• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящихЛичный кабинет сотрудника ВШЭПоиск

«Современные» студенты и «устаревшие» профессора: темпоральные понятия в университетском дискурсе

Приоритетные направления развития: гуманитарные науки
2019

Цель и задачи

Цель - выяснить участие темпоральных дискурсов, понятий и метафор в (само)организации университетского сообщества.

Для достижения этой цели были решены следующие задачи:

  • выявить семантические изменения в университетском дискурсе, связанном со временем, а также в понятиях, заданных оппозициями «новый/старый», «устаревший/современный»;

  • проследить связь дискурсов и понятий с социальными и культурно-антропологическими практиками и нормами, а также изучить их взаимное влияние;

  • определить корреляцию между корпоративной памятью или созданными трудами профессиональных историков репрезентациями прошлого и темпоральными метафорами в языке университетских людей

  • соотнести использование времени в исследовательской или административной практике и в оценочных суждениях университетских ученых.

Используемые методы:

  • дискурс-анализ,

  • методы истории понятий (в вариантах, восходящем к немецкой Begriffsgeschichte и к Кембриджской школе интеллектуальной истории),

  • теории метафор Х. Блюменберга, Дж. Лакоффа и М. Блэка,

  • методы, связанные с теориями социального времени.

Эмпирическая база исследования

Законодательные акты, делопроизводственные документы, протоколы заседаний и совещаний, письма и мемуары, а также публицистика, учебная литература и отдельные научные труды. Значительная часть использованных источников не издана и была введена в научный оборот в результате архивной работы.

Результаты работы

Настоящий проект представляет собой заключительный этап трехлетнего исследования проблемы отношений университета со временем. В итоге выполнения проекта был получен ряд результатов. Была разработана теоретическая модель для изучения временных дискурсов, понятий и метафор как перформативно действующих в академической среде средств описания, оценки, категоризации, (само)идентификации, оправдания тех или иных действий или решений. Они были рассмотрены как фон и фактор в жизни студентов, профессоров и администраторов, в саморепрезентации университета как института, идущего в ногу со временем, но при этом сохраняющего традиции.

В данном исследовании ключевые понятия студенты и профессора понимаются не только в их предметно-логическом смысле, но скорее метафорически для обозначения двух культурных и поколенческих полюсов университетской жизни. Понятие студент воплощает обновляющийся и стремящийся к переменам мир университетской культуры, и вместе с тем – начало академической карьеры. Понятие профессор отражает стабильный и повторяющийся цикл академической жизни и одновременно вершину академической иерархии.Исследование показало, что темпоральные понятия, дискурсы и метафоры структурируют академическую жизнь, накладывая свой отпечаток на астрономическое время и сегментируя его. Дискурсы и понятия, описывавшие средневековый университет, так же как подкрепленные различными метафорами понятия старый и новый, устаревший и современный обладали более или менее заметной временной составляющей. В Средниевека в представлениях об университете подчеркивались неизменность и преемственность. Изменения с этой точки зрения или не представляли значительного интереса, или же оказывались злом, последствия которого следует минимизировать.

В эпоху Модерна, напротив, перемены и трансформации приобрели самостоятельную значимость. Университет стал частью линейной и прогрессивной истории, в которой прошлое, настоящее и будущее оказались строго разделены, и ценность будущего подчас была не меньшей, чем у прошлого с его освященными временем традициями.Идеи новизны, сопровождающиеся острой критикой устаревших подходов и представлений, объединяют такие противоположные во многих отношениях предметы как классическая филология и электротехника. В поздний советский период, наоборот, наблюдается стремление «продлить» историю советских академических институций и объектов в прошлое. Это видно на примере формирования нового по своей сути курса по истории медицины и, особенно, на примерах университетских юбилейных дискурсов. В обоих случаях мы видим в разных формах столкновение старого и нового, которые в ходе академических споров легко меняются местами, отражая формировавшиеся и (пере)утверждавшиеся дисциплинарные границы и иерархии.

Сторонники нового, как правило, защищали рациональность и систематичность, в недостатке которых они обвиняли своих противников. Однако сама потребность артикулировать старое и новое заставляла говорить о таком сложном предмете как время, что нередко приводило к использованию метафор, поясняющих и подкрепляющих подчас слишком смутные ожидания будущего и представления о ходе времени как такового.Метафоры и аллегории также играли большую роль в публичной репрезентации электротехники на рубеже XIX–XX веков. Метафоры и другие тропы не просто помогали осмыслить то, что было еще почти недоступно разуму, но также позволяли скрыть слабые места и страхи, представляя непонятную и потому потенциально опасную новую технологию через знакомые и вызывающие доверие образы младенца или, например, персонажей волшебной сказки. В крайних случаях новое оказывалось эскапистской фантазией, которая должна была отвлечь от проблем современности, не торопившейся превращаться в прекрасное завтра.

Университетские юбилеи советского периода как общегосударственного, так и локального масштаба воспроизводили обычно довольно простую линейную модель времени, заданную рассказом об отдельных значимых событиях вроде революции или Великой отечественной войны, пустое пространство между которыми заполнялось пропагандистскими штампами или отчетом о росте количественных показателей. Однако, как показало исследование, время и история советских вузов не растворялись без остатка в общегосударственных; университетские ученые искали и находили дискурсивные способы обозначить собственную инаковость и особость. Одним из таких случаев являются научные исследования времени профессора Ю.М. Лотмана, проводимые им в 1980-х – начале 1990-х годов. Эти исследования, с одной стороны, выполнялись со своей строгостью научной (семиотической) методологии, с другой стороны, они противостояли оптимистической идее стабильности и поступательности времени, насаждаемой советской пропагандой. В период распада СССР лотмановские противопоставления la longue durée и взрыва, тернарных и бинарных структур в темпоральных дискурсах получили остро актуальный характер предостережения стремящемуся к катастрофе мира.

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР

Результаты проекта могут быть использованы в интересах Министерства науки и высшего образования РФ для разработки стратегии научной политики в области гуманитарных и социальных наук, а также в сфере инновационного развития России. По результатам проекта могут быть даны рекомендации по формированию приоритетов по поддержке научных исследований в области социальных и гуманитарных наук, практике оценивания научной актуальности исследований по историии социологии высшего образования для Российского научного фонда (РНФ) и Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ). Полученные результаты также имеют потенциал с точки зрения создания новаторских учебных программ общественно-научных и гуманитарных дисциплин по истории в учреждениях высшего профессионального образования.

Публикации по проекту:


Eklof B. From the Top Down? Legislation and Public Initiative in Building a School System in Russia After the Great Reforms: 1855–1914, in: School Acts and the Rise of Mass Schooling: Education Policy in the Long Nineteenth Century.: Palgrave Macmillan, 2019. С. 253-276. 
Vinogradova O., Ugleva A. V. The Birth of the Idea of Perfectibility: From the Enlightenment to Transhumanism // Философские науки. 2019. Vol. 62. No. 4. P. 113-131. doi
Vishlenkova E. A., Zatravkin S. Early Soviet medicine: digital and narrative utopias // Kwartalnik historii nauki i techniki - Kwartal'nyi zhurnal istorii nauki i tekhniki -. 2019. No. 4. P. 83-106. doi
Vishlenkova E. A., Zatravkin S. Polish Medicine in the Russian Empire in the first third of the XIXth c // Kwartalnik historii nauki i techniki - Kwartal'nyi zhurnal istorii nauki i tekhniki -. 2019. No. 2. P. 61-78. doi
Ильин А. А. Герцен открывает случайность // Новое литературное обозрение. 2019. № 157. C. 325-332. 
Левинсон К. А. Рабочее время советских ученых послевоенного периода // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2019. № 52. C. 75-110. doi
Вишленкова Е. А. Художественный нарратив русского прошлого: материал и технологии создания, in: Прошлое: теория и практика (де)конструирования в научном и политическом дискурсах /Отв. ред. А. Овчинников. Казань: изд-во «Познание», 2019. 419 c.. Казань : Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2019. С. 117-140. 
Ильин А. А. Страсть и революция: М.А. Бакунин о роли эмоций в политике // Вестник Пермского университета. Серии: История и Политология. 2020. № 1. 
Lisitsyna E. From a Natural Object to a Medical Resource: The Production of Knowledge about Petroleum by Johann Jakob Lerche // Kwartalnik historii nauki i techniki - Kwartal'nyi zhurnal istorii nauki i tekhniki -. 2020. No. 2. P. 9-28. doi
Saburova T. “Seeing Like a Professor” or Shifting Gears: University Temporality and the Pace of Transformation in Post-Soviet Russia // European Education. 2020. 
Eklof B. Provincial Social Networks and Institutional Disarray in Local Governance: School Board Conflicts in Kazan’ Educational Circuit, 1895-1909 // Russian Review. 2020. 
Saburova T. “University Elders,” “Young Professors” and Students: A generational approach to the history of higher education in Russia in the late 19th century, in: Foreign Countries of Old Age: East and Southeast European Perspectives on Aging. Bielefeld : Transcript Verlag, 2020. 
Rusanov A. Image of the university corporation: Graduation in the medieval University of Lisbon, in: Examens, grades et diplômes: La validation des compétences par les universités du xiie siècle à nos jours. Paris : Publications de la Sorbonne, 2021. 
Ilyin A. From Sentimentalism to the "Great Reforms": Alexander Herzen and Emotional Regimes of the Russian Empire / Basic Research Programme. Series HUM "Humanities". 2019. No. WP BRP 181/HUM/2019.