• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Рисковое поведение подростков и климат школы: влияние родителей и сверстников

Приоритетные направления развития: социология
2019

Цель работы заключалась в изучении роли родителей и сверстников в формировании школьного климата и снижении рискового поведения в нескольких регионах страны с различными социально-экономическим контекстом и особенностями образовательной политики, в городских и сельских поселениях.

Используемые методы

В проекте применялось сочетание качественных и количественных методов. В рамках статистического анализа количественных данных использовались методы предиктивной статистики: множественная, логистическая и многоуровневая регрессия; для восстановления пропусков применялся метод множественной импутации. В рамках качественной методологии проводился анализ интервью методом тематического кодирования.

Эмпирическую базу проекта составили данные, собранные Лабораторией за текущий и предыдущие годы: (1) 27 608 учащихся из 249 школ Калужской области – 2016-2017 гг.; (2) 9 тыс. учащихся из 237-ми школ в локальностях различного типа (Петербург и Ленинградская область) – 2009-2014 гг.; (3) 1450 учащихся колледжей Петербурга (1-5 волна лонгитюдного проекта по изучению здоровья и рискового поведения) – 2017-19 гг.; (4) 2274 родителей из 59 школ в Петербурге,  а также 200 интервью с работниками школ и 90 интервью с учениками 2008-2009, 2018-2019 гг. в Петербурге, Калужской и Московской области.

Результаты работы

Исследование роли родителей и сверстников в формировании школьного климата и благополучия и в снижении рискового поведения преимущественно состояло из выполнения следующих задач. Во-первых, были изучены: (1) влияние сверстников на алкоголизацию подростков в ученических коллективах, (2) связь агрессивности образовательной среды и социально-эмоциональных последствий виктимизации, (3) эмоциональная поддержка сверстников и ее роль в ситуации буллинга и пр.

Результаты демонстрируют, что поведение и локальные нормы в ученических коллективах связаны с алкоголизацией подростков, их социально-эмоциональным благополучием и успешным освоением профессии. Высокий уровень алкоголизации окружающих сверстников приводит к увеличению частоты употребления алкоголя подростками. При этом, эмоциональная поддержка одноклассников требуется учащимся для успешного получения образования. В случае столкновения с буллингом, самооценка эффективности освоения профессии снижается. Социально-эмоциональные последствия виктимизации сглаживаются локальными нормами относительно приемлемости агрессивного поведения по отношению к сверстникам.

Во-вторых, анализировалась роль родительского участия в жизни школьников и в их поведении. Было обнаружено, что практики родительской вовлеченности существенно отличаются у родителей с высшим образованием и более высоким социально-экономическим статусом. Полученные результаты показывают, за счет каких механизмов воспроизводится социальное неравенство. Один социальный класс (высший) стремится к наращиванию культурного капитала и поощряет самостоятельность у детей. Другой – приучает детей к контролю, в том числе, одобряет организацию их свободного времени соответствующими социальными институтами в ущерб свободному времени.

В-третьих, был расширен инструментарий анализа школьного климата. Были сконструированы, апробированы и добавлены шкалы для измерения различных форм учительского и родительского участия в жизни и учебе ребенка, эмоциональной и инструментальной поддержки сверстников, последствий буллинга – тревожности и депрессии и др.

Была проанализирована роль семьи, школы и сверстников в процессе адаптации такой социально-уязвимой группы, как дети мигрантов. На данных интервью с учителями было показано, как по-разному учителя относятся к детям мигрантов, и что это отношение является домен-специфичным. Поведение взрослых в школе и их поддержка является важным фактором благополучия любых учеников. В случае с детьми мигрантов, учителя являются основным агентом, поддерживающим процесс адаптации детей.

Проведенная работа является продолжением многолетнего проекта и впервые на российских данных позволяет сравнить эффект двух факторов на эмоциональное благополучие и поведение учащихся: участия взрослых и сверстников. Уже на данном этапе открываются новые возможности для разработки научно-обоснованных программ по формированию благоприятного и комфортного школьного климата и снижению рискового поведения среди учеников.

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР

По итогам анализа данных? Лаборатория продолжает предоставлять учебным заведениям, в которых проводились опросы, отчеты с описанием разных параметров социально-психологических характеристик учеников, вовлеченности в рисковое поведение и пр. (во временной динамике, на уровне учебного заведения и/ или учебных групп, с соблюдением анонимности). Полученные результаты могут быть интересны образовательным учреждениям (школам и колледжам), а также представителям комитета образования.

Публикации по проекту:


Valeria I., Makles A., Schneider K., Daniil A. School segregation in St. Petersburg – the role of socioeconomic status // Education Economics. 2019. Vol. 27. No. 2. P. 166-185. doi
Савельева С. С. Неравенство успехов и притязаний девятиклассников: уровень локальных образовательных систем // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2020. Т. 2. C. 212-232. doi