• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
For visually-impairedUser profile (HSE staff only)Search

Development of methodology and tools for long-term strategic foresight of science, technology and innovation

2006

Over recent years, as the transition to the economics of knowledge has intensified, demand for studies in the area of foresight of socio-economic and S&T development has also increased. At the same time, these studies have become more integrated and incorporated new fields of activity. Analysis of modern approaches to S&T foresight and the defining of S&T priorities indicate the implementation of many programs that use a system of foresight methods. These programs have led to a new approach known as foresight that has demonstrated substantially greater efficiency compared with traditional methods.

Increased attention to foresight, noted in all developed countries over the last several years, has been caused by the fact that deep and comprehensive foresight of global S&T development has become the crucial requirement for building an effective national innovation policy. The main characteristic of the method is the fact that it incorporates major factors which play a significant role in economic, social and scientific areas. It aims to determine the availability of the required resources, the nature of the necessary interaction between the entrepreneurship sector and the state, the condition of the research infrastructure, compliance of legal groundwork with the scale and nature of S&T and organization related problems as well as the most likely schedule for their solution.

To conduct such a deep and detailed analysis, it is necessary to look at the professional and general experience of hundreds of experts – to find them, to select the most qualified ones and those capable of independent unbiased evaluations, to get them interested in the work and set the right tasks, and then to carefully process the results, transform them into an information instrument that can be used to make executive decisions. The modern methodology used by foresight is aimed at solving these problems.

The research provided a means for critical explanation of the methodological foundations and for studying how it is used in other countries. Foresight methodology incorporates a large number of existing methods and simultaneously is a holistic academic discipline devoted to the most efficient forward looking methods. We believe that this methodology may make an important contribution to boosting the efficiency of S&T policy along with determining the key areas of S&T development that will ensure the formation of a new quality of the Russian economy that corresponds to the modern stage of world economic development.

Our analysis demonstrates that foresight projects are an effective practical tool that substantially increases decision-making efficiency at national, sectoral and regional levels, taking into consideration a variety of factors of various natures and determining the results of their joint actions.

Modern foresight approaches are boiled down to the organization of a systematic evaluation of the long-term prospects for S&T, economy and society to determine the strategic areas for research and technologies that will have the largest social and economic effect.

At this stage, when Russia is rapidly integrating into the global economy, it is important to know for sure the country’s current positions and capabilities as well as the place of Russia in the coming decades depending on the chosen way of further development. Therefore one of the principal tasks is extending the range of research devoted to choosing national S&T priorities and the evaluation of their impact on both the economy and society.

We have worked out a guide for applying foresight methods to the long-term strategic S&T and innovation foresight as well as proposals for specific methods used at major stages to develop a complex foresight of technological development in the long-run that may become strong foundation for the establishment of methodological approaches to realize the national foresight program in Russia. 

Intensive use of the foresight methodology in various areas would contribute to a greater justification of solutions aimed at improving the competitive ability of the Russian economy, accelerated economic growth based on high technology and provide practical solutions to the most important medium and long-term socio-economic problems.

• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»Исследовательские проектыРазработка методологии и инструментария долгосрочного стратегического прогнозирования научно-технологического и инновационного развития

Разработка методологии и инструментария долгосрочного стратегического прогнозирования научно-технологического и инновационного развития

2006


В последние годы, с активизацией процессов перехода к экономике знаний, существенно возрос спрос на исследования в области прогнозирования социально-экономического и научно-технологического развития. При этом подобные исследования стали носить более комплексный характер и охватывать все новые сферы деятельности.Анализ современных подходов к долгосрочному прогнозированию развития науки и технологий и определению научно-технологических приоритетов свидетельствует об активной реализации в этих целях многочисленных программ, использующих систему методов разработки долгосрочного стратегического предвидения. Эти программы стали родоначальниками нового подхода к прогнозированию, известного, как «форсайт», доказавшего существенно более высокую эффективность по сравнению с традиционными методами.

Повышенное внимание к форсайту, проявляемое в последние годы во всех развитых странах, вызвано тем, что глубокое и всестороннее предвидение хода мирового научно-технологического развития стало важнейшим условием выстраивания эффективной национальной инновационной политики. Главной особенностью метода является то, что он включает в системное рассмотрение практически все факторы, играющие существенную роль в экономической, социальной и научной сфере. Он направлен на выявление наличия или отсутствия требуемых ресурсов, характера необходимого взаимодействия между предпринимательским сектором и государством, состояние научно-исследовательской инфраструктуры, соответствие правового обеспечения масштабам и характеру научно-технологических и организационно-технических проблем, наиболее вероятные сроки их решения.

Чтобы предпринять столь глубокий и детальный анализ, требуется обратиться к профессиональному и жизненному опыту многих сотен специалистов – отыскать их, выбрать наиболее квалифицированных и способных к независимым, объективным оценкам, заинтересовать в предстоящей работе, поставить перед ними надлежащие вопросы, а затем тщательно обработать полученные результаты и преобразовать их в информационный документ, на основе которого далее будут приниматься ответственные решения. И современная методология, которой оперирует форсайт, направлена на решение этих задач.

Проведенное исследование позволило критически изложить основы этой методологии и ознакомиться с тем, как она используется за рубежом. Методология форсайта вбирает в себя совокупность значительного числа известных методов и, одновременно представляет собой целостную научную дисциплину о наиболее эффективных методах предвидения. Представляется, что ее использование способно внести существенный вклад в повышение эффективности научно-технической политики, выявить важнейшие направления развития науки и технологий, обеспечивающие формирование нового качества российской экономики, соответствующего современному этапу мирового экономического развития.

Как следует из проведенного анализа, форсайт-проекты являются эффективным практическим инструментом, позволяющим значительно повысить эффективность принятия решений на национальном, отраслевом и региональном уровнях, учесть множество факторов самой разнообразной природы и определить результаты их совместного действия.

Современные подходы форсайта в целом сводятся к организации систематической оценки долгосрочных перспектив развития науки, технологий, экономики и общества с целью определения стратегических областей исследований и технологий, которые могут принести наибольший социальный и экономический эффект.

На нынешнем этапе, когда начинается все более активная интеграция России в мировую экономику – важно точно знать как наши нынешние позиции и возможности, так и то место, которое страна будем занимать через 10-20-30 лет в зависимости от выбираемых  путей дальнейшего развития.  Поэтому одной из первоочередных задач является расширение спектра исследований по выбору национальных научно-технологических приоритетов и оценке эффектов их влияния на экономику и общество.

Подготовленное руководство по применению методов форсайта для долгосрочного стратегического прогнозирования развития науки, технологий и инноваций и предложения по конкретным методам, используемым для основных этапов разработки комплексного прогноза технологического развития на долгосрочную перспективу, могут послужить хорошей основой для формирования методологических подходов к реализации национальной программы форсайта в России. 

Активное использование методологии форсайт на различных направлениях будет способствовать большей обоснованности решений, ориентированных на повышение конкурентоспособности российской экономики, ускорение экономического роста на основе использования высоких технологий, практическое решение важнейших социально-экономических проблем средне- и долгосрочного характера.