• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Образовательные и профессиональные траектории в России (восьмая волна)

Приоритетные направления развития: социология
2019

Цель работы

Анализ образовательного выбора в условиях социально-экономического и культурного неравенства в современной России.

Используемые методы

Исследование представляет собой когортный панельный лонгитюд «Траектории в образовании и профессии», в дополнение к которому также проводится суб-программа по сбору качественных интервью «Меченый атом». Данные собираются методами анкетного опроса и глубинных интервью. В 2019 году проведена восьмая волна национальной (всероссийской) панели и четвёртая волна глубинных качественных интервью на подвыборке участников основного опроса. Был выполнен анализ теоретических ресурсов, статистический анализ количественных и интерпретативный анализ качественных данных.

Эмпирическая база исследования

Эмпирическая база исследования состоит из количественных и качественных данных.

Количественные данные представляет национальная панель лонгитюдного исследования «Траектории в образовании и профессии» (ТрОП). Стартовую выборку исследования составили пять тысяч восьмиклассников из 42 регионов России, принявших в 2011 году участие в международном исследовании качества школьного и математического образования TIMSS 2011. С тех пор исследование проводится ежегодно. К 2019 году проведено восемь волн исследования. В анкету каждой волны входят вопросы, фиксирующие образовательные траектории молодых людей, их опыт работы, структуру семьи, место проживания, планы на будущее. В анкету каждой волны свои вопросы предлагают также партнёры проекта, заинтересованные в анализе и подготовке публикаций на полученных данных.

Качественные данные обеспечиваются суб-программой «Меченый атом» - лонгитюдным исследованием, выполняемым методом глубинных интервью, на подвыборке из участников основного опроса ТрОП (111 человек). В выборку вошли молодые люди из восьми регионов: Красноярского, Краснодарского краев, Республики Татарстан, Калужской, Свердловской, Амурской областей, Москвы, Санкт-Петербурга. В каждом регионе для интервью были отобраны молодые люди и девушки, участвующие в опросе ТрОП. На момент первой волны интервью (2013 год) они учились в школе или в организациях среднего профессионального образования. Шаг этого исследования – два года. К 2019 году было проведено четыре волны интервью.

Результаты работы

Результаты работы получены в области теории, в развитии методологии и в получении новых эмпирических знаний

В области теории на основе анализа теоретических ресурсов был предложен подход к изучению механизмов образовательного выбора с помощью культурных факторов и теории нарративов. В рамках этого подхода выбор рассматривается как процесс, сопровождаемый индивидуальной историей, связанной с образованием. В этой логике можно рассматривать конкурирующие нарративы выбора, связь между нарративом и действием. Последующая работа в этом направлении включает выявление нарративных структур на материалах качественных интервью и разработку методологии выявления нарративных структур в ходе количественного опроса.

В развитии методологии

  • Проведён сбор данных восьмой волны национальной панели ТрОП. Участники были опрошены на этапе окончания обучения в магистратуре и выхода на рынок труда. Было опрошено 76% от исходной выборки исследования. Достижимость респондентов (доля участников панели, принявших участие в данной волне) держится на том же уровне, что и в предыдущей волне опроса (77%), что можно считать свидетельством эффективности разработанной методологии сбора лонгитюдных данных. Онлайн-опрос, сопровождаемый индивидуальной работой интервьюеров с каждым участником на этапе рекрутинга, продолжает оставаться основным методом сбора данных в рамках выбранной методологии: абсолютное большинство респондентов (98%), как и ранее, приняли участие, заполнив анкету с помощью онлайн-опроса (Computer Assisted Web Interview). Другие использованные методы включают телефонное интервью (2%) и самозаполнение анкеты без интервьюера (3 человека).

  • Проведен сбор данных четвёртой волны качественных интервью в рамках суб-программы «Меченый атом». Были разработаны новые протоколы проведения интервью и хранения данных, усовершенствована методология проведения интервью. Теперь наиболее удобнее время для проведения интервью – выходные дни, так как большинство участников «Меченого атома» работают, и это оказывает влияние на их доступность для интервью. Занятость и географическая мобильность также обуславливают все большую долю интервью, которые проводятся по скайпу. Другая важная особенность методологии связана с паттернами использования социальных сетей и мессенджеров: первые становятся все менее полезными для установления контакта и договоренностей о встрече, тогда как вторые – наоборот выходят на первое место.

  • Были использованы новые методы анализа образовательно-профессиональной траектории, в частности построение дерева классификации методом CHAID (Chi-square Automatic Interaction Detection), в основе которого лежит использование статистики Хи-квадрат для выделения переменных, наиболее связанных с зависимой переменной. Также была использована смешанная стратегия анализа данных при изучении карьерно-образовательных притязаний, с применением как количественных (нескольких волн опроса), так и качественных данных (глубинных интервью) для получения комплексной картины исследуемого предмета.

В получении новых эмпирических знаний

  • На основе анализа нескольких волн лонгитюда полученыданные об образовательных притязаниях молодых людей в разрезе социально-экономических, территориальных, школьных и личностных характеристик. Важность изучения карьерно-образовательных притязаний обусловлена их ролью в формировании образовательного выбора и карьерно-образовательных траекторий, что подкрепляется результатами других лонгитюдных исследований. Результаты анализа позволяют констатировать относительно высокий уровень притязаний для изучаемой возрастной когорты: высшее образование хотели бы получить более половины участников. Притязания значимо зависят от успеваемости и личных достижений, уровня урбанизации места проживания, социально-экономического положения семьи. Было показано, что социально-экономическое и территориальное неравенство проявляется уже на уровне образовательных притязаний, что впоследствии отражается на образовательном выборе. Лонгитюдный характер данных позволил получить результаты о динамике притязаний и их последующей реализации. Большая часть участников панели реализовали свои планы. Стоит обратить особое внимание на тех, кто изначально не планировал получать высшее образование (по данным опроса второй волны), но к седьмой волне изменил свое мнение и повысил образовательные притязания (45%).

  • Были выявлены факторы неопределённости карьерно-образовательных притязаний. Более высокая неопределённость относительно ближайших планов после девятого класса и планов относительно максимального уровня образования характерна для учащихся с невысокой успеваемостью. Неопределённость по поводу планов спустя три года после окончания девятого класса характерна для школьников не только с более низкими оценками, но и с более низким социально-экономическим положением семьи, а также для мальчиков в большей степени, чем для девочек. Неопределённость образовательных притязаний со временем растёт: от 5% в возрасте 17-18 лет до 20% спустя 5 лет, особенно этот рост заметен среди тех, кто после девятого класса выбрали обучении в организациях среднего профессионального образования. Результаты анализа также свидетельствуют о более высоком уровне неопределённости карьерных притязаний, по сравнению с образовательными.

На данных интервью были изучены источники и механизмы возникновения неопределённости, среди которых, наряду с противоречиями в установках родителей и детей, неуверенности в своих силах, можно выделить недостаток навыка планирования и постановки целей в области образования и карьеры, ориентация на другие сферы жизни (например, на семью, спорт и др.).

  • Были выделены гомогенные группы по образовательным траекториям в разрезе социально-экономических характеристик семьи и индивидуальных показателей школьников с помощью метода дерева классификации. Показано, что основным фактором, определяющим траекторию, является успеваемость. Следующий по важности дифференцирующий фактор для тех, кто хорошо учится, - место проживания, а для тех, кто учится хуже, - социально-экономический статус семьи (образование родителей и/или семейный доход).

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР

На основе анализа литературы и эмпирических результатов исследования были аналитически выделены релевантные для современной России принципы и подходы к выстраиванию системы профориентации, сформулированы рекомендации для развития системы профориентации и карьерного сопровождения российских школьников. Современная система профориентации должна учитывать индивидуализацию и дестандартизацию карьерно-образовательных траекторий, процессуальную природу выбора, контекстуальность и конструируемость карьеры, самоэффективность индивидов, укоренённость карьерного развития в культуре. Необходима работа по повышению карьерно-образовательных притязаний молодых людей, особенно важно работать с уязвимыми группами, которые часто не получают необходимого доступа к профориентации.

Публикации по проекту:


Павленко Е. С., Якубовская А. А. Интерпретации взросления и формирование образовательных траекторий // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2020. № 3. С. 376-390. doi
Kurakin D., Binder W. Biography and Form of Life. Toward a Cultural Analysis of Narrative Interviews // Sociologia. 2019. Vol. 51. No. 6. P. 563-583. doi