• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»Исследовательские проектыМежрегиональные различия в соблюдении трудового законодательства и функционирование региональных рынков труда

Межрегиональные различия в соблюдении трудового законодательства и функционирование региональных рынков труда

2006


Целью данного исследования является оценка межрегиональных различий в эффективности исполнения трудового законодательства и анализ связи с функционированием региональных рынков труда.

Реальное функционирование рынка труда в России (показатели движения рабочей силы, гибкости оплаты труда, распространения нестандартных форм занятости) свидетельствует о значительной степени гибкости. Это возможно лишь в том случае, если мы встречаем массовое несоблюдение норм законодательства.

Внутри одной страны законы о труде и занятости обычно имеют общенациональный характер, то есть регионы не различаются по степени жесткости-гибкости трудового законодательства. Соблюдение же законов и санкции за их нарушение всегда локальны, то есть фактическая степень инфорсмента может заметно варьироваться между территориями. Однако выборочное (не)соблюдение законов о труде и занятости дифференцирует реальную социальную защищенность работников и создает одним работодателям незаконные конкурентные преимущества против других работодателей. Тем самым, межрегиональные различия в эффективности механизмов контроля за исполнением законов о труде и трудовых контрактов могут создавать (или усиливать) межрегиональные различия в функционировании рынков труда, влияя на уровни занятости и безработицы, темпы создания рабочих мест, оборот рабочей силы и использование рабочего времени.

Подобная постановка проблемы является новой как для нашей страны, так и для мировой науки. Хотя селективность применения трудового законодательства и последствия такого правоприменения интуитивно очевидны, этот комплекс проблем сейчас только начинает изучаться исследователями в разных странах.

В соответствие с заявленной целью исследовательские задачи проекта были поделены на две группы.

Во-первых, это собственно анализ межрегиональных особенностей в исполнении трудового законодательства в части, относящейся к регулированию занятости и рабочего времени.

Во-вторых, это оценка влияния региональных особенностей в исполнении трудового законодательства (в части, относящейся к защите рабочих мест) на основные параметры региональных рынков труда. Другими словами, речь идет о том, какая часть межрегиональной вариации в показателях занятости и безработицы определяется вариацией в показателях инфорсмента законов.

Хотя, с точки зрения выдвижения общетеоретических концепций и разработки исследовательской техники, существующая литература содержит много ценного, конкретный подход к проблеме, который реализован в рамках проекта, практически никогда не использовался и является новым для данного круга исследований. Таким образом,  цели и задачи проекта во многом носят пионерный характер.

Для решения этих задач мы использовали три массива данных, характеризующих субъекты Российской Федерации.

  • Во-первых, это  данные официальной статистики. По всем регионам страны построены динамические ряды за период 2000-2005 гг., которые включают следующие показатели, разрабатываемые на регулярной основе Росстатом: уровень занятости; доля занятых на средних и крупных предприятиях в общей занятости; доля занятых в неформальном секторе; уровень общей безработицы, уровень регистрируемой безработицы; оборот рабочей силы, продолжительность рабочего времени и др.
  • Во-вторых, на основе отчетности Государственной инспекции труда (ГИТ),  судебной системы и профсоюзов получены уникальные количественные показатели, характеризующие состояние инфорсмента трудового законодательства в различных регионах.

Отчетность ГИТ позволила сконструировать динамические ряды по следующему набору показателей: количество проведенных проверок и выявленных нарушений трудового законодательства; количество лиц, восстановленных на работе в результате вмешательства госинспекторов труда, и др. Что касается судебной статистики, то здесь в нашем распоряжении оказались следующие показатели: количество трудовых споров о восстановлении на работе, оплате труда, признании забастовок незаконными и др.

Следует особо подчеркнуть, что до настоящего времени эти «объективные» индикаторы, характеризующие состояние инфорсмента трудового законодательства в различных регионах страны, никогда не привлекали к себе внимания исследователей и в научных исследованиях не использовались.

  • Третий массив данных,  не существуют в готовом виде, но может быть получен с помощью специального обследования экспертов в субъектах России: разработана серия анкет для экспертного опроса, посвященного вопросам инфорсмента трудового права. Анкета выполнена в нескольких вариантах (модулях). Каждый модуль разрабатывался с учетом специфики различных групп экспертов (представители профсоюзов; представители ассоциаций работодателей, отдельно по крупным и по мелким предприятиям; представители Государственной инспекции труда; представители служб занятости; судьи, рассматривающие трудовые споры).

Проанализированные показатели свидетельствуют о значительной вариации в эффективности и характере инфорсмента  по регионам России. Более того, существует значительное расхождение в интенсивности и характере реализации инфорсмента этими тремя институтами. Это проявляется в слабой статистической корреляции мер инфорсмента, осуществляемых судами, ГИТ и профсоюзами. Есть все основания считать, что такой «разнородный» инфорсмент еще больше усиливает вариацию в фактическом регулированиии рынка труда между регионами. В специальном обследовании, посвященном вопросам исполнения трудового законодательства, в каждом регионе принимает участие по одному представителю от всех вышеназванных организаций и ведомств. Их ответы подтверждают тезис о неполноте и межрегиональной вариации в инфорсменте трудового законодательства. Более того, они свидетельствуют и о значительных внутрирегиональных различиях между отдельными сегментами региональных рынков труда (например, крупными и малыми предприятиями).