• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Роль университетов в обществе и экономике и факторы их продуктивности

Приоритетные направления развития: экономика, социология
2019

Цель работы

Цель исследования состоит в разработке комплексного системного подхода к пониманию вклада высшего образования в развитие общества и человека по выбранным направлениям, а также в оценке результативности деятельности университетов.

Используемые методы

Основные используемые методы исследования – это исторический синтез, анализ документов и нормативных актов для анализа вклада высшего образования в различные сферы жизнедеятельности общества, эконометрические и вероятностно-математические методы для количественного изучения эффективности и результативность деятельности образовательных организаций высшего образования, среди которых оболочечный анализ данных (data envelopment analysis) с использованием бутстрэпа для получения несмещенных оценок, метод построения стохастической границы (stochastic frontier analysis), кластерный анализ временных рядов, регрессионный анализ.

Эмпирическая база исследования

Для достижения цели исследования и решения поставленных в рамках исследования задач использовались данные Мониторинга эффективности деятельности организаций высшего образования, проводимый Министерством науки и высшего образования РФ; Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ; данные Росстата; данные аналитический компонент комплексной системы правления финансами (АК КСУФ).

Результаты работы

Результаты исследования показывают, что университеты могут вносить значительный вклад в различные сферы жизнедеятельности общества. В частности, были теоретически разработаны следующие направления вклада высшего образования: роль высшего образования в формировании политики государств в сферах за пределами образования; роль высшего образования в развитии трансграничных сетей в создании знаний; роль высшего образования в формировании нематериальных благ (для индивида/общества); роль высшего образования в формировании национального государства (state building); культурное измерение высшего образования и его вклад; роль высшего образования в региональном развитии; изменение социальных функций высшего образования в обществе пост-массовизации; вклад высшего образования в развитие гражданского общества.

Для анализа эффективности и результативности деятельности вузов как одного из ключевых факторов, влияющих на величину вклада высшего образования в развитие общества, были разработаны теоретические модели изменений данных показателей с учетом трансформаций: режима автономности деятельности организаций; изменений масштаба организаций в результате слияний; изменение системы государственного финансирования в высшем образовании (переход к системе подотчетности, основанной на количественных результатах деятельности).

На основе описанных теоретических моделей были получены эмпирические количественные оценки влияния различных трансформаций на эффективность и результативность деятельности университетов.

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР

Результаты исследования полезны и актуальны как с точки зрения теории, так и с точки зрения практических рекомендаций для государственной политики в сфере высшего образования. В частности, результаты исследования могут быть использованы для разработки новой модели распределения бюджетных средств между вузами с целью максимизации результативности их деятельности; изменения режима автономности деятельности организаций; изменения масштаба организаций посредствам политики слияний

Публикации по проекту:


Agasisti T., Shibanova E., Platonova D., Lisyutkin M. The Russian Excellence Initiative for higher education: a nonparametric evaluation of short-term results // International Transactions in Operational Research. 2020. Vol. 27. No. 4. P. 1911-1929. doi