• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Русская литература на стыке культур

Приоритетные направления развития: гуманитарные науки
2019

Цель работы

Цель работы состояла во всестороннем изучении взаимодействия русской и мировой литературы по текстовым параметрам в разное время, с учетом меняющихся исторических и культурных условий. Главной задачей было описание исторических, культурных и языковых условий, предопределяющих трансляцию литературных форм и идей. Особое внимание уделялось корпусным исследованиям литературных текстов, генезису и эволюции основных поэтических форм, механизмам творчества, освоению иностранных литературных практик и форм, рецепции христианской и западной философской традиции, сравнительной истории понятий, влиянию русской литературы и ее роли в международном литературном процессе, современным направлениям в изучении поэтики текста.

Используемые методы

В основу метода исследования была положена развивающаяся теория сравнительной и исторической поэтики, которая предполагает сочетание традиционного литературоведения с формальной, в том числе, точной методикой анализа. При этом особое внимание отводилось изучению различных уровней структуры текста и языка. В работе также использовались приемы, направленные на описание семантики структурных единиц текста, проводился их типологический анализ. Особое место, при этом, занимали методы источниковедения, корпусной лингвистики, современной нарратологии. Применялись методики, позволяющие выявлять влияние исторических событий, культуры и философии на литературный процесс и на искусство. В проекте были использованы методы моделирования механизмов творчества по текстовым параметрам и анализ корпусных данных по разноязычному материалу для получения представления о сходстве и отличии литературных процессов, происходящих в разных традициях, и о их взаимодействии. Проект был нацелен на описание широкого спектра условий, обеспечивающих взаимодействие и взаимопроникновение литературных форм. Особое внимание при этом уделялось рецепции некоторых аспектов религиозного мировоззрения и западноевропейской философии в русской литературе XX в.

Эмпирическая база исследования

Эмпирической базой исследования послужил корпус русских и иностранных (разноязычных) текстов, привлекались также корпусные данные основных европейских языков и словарей. Использовались архивные, библиотечные и публицистические источники. Основным объектом исследования служила структура художественных произведений, элементы их поэтики, просодии, фоники и семантики.

В рамках проекта проводилось обширное разностороннее исследование межлитературных и межкультурных связей на материале русской, немецкой, нидерландской, украинской, белорусской и американской литературы. Разрабатывались новые методы просодического анализа стихотворных текстов на разных языках, применялась современная методика фонетического описания стихотворной структуры с использованием новейших компьютерных программ и разработок, восходящих к опытам В. С. Баевского и его группы. Применялись также методы компьютерного моделирования просодики стиха, имеющие связь с исследованиями А. Н. Колмогорова и его учеников, в особенности М. А. Красноперовой. Использовалась также психоакустическая методика для изучения полифонической структуры прозы.

Результаты работы

В целом, в результате работы по проекту, получил развитие новый научно-исследовательский аппарат, позволяющий осуществлять анализ литературных текстов с использованием методов Digital Humanities, современных разработок в области культурологии, поэтики и квантитативной лингвистики. Проводилось также исследование когнитивных структур текста, анализ ключевых для русской культуры понятий, отраженных в художественной литературе, авторских биографиях и культурно-исторических документах. Проводилось исследование поэтики русской прозы с использованием методов А. Н. Веселовского. Изучалось также отражение эволюции стихотворных процессов в ритмике прозы поэтов. Уделялось внимание роли философских и религиозных мотивов в творчестве русских и советских писателей XX в., принадлежащих к идеологически разным пластам отечественной культуры.

Результаты данного исследования вошли в ряд российских и международных научных статей (см список публикаций по проекту), они уже сейчас активно применяются сотрудниками департамента филологии, а также Школы гуманитарных наук НИУ ВШЭ в Санкт-Петербург и в Москве, в частности, в преподавании дисциплин по стиховедению, поэтике, истории идей, в разработке новых учебных программ. Они также будут использоваться в курсах по русской и мировой литературе.

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР

Полученные данные, а также корпус исследованных текстов могут быть использованы другими специалистами для решения задачах, связанных с изучением русской литературы и ее международных связей. В работе над проектом принимали участие студенты 2 курса ОП «Филология» в Петербурге и студенты 1 курса магистерских программ по филологии и лингвистики головного кампуса НИУ ВШЭ, в результате они приобрели ценные навыки научной работы с текстами на разных языках. Основные результаты исследования относятся к области теоретической и прикладной поэтики, а также к истории идей. Они могут быть использованы в новых научных разработках, связанных с изучением литературы, языка и семиотики культуры, в моделировании творческих процессов. 

Публикации по проекту:


Азаренков А. А. "Бессознательная работа гармонии": звук в поэзии Ольги Седаковой, in: Авраамиевская седмица: материалы III международной научной конференции (г. Смоленск, 11–13 сентября 2018 года). Смоленск , 2019. С. 200-213. 
Kazartsev (. K. E. Probability and Cognitive Models of Verse Meter, in: Quantitative Approaches to Versification.: Institute of Czech Literature of the Czech Academy of Sciences, 2019. С. 105-112. 
Делазари И. А. Лошадь, стул и пианино: сравнительный героизм и теория заражения, in: Герой и антигерой как объекты сравнительного литературоведения: Межвузовский сборник научных статей, посвященный памяти А. А. Чамеева. Санкт-Петербург : Издательство Санкт-Петербургского университета, 2021. С. 60-73.