• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящихЛичный кабинет сотрудника ВШЭПоискМеню

Советская модель социально-экономической мобилизации: институты и методы. 1941-1945 гг.

Приоритетные направления развития: гуманитарные науки
2019

Цель работы

Комплексное изучение основных направлений мобилизации советской экономики и общества в условиях войны, обеспечивших концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях и обеспечивших не только сохранение, но также послевоенное расширение сфер влияния советского государства. В центре внимания проекта — сквозная проблема механизмов обеспечения действенности социально-экономической мобилизации в единстве ее централизованной, репрессивно-принудительной и экономически стимулирующей, децентрализованной составляющих.

Используемые методы

Применялись традиционные методы исторических исследований: критика источников, выявление репрезентативной документальной базы, сопоставление различных групп источников. Использовались концепции кризисного управления в годы войны, адаптации систем путем делегирования полномочий, ведомственной децентрализации, что в современной литературе рассматривается как способ повышения экономической и политической эффективности кризисного управления.

Эмпирическая база исследования

Проект был ориентирован на широкое выявление и использование новых документов из центральных и ведомственных архивов России: Государственного архива Российской Федерации (фонды правительства СССР), Российского государственного архива социально-политической истории (фонды партийных структур и ГКО СССР), Российского государственного архива экономики (фонды экономических ведомств), Центрального военного архива Министерства обороны РФ (фонды военных соединений), Научного архива Института российской истории РАН (фонд Комиссии по истории Великой Отечественной войны АН СССР), концентрируясь на первом этапе на деятельности Наркомата финансов в годы войны, а также введения в научный оборот массива источников личного происхождения военного времени.

Результаты работы

Анализ проблемы развития советской модели социально-экономической мобилизации, ее институтов и методов рассмотрен через призму мобилизации финансовых ресурсов как важной основы военной экономики, а также формирования военного ополчения как феномена дополнительных военных усилий в условиях критического состояния действующей армии на фронтах войны.

В результате в соответствии с планом подготовлено к публикации четырехтомное издание: «Наркомат финансов в годы Великой Отечественной войны. Структуры, кадры, деятельность»; «Наркомат финансов в годы Великой Отечественной войны. Государственный бюджет СССР и мобилизация финансовых ресурсов»; «Куйбышевская дивизия народного ополчения г. Москвы – 110-я стрелковая дивизия – 84-я гвардейская Карачевская стрелковая дивизия: Боевой путь в документах. 1941-1945»; «Куйбышевская дивизия народного ополчения г. Москвы - 110-я стрелковая дивизия - 84-я гвардейская Карачевская стрелковая дивизия: Боевой путь в воспоминаниях, дневниках, интервью. 1941-1945».

Реализация проекта вносит вклад в рассмотрение важной проблемы мобилизации ресурсов советского общества в годы войны. Новые документы позволяют уточнить размеры финансирования военных потребностей и методы привлечения ресурсов, включая такие проблемы, как дефицит бюджета, эмиссия, изменение пропорций расходов и доходов государственного бюджета. Показаны механизмы составления, согласования и принятия бюджетных документов, соответствующая деятельность и инициативы Наркомата финансов, Госплана, Госбанка СССР, комиссий СНК СССР, высшего руководства страны. Публикуемые документы отражают также деятельность низового государственного аппарата в системе мобилизации ресурсов, в том числе такую важную проблему, как решение кадровых вопросов, особенно обострившихся в связи с массовой мобилизацией и нарастанием дефицита квалифицированных кадров.

Изменение пропорций системы доходов в годы войны, существенное повышение роли налогов и сборов с населения, рост цен оказывали значительное воздействие на положение и уровень жизни населения. Как показывают материалы проекта, советская система мобилизации ресурсов совмещала в себе как жесткие методы изъятия средств населения в виде налогов и замораживания выплат и сбережений, распространения коммерческой торговли и повышения цен на ряд товаров, так и нормированное распределение основных потребительских ресурсов по фиксированным ценам, что служило важным амортизатором жесткой политики мобилизации ресурсов.

Ярким примером мобилизации общества в экстремальных условиях войны стало создание московского народного ополчения. Вследствие тяжелых  поражений Красной армии и стремительного наступления противника в первые недели войны власть решила прибегнуть к «добровольной мобилизации» дополнительных «людских ресурсов» – созданию народного ополчения из лиц, не подлежащих по возрасту или другим причинам мобилизации. Создание народного ополчения продемонстрировало эффективность советской мобилизационной системы, сумевшей через предприятия и организации Москвы под руководством и контролем райкомов партии сформировать 12 дивизий народного ополчения в течение трех дней.

С другой стороны, история создания народного ополчения демонстрирует ограниченность советской мобилизационной модели: формирование народного ополчения проводилось в крайней спешке, многие вопросы, прежде всего обеспечение вооружения и обучения ополченцев были плохо продуманы. Не были просчитаны и реальные мобилизационные возможности Москвы и Московской области, вследствие чего вместо планировавшихся 25 дивизий были сформированы 12. Довольно скоро стало понятно, что плохо вооруженные и обученные ополченческие дивизии не представляют серьезной военной силы, вследствие чего они были реорганизованы в регулярные стрелковые дивизии Красной армии, пополнены призывниками и перевооружены.                    

В настоящем проекте советская мобилизационная модель рассматривается на материале создания и боевого пути 4-й (Куйбышевского района Москвы) дивизии народного ополчения, в которую вступили 430 сотрудников Наркомата финансов СССР. Прослеживается боевой путь дивизии, ставшей впоследствии гвардейской, методы работы командования и политработников с личным составом вплоть до завершения войны, которое дивизия встретила в Восточной Пруссии.

Проект имеет значение также для развития археографических и источниковедческих подходов в связи с обобщением и сопоставлением документальных комплексов различной ведомственной подчиненности и уровня обобщения информации. В ходе реализации проекта использовались комплексы документов высших органов власти (ГКО СССР, СНК СССР), наркоматов (Наркомфин СССР, Наркомат обороны СССР), а также низовых подразделений (фонд 84-й гвардейской дивизии в Центральном архиве Министерства обороны). Большинство документов, задействованных в проекте, впервые вводятся в научный оборот. В связи с чем подготовлены источниковедческие и археографические разделы в каждом из томов издания.

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР

Результаты исследования могут быть использованы при подготовке обобщающих и специальных работ по истории СССР / России, в особенности по истории экономики и истории Великой Отечественной войны. Полученные результаты могут быть также использованы в преподавании истории России ХХ века.