• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Политическая экономия развития: реакция экономических агентов на изменения институциональной среды

Приоритетные направления развития: экономика
2019

Цель исследования

Изучение исторических и современных факторов экономического и социального развития на примере России.

Объект исследования

Бюрократические элиты, формальные и неформальные институты, а также исторические факторы развития.

Методологическая основа исследования

Институциональная экономика, новая политическая экономика, экономика развития и экономика реформ. При сборе и обработке данных использовались методы социологических опросов и экспериментов, сбора больших массивов данных с помощью программных кодов, работы с историческими данными и геоинформационными системами (ГИС), эконометрического анализа, сетевого анализа.

Эмпирическая база проекта

Уникальные базы данных МЦИИР:

  • социально-экономических показателей и качества институтов в регионах России,

  • бюрократических элит,

  • исторических корней современных институтов в России. Информационной базой служили также опросы МЦИИР.

Кроме того, использовались данные международных сравнительных проектов – Исследования жизни в переходных экономиках (Life in Transition Survey), Всемирного исследования ценностей (World Values Survey).

Результаты

Вклад в теории влияния шоков на развитие, стимулов бюрократии в условиях изменения институтов и теории изменения формальных и неформальных институтов. Кроме того, ежегодно МЦИИР привносит новые знания в развитие теорий для стран, развивающихся и со средним уровнем дохода. Уникальные данные МЦИИР по России и ее регионам позволили выявить теоретически важные закономерности и факторы развития, как современные, так и исторические.

Так, мы показываем, что люди с высоким уровнем мотивации к госслужбе более склонны к альтруизму, менее склонны к нечестным действиям и менее склонны к коррупции, и что эти взаимосвязи порой сохраняются даже в контекстах обществ с высокими уровнями коррупции и склонности нарушать правила. При этом использование сразу трёх экспериментальных лабораторных игр позволяет нам проинтерпретировать результаты исследования глубже, чем это удаётся исследователям, использующим лишь одну игру. Новые эксперименты, в ходе которых людей стимулируют способами, заведомо повышающими уровень мотивации к госслужбе, могут помочь понять, можно ли целенаправленно активировать мотивацию к госслужбе социально выгодными способами.

На примере кейсов двух российских регионов – Татарстана и Башкирии – мы показываем, как характеристики региональной элиты определяют, может ли она контролироваться на местном уровне или имеет место вмешательство со стороны центральной власти. Мы утверждаем, что конкретный сценарий смены лидеров определяется двумя факторами: наличием потенциального кандидата на пост преемника с обширными личными связями в региональной элите и единством элиты. Локально контролируемая передача власти может произойти только при одновременном соблюдении этих двух условий. Используя уникальный набор данных, содержащий биографическую информацию о региональных политических элитах с середины 1990-х до конца 2000-х годов, мы выявляем неформальные сети среди высокопоставленных региональных чиновников и объясняем расхождения в паттернах развития режимов, наблюдаемых в двух республиках в 2010 г., исходя из структуры и динамики сетей элит.

Наш анализ показал, что «хорошая» формализация правил (Green tape) связана с более высоким уровнем удовлетворенности работой и низким желанием сменить работу. Напротив, забюрократизированность (Red tape) отрицательно связана с удовлетворенностью респондентов своей деятельностью. Эти результаты говорят о том, что формализация правил не всегда является нежелательной. Если она реализуется таким образом, чтобы повысить последовательность и гармонизированность правил, то она может вести к положительным организационным эффектам. Таким образом, наши результаты позволяют утверждать, что в российской практике теория Green tape воспроизводится и может быть использована для объяснения наблюдаемых различий в уровне удовлетворенности работой между различными органами государственного управления.      

На основе анализа эволюции взаимоотношений бизнеса и власти мы показываем, что контроль за силовым давлением на бизнес стал частью обязанностей для губернаторов. На основе нашего анализа мы можем говорить о том, что массовая замена глав регионов, которая происходила в России начиная с 2017 года, могла приводить к краткосрочному сокращению уровня рейдерства в регионах России. Однако, даже если такое сокращение происходило, оно, скорее всего, будет иметь краткосрочный и несистемный характер. Волна смен глав регионов в долгосрочной перспективе может усугубить проблему, сделав управление насилием столь же малоэффективным, как и борьбу с ним.

Мы также показываем наличие неравенства между промышленными компаниями в возможностях использовать суд для защиты от рейдерства. Крупные компании с политическими связями имеют более широкие возможности по защите прав собственности в судах и в том числе поэтому меньше опасаются силового давления. Для остальных остаются две возможности: либо оставаться незаметными, если параметры бизнеса позволяют это, либо объединяться с другими компаниями и увеличивать свои шансы через участие в коллективных действиях. Двойственный характер оценок качества судебной системы в России объясняется именно тем, что она дает разные возможности предприятиям с различными ресурсами.

В отношении исторических факторов развития, зачастую обуславливающих институциональную инертность, нам удалось показать взаимосвязь между современным неравенством и наследием Коммунистической партии Советского Союза (КПСС). В регионах, где уровень членства в партии в 1970-х годах был выше, уровень неравенства в постсоветское время значительно ниже. Мы объясняем это способностью бывших членов КПСС формировать сети, которые затем используются для перераспределения богатства. Кроме того, на основе исследования изменений в социальном происхождении российских региональных губернаторов за последние двадцать пять лет мы обнаруживаем, что упразднение советской политики кадрового пополнения элиты привело к неуклонному сокращению доли губернаторов, которые происходят из семей рабочих или крестьян. В период с 1992 по 2016 гг. доля происхождения из интеллигенции в неэтнических регионах увеличилась примерно в четыре раза, а доля военного происхождения – более чем в три раза. Таким образом, наши результаты вносят вклад в исследования вертикальной межпоколенченской мобильности в постсоциалистическом контексте.

Основные результаты в области методологии исследования связаны со сбором данных и методиками анализа данных. Кроме того, развитие получила методология работы с ГИСами и методология сравнительных межстрановых исследований.

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР

Полученные в ходе исследования данные и знания являются объектом интереса академического сообщества и привлекают внимание на международных семинарах и конференциях. Они общедоступны, так как становятся основой публикаций и выступлений, а также могут являться основой рекомендаций и стратегических программ развития компаний и регионов.

Важным отдельным результатом проекта 2019 года является обновление и пополнение баз данных, на основе которых выполняются многие эмпирические исследования МЦИИР и которые могут быть использованы широким кругом исследователей в их работе.

Публикации по проекту:


Казун А. Д., Казун А. П. И не друг, и не враг: Дональд Трамп в российских СМИ // Полис. Политические исследования. 2019. № 1. С. 90-104. doi
Reuter O. J., Szakonyi D. S. Elite Defection under Autocracy: Evidence from Russia // American Political Science Review. 2019. Vol. 113. No. 2. P. 552-568. doi
Szakonyi D. S. Princelings and Political Rents: The Value of Nepotism // Quarterly Journal of Political Science. 2019
Remington T. F. Income Inequality and Food Insecurity in Russia // Russian Politics. 2019. Vol. 4. No. 3. P. 302-327. doi
Yakovlev A. A., Freinkman L., Makarov S., Pogodaev V. How Do Russia’s Regions Adjust to External Shocks? Evidence from the Republic of Tatarstan // Problems of Post-Communism. 2020. Vol. 67. No. 4-5. P. 417-431. doi
Frye T. M., Borisova E. Elections, Protest and Trust in Government: A Natural Experiment from Russia // Journal of Politics. 2019. Vol. 81. No. 3. P. 820-832. doi
Marquardt K., Pemstein D., Seim B., Wang Y. What makes experts reliable? Expert reliability and the estimation of latent traits // Research and Politics. 2019. Vol. 6. No. 4. P. 1-8. doi
Thomas F. Remington, Israel Marques II. Partnerships for skill development in Russia // Post-Communist Economies. 2020. Vol. 32. No. 1. P. 1-23. doi
Gans-Morse J., Kalgin A., Klimenko A., Vorobyev D., Yakovlev A. A. Public Service Motivation as a Predictor of Altruism, Dishonesty, and Corruption / Northwestern Institute for Policy Research. Series WP-19-16 "Working Paper Series ". 2019.