• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Правовое регулирование оборота данных: публично-правовые и частно-правовые аспекты

Приоритетные направления развития: право
2019

Цель работы: разработать правовое обеспечение оборота данных в условиях цифровой экономики.

Используемые методы

  • Исследование основывается как на общих, так и частноправовых методах, что в совокупности обеспечивает комплексность исследования.
  • Формально-юридический метод традиционно использовался для анализа нормативно-правовых актов. Применение социологического метода позволило анализировать действующее право, выявлять пробелы в праве.
  • Сравнительный метод был направлен на выявление общих и особенных черт правового развития. Системный метод обеспечил всесторонний подход к анализу правового регулирования оборота данных.

Эмпирическая база исследования

Информационной базой исследования явились официальные издания нормативных правовых актов России, системы «Гарант», «Консультант Плюс»; сайты, на которых размещено зарубежное законодательство и судебная практика; зарубежная периодика; библиотечные фонды.

Результаты работы

Развитие оборота данных ставит проблему правового обеспечения данного процесса. Для ее решения требуется не только внесение изменений в отдельные закон, но и ревизия информационного законодательства в целом.

Необходима модернизация регулирования общественных отношений, связанных со сбором, передачей, хранением, обработкой и доступом к информации с использованием информационных технологий. Сюда следует отнести, в частности, следующие направления:

  • создание единых стандартов сбора, хранения, обработки, обмена данными («интероперабельность данных»), что непосредственным образом обеспечивает процесс управления данными;
  • создание правовой базы, обеспечивающей сбор, передачу, хранение, обработку и доступ к данным, генерируемым в процессе использования информационных технологий физическими и юридическими лицами, с учетом международного опыта;
  • повышение открытости информации, в том числе расширение объема информации, предоставляемой в форме открытых данных.

Нуждаются в разработке требования к управлению данными на каждом из этапов их жизненного цикла в зависимости от вида данных (информации).

Необходимо определить подходы к регулированию общественных отношений, связанных с оборотом больших данных: процессов формирования, хранения, систематизации, обработки (в том числе без участия человека) и оборота больших данных, включая режимы доступа и права участников такого оборота и третьих лиц.

К задачам, требующим решения при регламентации отношений, связанных с оборотом данных публичной власти, следует отнести четкое определение: субъектов, отнесенных к публичной власти; возможных действий с данными публичной власти, включаемыми в их оборот; видов данных публичной власти, включаемых в оборот; условий оборота данных публичной власти.

В том числе должны быть определены и закреплены в законодательном акте новые принципы государственных и муниципальных услуг.

Одним из принципиальных направлений управления данными является определение подходов к корректировке законодательства с целью обеспечения недискриминационного и равного доступа различных субъектов к данным, которые аккумулируются в государственных информационных системах (ГИС), условия получения информации из ГИС в порядке оказания государственной услуги или на иных законных основаниях.

Определить критерии отнесения информационных систем к государственным. Любая государственная информационная система должна иметь оптимальный для решения соответствующей задачи правовой режим информации.

Включение в оборот персональных данных ставит целый ряд вопросов, требующих правового решения.

Российское законодательство в целом следует европейскому подходу в части регулирования процессов обработки общедоступных персональных данных, существенного изменения существующего законодательного регулирования в области обработки общедоступных персональных данных не требуется.

Одним из ключевых направлений совершенствования законодательства о персональных данных в контексте отношений, связанных с профайлингом граждан, должна стать детализация правового режима обезличенных данных и стимулирование операторов к максимальному использованию современных методологий обезличивания данных в своей деятельности. Адекватное регулирование использования таких технологий коммерческими компаниями будет способствовать формированию среды доверия граждан к электронным сервисам.

Следует признать, что возрастание количества субъектов, вовлеченных, с одной стороны, в создание результатов интеллектуальной деятельности, и, с другой стороны, в их использование, меняет характер общественного использования интеллектуальной деятельности, что должно найти отражение в законодательстве в направлении обеспечения эффективного использования подобных результатов интеллектуальной деятельности и защиты интересов соответствующих авторов и правообладателей. 

Важнейшим направлением изменения законодательства является введение в российское законодательство возможности выделения доли в исключительном праве. Это позволит повысить эффективность использования результатов интеллектуальной деятельности, снизить количество конфликтов правообладателей в данной области в отношении разрешения многообразных ситуаций, связанных с несением расходов на сохранение общего права, его защиту, извлечением выгод от использования произведения и т.д.

Целесообразно формирование в гражданском законодательстве Российской Федерации положений об использовании результатов интеллектуальной деятельности автор и/или правообладатель которых неизвестен.

Наконец, заслуживает внимания и вариант создания специального органа, уполномоченного выдавать лицензии на использование соответствующих произведений, по аналогии с органом, предусмотренным п. 4 а) ст. 15 Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений.

Необходимой составной частью обеспечения развития коллективного создания и использования результатов интеллектуальной деятельности является совершенствование законодательства о служебных результатах интеллектуальной деятельности.

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР

Результаты исследования могут быть использованы в законотворческой работе, при преподавании курсов в сфере права, при повышении квалификации государственных и муниципальных служащих.

Публикации по проекту:


Zhuravlev M., Brazhnik T. Russian Anticircumvention Legislation: Reinforcement of Website Blocking System // Computer Law & Security Review. 2019
Gudkov A. Dispute resolution on blockchain // First Monday. 2019
Dumortier J., Bogdanovskaya I. J., Piéchaud-Boura M. Further processing of health data for research purposes under the GDPR // Medical Law Journal. 2019
Dumortier J., Bogdanovskaya Irina, Yakushev M., Vandezande N. Legal framework for access to 5G spectrum for research purposes in Europe // Computer Law & Security Review. 2019
Kapyrina N. Routing design invalidity // Journal of Intellectual Property. 2019
Kapyrina N. Сurrent Trends in Russian Intellectual Property Lawmaking Following the Release of the Digital Economy Program // Journals of Intellectual Property Rights. 2019
Hauck R. G. Patents on AI? // IIC International Review of Intellectual Property and Competition Law. 2019
Frosio G. THOU SHALT NOT LINK: HOW COMMUNICATION TO THE PUBLIC AFFECTS INTERNET ARCHITECTURE // IIC International Review of Intellectual Property and Competition Law. 2019
Frosio G. Unlucky 17: How to Fix it (and Remunerate Creators in the Platform Economy)? // IIC International Review of Intellectual Property and Competition Law. 2019
Dimita G., Nurullaev R. The failure of the Russian global license proposal and the future of alternative remuneration systems // Computer Law & Security Review. 2019. Vol. 35. No. 2. P. 157-172. doi
Kalyatin V., Valdes-Martines E. DROIT DE SUIT CONVENTION: TO BE OR NOT TO BE? // Information and Communications Technology Law. 2019
Savelyev A. The inadequacy of the existing remedies for violation of data subject's rights and how to fix it // Computer Law & Security Review. 2019
Kapyrina N. Design rights in EU PTAs: Where does such internationalization lead? // Journal of World Trade. 2019. Vol. 53. No. 4. P. 647-677. doi
The futures of eHealth. Social, ethical and legal challenges. Berlin : Alexander von Humboldt Institute for Internet and Society, 2019.
Zhuravlev M. eHealth regulatory challenges in Russia, in: The futures of eHealth. Social, ethical and legal challenges. Berlin : Alexander von Humboldt Institute for Internet and Society, 2019. P. 143-150.