

Цель работы – исследование вопросов методического обеспечения подготовки учреждения образования и науки к введению в действие федерального закона «Об автономных учреждениях».В рамках проекта были  оценены общие проблемы низкой эффективности социально-культурной сферы и специфические проблемы сфер образования и науки, проанализированы проблемы и ограничения реализации перехода учреждений образования и науки в автономные учреждения, включая развитие сетей учреждений образования и науки. Кроме этого, были разработаны предложения по перечню учреждений образования, не подлежащих переводу в автономные учреждения, и предложены критерии для обоснования перевода учреждений образования и науки в автономные учреждения. Также были проанализированы особенности правового регулирования перехода учреждений образования и науки в форму автономного учреждения. По результатам исследования сформированы предложения по проектам нормативных правовых актов и разработан проект методических рекомендаций по обеспечению перехода учреждений образования и науки в форму автономного учреждения.

Объектом исследований являются сферы образования и науки Российской Федерации и оценка возможности и эффективности их перехода в форму автономного учреждения.

Целью проекта является исследование вопросов методического обеспечения подготовки учреждений образования и науки к введению в действие федерального закона "Об автономных учреждениях".
В результате исследований, выполненных на 1-м этапе были проведены следующие работы:

  1. проанализирован зарубежный опыт организации учреждений образования и науки, показавший существенно большую самостоятельность организаций в вопросах управления и финансирования;
  2. оценены общие проблемы низкой эффективности социально-культурной сферы и специфические проблемы сфер образования и науки;
  3. проанализированы проблемы и ограничения реализации перехода учреждений образования и науки в автономные учреждения, включая развитие сетей учреждений образования и науки;
  4. разработаны предложения по перечню учреждений образования, не подлежащих переводу в автономные учреждения;
  5. предложены критерии для обоснования перевода учреждений образования и науки в автономные учреждения;
  6. проанализированы особенности правового регулирования перехода учреждений образования и науки в форму автономного учреждения.
В задачи 2-го этапа входило:
  • формирование предложений по дальнейшему совершенствованию нормативно-правовой базы, обеспечивающей процесс перехода учреждений науки и образования в форму автономного учреждения, включая при необходимости разработку проектов нормативных правовых актов, в том числе, предложения по примерным уставам автономных учреждений образования и науки, предложения по критериям отнесения движимого имущества учреждений образования и науки к особо ценному имуществу, предложения по типам и видам учреждений образования, которые не подлежат переводу в автономные учреждения;
  • разработка проекта методических рекомендаций по обеспечению перехода учреждений науки и образования в форму автономного учреждения.
Результатами 2-г этапа является:
  • предложения по дальнейшему совершенствованию нормативно-правовой базы, необходимой для перевода учреждений науки и образования в форму автономного учреждения;
  • методические рекомендации по обеспечению перехода учреждений науки и образования в форму автономного учреждения, включающие:
    • предложения по организации дополнительной инвентаризации учреждений науки и образования для обоснования возможности их перехода в автономное учреждение (корректировка системы базовых критериев, оценка социально-экономических последствий, сведения об имуществе и финансово-экономическом положении, оценка возможностей диверсификации источников финансирования);
    • предложения по формированию порядка рассмотрения органами государственной (муниципальной) власти инициативных заявок на переход учреждения науки и образования в форму автономного учреждения, а также перечня необходимых мероприятий;
    • предложения по организации мониторинга процесса перехода учреждений науки и образования в форму автономного учреждения.
Полученные результаты являются базой для выполнения дальнейших исследований, в частности для проработки путей решения таких вопросов функционирования государственного сектора науки и образования, как:
  • проблемы и порядок взаимоотношения АУ с учредителем с учетом особенностей формирования задания учредителя в сфере образования и науки;
  • возможности установления учредителем АУ обязательных заданий по предоставлению государственных (муниципальных) услуг, финансируемых за счет бюджета;
  • финансовая основа деятельности АУ.

См. также

Сравнительно-правовой анализ правоприменительной (судебной) практики в сфере образования

Разработка научно обоснованных предложений по введению нового статуса государственных и муниципальных образовательных организаций

Разработка предложений по совершенствованию форм бюджетного финансирования образовательных организаций, включая предложения по совершенствованию бюджетного законодательства

Исследование правоприменительной практики в сфере образования и ее анализ с точки зрения эффективности механизмов реализации отраслевого и общего законодательства

Научно-методическое обоснование и нормативно-правовое обеспечение механизмов передачи общеобразовательных учреждений в ведение субъектов Российской Федерации

Разработка механизмов совершенствования форм и активизации участия профсоюзных объединений и ассоциаций образовательных учреждений, педагогических и научных работников, родителей (законных представителей) и общественных организаций в реализации государственной политики в области образования (в т.ч. предложения по совершенствованию законодательства)

Разработка предложений по совершенствованию экономико-правовых механизмов привлечения внебюджетных средств школами

Ключевые слова