• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящихЛичный кабинет сотрудника ВШЭПоискМеню

Информация и знание в России XVII – начала XIX века: государственное управление, инфраструктура, образовательные стратегии и социальные практики

Приоритетные направления развития: гуманитарные науки
2019

Цель работы

Целью исследования являлось изучение роли информации и знаний в функционировании государства и общества в России XVII - начала XIX века, а также апробация применимости к России существующих моделей «информационной революции» раннего Нового времени.

Используемые методы

Методология научного исследования основана на сочетании использования массовых источников (в первую очередь, делопроизводственного характера, отражающих типы собираемой государственными органами информации, ее объемы и направления ее движения) и уникальных источников личного характера, позволяющих изучать контекст бытования данной информации, способы ее использования акторами.

Эмпирическая база исследования

В ходе исследования использован широкий круг архивных материалов, ранее мало или вообще не изучавшихся исследователями, включая материалы центральных и региональных архивов: РГАДА, РГВИА, СПФА РАН, АВПРИ, ОР РГБ, РГИА, РО ИРЛИ РАН, ЦГА г. Москвы, а также ряд опубликованных источников. Ключевые типы источников, задействованных в данном исследовании, включают материалы служебного учета дворян в Герольдии; комплекс служебной переписки Межевой конфискации; документации центральных правительственных органов; личную переписку сановников; и другие.

Результаты работы

Результатом исследования стала апробация применимости для изучения истории России XVII – начала XIX веков существующих концепций «информационного государства» как ключевых для понимания процесса становления государства раннего Нового времени, выявление особенностей «информационного государства» в России этого периода; разработка проблематики знаний и информации в контексте межкультурного взаимодействия, связанной также с изучением моделей и типов подобного взаимодействия; анализ роли знаний как социального и культурного капитала и способах его накопления и использования представителями элиты в России раннего Нового времени, в частности, в построении бюрократической карьеры.

Примером трансфера и адаптации западноевропейских социальных, экономических и политических идей является деятельность барона А.Х. Любераса, вице-президента Берг-мануфактур-коллегии и автором многочисленных записок и проектов. В ходе реализации проекта далось выявить новые биографические документы А. Х. Любераса, а также неисследованные списки его сочинений и их переводов. Сравнительный анализ проектов А. Х. Любераса и законодательства Петровской эпохи показывает, что его идеи повлияли не столько на составление регламентов петровских коллегий, сколько на становление в России системы коллежского делопроизводства. С точки зрения целей данного исследования, сочинения барона Любераса также привлекают внимание тем, что он один из первых в России актуализировал проблему организации учета и сбора статистических сведений, а также архивного делопроизводства.

Образовательные стратегии верхушки российского дворянства второй половины XVIII века проанализированы на примере крупнейших земельных магнатов (от одной до пяти тысяч душ мужского пола). По результатам исследования сделан вывод, что среди разных форм образования по популярности среди всех крупных помещиков на первом месте после домашнего воспитания шел Сухопутный кадетский корпус. Среди крупнейших помещиков на втором месте шло заграничное образование, а среди прочих крупных помещиков заграничное обучение было распространено среди детей генералов (более 20%); среди детей дворян средней руки получивших образование в Европе было совсем немного (менее 6%). Последние предпочитали артиллерийское и инженерное образование, которым пренебрегали магнаты. Крупнейшие помещики, как и дети генералов, предпочитали пажескую школу и службу при дворе. В гимназиях Казанской, Московского университета и Академии наук училось чуть более 11% всех крупных помещиков.

Реальное функционирование практик сбора, передачи, обработки и хранения информации и знаний в условиях российского государства раннего Нового времени представляет проведенное в рамах проекта исследование криминальной части повседневности одной из самых образованных частей российского общества XVIII в. - служащих Межевой канцелярии, проводивших Генеральное межевание. В ходе изучения документов Межевой канцелярии были выявлены основные типы правонарушений, как специфичные для землемеров, так и присущие российскому чиновничеству в целом, разобраны различия в подходах разных судебных инстанций, в сфере компетенции которых было землемерное сообщество, к проступкам разного типа. Выявлены правонарушения, вызывавшие наибольшее внимание со стороны органов власти. Тем не менее, выводы исследования также подтвердили аутентичность межевых планов и текстовых материалов, в отношении которых в историографии были продолжительные споры.

Особенности трансфера и адаптации европейских знаний и его трансформации в рамках политической и социальной системы в России середины XVIII века изучены в рамках исследования 2019 г. на материале политических проектов, формулировавшихся и обсуждавшихся Никитой Ивановичем Паниным и его оппонентами в 1762-1763 гг. Как свидетельствуют обнаруженные и исследованные новые источники, программа проектов Н.И. Панина включала ряд мер не только по реформированию системы высшего и центрального управления, но также была связана с проектом реорганизации местной системы власти, разработкой которого занимался князь Я.П. Шаховской, а также с введением нового «дворянского права», предполагавшего законодательное закрепление привилегированного статуса благородного сословия. Все постановления должны были быть закреплены как «непременные законы» (les lois fondamentales) империи. Однако панинская программа была реализована лишь минимально, а ее суть была полностью изменена, так что следует говорить о крахе проекта установления общих «непременных законов» к концу 1763 – началу 1764 гг.; Панин был удален от дел внутренней политики, к которым он так стремился, и занял почетную должность первоприсутствующего в Коллегии иностранных дел. Екатерина II с 1764 г. принялась за составление Наказа уложенной комиссии, где изложила свое видение «законной монархии» как политической системы, при этом, ее программа оказалась во многом преемственной по отношению к положениям, сформулированным Паниным в его черновом докладе 1762 г. Как показывает исследование, на протяжении первой половины XVIII века не только складывается новая лексика, но и происходит значимая трансформация политического сознания представителей образованного дворянского сословия.

Конкретным примером усвоения медицинских знаний представителями российской элиты середины XVIII века являются дневниковые записи секунд-майора Ширванского пехотного полка  А.И. Ржевского, подробно изученные в ходе реализации проекта. Реконструированы практики лечения и самолечения, к которым он прибегал, включая обращение к иностранным медикам в столице и в других городах, а также к полковым лекарям. Показано, что Ржевский осмыслял свои недомогания и способы их лечения в рамках господствующих гуморальных теорий, но вместе с тем, пользовался также и приемами народной медицины. Изучение подобных свидетельств открывает огромные возможности для целого ряда социальных и гуманитарных дисциплин, от антропологии тела до истории медицинского рынка.

Изучение усвоения А.И. Ржевским медицинских знаний потребовало комплексного изучения биографии данного представителя элиты, а также самой записной книжки как артефакта. Основное содержание записной книжки – дневник автора за 1757–1758 гг., однако А.И. Ржевский использовал ее для ведения также и хозяйственных, и служебных заметок. Показано, что дневник Ржевского представляет собой переходный, промежуточный этап между двумя выделявшимися Тартаковским типами текстов, «летописным» и «мемуарным».

Предметом изучения в рамках проекта стала также делопроизводственная документация такого ключевого института информационного государства как Московского Архива коллегии иностранных дел – хранилища информации, ключевой для функционирования государства Нового времени. Исторически, архив хранил и классифицировал династические и внешнеполитические документы, сведения о службе предков и о землевладении всего потомственного дворянства империи. На рубеже XVIII – XIX веков эти документы обрели новую актуальность, в результате чего у чиновников Архива начинает складываться новая идентичность. Они рассматривают себя как причастных к политике и государственному управлению. Особое внимание было уделено тому, как данная документация использовалась в качестве инструмента саморепрезентации чиновников Архива. С точки зрения методологии, в работе показано, что делопроизводственные документы, сознательно используемые чиновниками среднего уровня для создания нужных им «историй», служат средством для изучения социальной идентичности чиновников – выходцев из духовенства, которые в течение первой половины XIX века занимают все больше должностей в сфере управления государством.

Публикации по проекту:


Федюкин И. И. "...В сей час начинаю писать историю моей жизни": Записная книжка А. И. Ржевского на стыке жанров и эпох, in: Заботы и дни секунд-майора Алексея Ржевского. Москва : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2019. С. 11-31. 
Pirogovskaia M. M. Birth of the Russian Patient: Somatic Modes of Attention and the Subjective Self in a Mid-Eighteenth-Century Russian Diary // Social History of Medicine. 2020. 
Liseitsev D. V. Tavern Revenues and Alcohol Consumption in the Muscovite State in mid-Seventeenth Century // Russian Review. 2020. 
Mustafin A. R. Long Waves in pre-industrial Russia: A Time Series Analysis of Soviet Researchers’ Data // Economic History Review. 2020. 
Польской С. В. Обсуждение проекта реформы высших органов управления Никиты Ивановича Панина в 1762-1763 гг. // Российская история. 2020. 
Fedyukin I. State Capacity in Post-Petrine Russia // European History Quarterly. 2020. 
Fedyukin I. Education in Early Modern Russia: Beyond the “Petrine Revolution”, in: Education beyond Europe. Models and Traditions before Modernities. Leiden : Brill, 2021. С. 259-281. 
Fedyukin I. Education in Early Modern Russia: Beyond the “Petrine Revolution” / Basic Research Programme. Series HUM "Humanities". 2019. No. 185. 
Liseitsev D. V. Tavern Revenues and Alcohol Consumption in the Muscovite State in mid-Seventeenth Century / Basic Research Programme. Series HUM "Humanities". 2019. No. 186. 
Заботы и дни секунд-майора Алексея Ржевского. Москва : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2019. 
Лавринович М. Б. Модернизация системы призрения в России: в поисках «достойных бедных» в Странноприимном доме графа Шереметева (1800-е гг.) // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. 2019. № 91. C. 28-46. doi