• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Monitoring of business climate, economic sentiment and digital activity in the Russian economy

Priority areas of development: economics
2019
The project has been carried out as part of the HSE Program of Fundamental Studies.

Goal of research

The comprehensive goal of all longitudinal research of the Centre for Business Tendency Studies is:

  • Development of the framework for economic dynamics decomposition, dating and analysis of business cycles based on empirical results that aggregate leading entrepreneurial opinions with the help of modern methods of multivariate analysis and statistical computing;
  • Updating the methodological and analytical support of the integrated system of sectoral business tendency monitoring, harmonized with international standards, national practice of statistical accounting and economic analysis;
  • Implementation of research results in the practice of state statistical observation and economic measurements;
  • Updating the system of indicators that reflect with high statistical significance cyclic profiles in the dynamics of reference quantitative statistics, as well as current industry events of a structural and institutional nature;
  • Integration of information from national business tendency surveys into international databases of digital analogues.

The key research objective in 2019 is to develop methodological, analytical and visual tools for business tendency monitoring aimed at obtaining missing prompt information that reflects, in particular:

  • The impact of economic agents sentiment, their opinions on challenges, risks and constraints of economic activity, the uncertainty of their intentions and expectations, short- and medium-term cycles in entrepreneurial confidence on the intensity of aggregate economic growth;
  • Clusters of technological and investment activity, diversification and sustainability of sectoral growth, the performance of domestic markets, inflation expectations, demand and cost-saving behavior of consumers;
  • Sectoral effects of the digitalization of economic activity, the use of information technology in enterprises.

Methodology

The methodology of the CBTS business tendency monitoring is in line with international recommendations, the best national practices of economic analysis and has been tested taking into account the specifics of the Russian economy. To analyze the monitoring  results, the fundamentals of mathematical statistics are applied: decomposition of the cyclic indicators dynamics; factor and cluster analysis for constructing composite indicators; rolling cross-correlation analysis to assess the relationship of qualitative and quantitative statistics; VAR modeling to identify the consistency and direction of time series interactions and the impulse response function to interpret simulation results.

Empirical base of research

In 2019, the total coverage of a stratified sample for regular sectoral monitoring amounted to about 53 thousand observation units (48 thousand heads of industrial, construction, retail, wholesale, and services organizations as well as 5 thousand people) in all Russian regions. All opinions, assessments, expectations and intentions of economic agents revealed during the surveys conducted by the Federal State Statistics Service (monthly and quarterly) substantially supplemented the empirical base of CBTS research, structured according to the surveys questions and reflecting economic and consumer sentiment for last 20 years.

The total sample of pilot surveys amounted to about 3,400 organizations, including more than 1,100 manufacturing organizations, more than 700 retail organizations, more than 600 ICT organizations, more than 950 investment-active large and medium-sized industrial enterprises.

Results of research

Among the main areas of research, it is worth to highlight the development, regular publication and updating in 2019 of the Economic Sentiment Indicator (ESI), which summarizes the survey results in the real economy (industry, construction, retail and wholesale trade), services and consumer sectors. The updated composite indicator corresponds to the dynamics of GDP growth with a high synchronous cross-correlation, technically ahead of the release of this reference quantitative statistics. These ESI properties make it possible to use the composite indicator that generalize entrepreneurial opinions as the first predictive estimates of economic growth. This is essential under the hypothesis of a “new modesty” of long-term development, when the steady sluggish dynamism, mainly below potential, eliminates weak short-term growth drivers, limiting their ability in GDP nowcasting.

In this regard, the important practical results of the research are associated with testing the ESI performance and its sensitivity in indicating the short-term cyclic movement of the GDP growth. The developed algorithm for the joint decomposition of both indicators time series allows us to identify long-term and short-term cyclic components with a smoothed amplitude in their dynamics. The results of all calculations confirm the ESI robustness and high cyclic sensitivity for use as an indicator that confirms the phase change in business cycles.

The results of experimental calculations of the new business climate index (BCI) in Russian manufacturing, including its estimates for medium- and high-tech (MHT) industries, showed that the BCI and BCI-MHT dynamics confirm quantitative changes in the industrial production growth more accurately and with a lead compared to the traditional confidence indicator. The BCI decomposition visualizes the direction, amplitude and turning points in the short-term cyclical development of the indicator, reflecting all the significant waves of optimism and pessimism of Russian manufacturers. It can be concluded that during the last longest cyclic recession, the sentiment of producers of MHT products was much less pessimistic compared with the sentiment of all manufacturers. Both business climate measures are significantly ahead of reference quantitative statistics (industrial production index) when the levels of their time series approach the upper values of the expansion phases, and are lagged relative to the crisis dates.

The developed composite indicators of business climate in services and conjuncture in small business allow extracting the “common factor” from a large volume of output survey data, separated from specific fluctuations in their time series. These indices demonstrate high efficiency to use in the predictive analysis of the national economic growth.

Along with the empirical results, the study provides an extensive review of economic theories, schools and methods for measuring business cycles, from their origins to contemporary approaches, taking into consideration the integration of business tendency surveys into the system of cyclic analysis.

The result of the next stage of the study is to identify how the surveys signals in the EU and Russia are consistent with constraints in industrial development and how this affected the business confidence of manufacturers; long-term averaged dependencies in the dynamics of the considered indicators are revealed. Specifically, the industry potential of orders expands with approximately the same amplitude of fluctuations as the intensity of capacity utilisation. The volatility of entrepreneurial confidence was largely associated with the assessments of competitive position and the share of sales in the domestic market. The participation of Russian industries in international value chains is developed more steadily, responds to the cyclical development of aggregate confidence in manufacturing industries with a considerable delay and is less dependent on real-time entrepreneurial sentiment.

In the field of organizing the digital economy monitoring in line with international standards and the national digital agenda, the criteria for measuring the sectoral digital environment, the requirements for sampling and the system of indicators have been refined; pilot surveys have been conducted. An integrated methodological approach allows measuring the “digital footprint” for all positions of business climate and economic sentiment in various sectors of the economy. An important result is the creation of a comprehensive integrated system of simple and composite measures of digital activity of large, medium and small industrial businesses according to their technological level and investment activity, as well as in trade and ICT services. The results reveal that the level of immersion of manufacturing enterprises in digitalization processes is not so deep, although progress is obvious. Investments in digital technologies and the results of production activity contribute to increasing growth in the level of digitalization and integration in large and medium-sized manufacturing enterprises. Intelligent robotic systems and industrial analytics technologies are most widely used in the MHT segment, while 3D printing and RFID tags are represented at different distribution levels in more industries, which may indicate the active dynamics of their implementation and development in the Russian manufacturing.

The study results aimed at studying the specifics of digital transformation not only based on aggregated indicators, but also at the level of individual assessments, are of particular interest for expanding research practices. An analysis of the respondents' detailed answers helps solve the problem of losing valuable information (the opinions of all survey participants), which is especially important when measuring such a complex and rapidly changing process as digitalization. Such “micro-level” information content, presented in the form of disaggregated survey results, has advanced analytical capabilities for measuring and interpreting the level of influence of such important parameters of business activity as production, investment and labor aspects, which often determine the spread of technology. In this regard, the measurement of the level of digital activity of manufacturing enterprises under the influence of “classical” factors, such as demand, capacity utilization, production volume, profit, etc., is essential for better understanding various aspects related to the implementation of digital technology.

The information technology (IT) industry, as a key driver of digital transformations in Russia, remains the focus of the research. The pilot survey program for organizations providing IT services has been updated and extended by adding a block of digitalization questions. As a result, new trends have been revealed and the traditional analytical interpretation of poorly understood phenomena in the field of digital progress of IT companies has been expanded.

Given the increasing digital effects on the business model and the problem of timely and reliable measuring technological transfers, the study identified the presence and strength of the relationship between the economic and technological development of the IT segment and the digitalization of retail. The study focused on measuring the localized industry effects of technology transfer from the IT segment to retail trade, which allows us to detail the technological transformation in Russia. The several hypotheses of retail trade sensibility to emerging trends in IT sector, its ability to respond quickly and efficiently to the growth of digital activity of IT by increasing investments in digital technologies and the intensity of their use, were tested. The results confirmed most of these hypotheses, which highlights the importance of further studying cross-sectoral effects of digitalization. In particular, the key cross-sectoral parameters of business and digital activity, which determine the specifics of spreading technological trends in trade, are revealed. One of the most important results is the close relationship between the business climate of IT companies and changes in e-commerce market: the growth of business activity in the IT sector is an essential factor in increasing the e-commerce turnover in retail organizations.

Level of implementation, recommendations on implementation or outcomes of the implementation of the results

As a result of collaboration of the Federal Statistics Service of the Russian Federation, the Higher School of Economics and the OECD, the seven-year implementation of the program for integrating the main CBTS monitoring results into the OECD database “Main Economic Indicators” has continued in 2019. The regularly transferring time series are derived from the following surveys: manufacturing (monthly results with a sample of about 4 thousand organizations); construction (quarterly – more than 6 thousand organizations); retail trade (quarterly – more than 4 thousand organizations); service sector (quarterly – about 6 thousand organizations).

The total output of CBTS information and analytical materials, including the results of regular and pilot monitoring, amounted to more than 1500 pages, including 17 research and review papers published and accepted in print in Russian and foreign peer-reviewed scientific journals and the series of HSE preprints.

Information and analytical materials on the monitoring results are available online on the HSE information portal; they are regularly submitted to the Federal legislative and executive authorities, published in the media and online, discussed on federal TV channels, radio channels (about 3 thousand references to the research in 2019).

Analytical monitoring results were presented at international workshops. The paper “The digital activity of Russian enterprises: the first results of pilot survey” was presented at the 9th joint OECD/EC workshop on Recent Development in Business and Consumer Surveys; the paper “Business Climate Indicator in manufacturing, medium- and high-tech industries in Russia” – at the poster session of the CIRET/KOF/OECD/INSEE workshop with a special focus on the use of economic tendency surveys to assess potential growth and the position of economies in the business cycle (the workshops were held in Boulogne-Billancourt, France on November 13-15, 2019).

Publications:


Lola I. S., Bakeev M., Manukov A. EFFECTS OF INFLUENCE OF ECONOMIC AND TECHNOLOGICAL DEVELOPMENT OF IT SEGMENTS ON DIGITAL TRANSFORMATION OF RETAIL TRADE / NRU Higher School of Economics. Series WP BRP "Science, Technology and Innovation". 2019. No. WP BRP 102/STI/2019.
Lola I. S., Bakeev M. DIGITAL TRANSFORMATION IN MANUFACTURING: DRIVERS, BARRIERS, AND BENEFITS / NRU Higher School of Economics. Series WP BRP "Science, Technology and Innovation". 2020. No. 107/STI/2020.
Lola I. S., Bakeev M. Measurement Of Digital Activity In Medium, High-Tech And Low-Tech Manufacturing Industries / NRU HSE. Series SCIENCE, TECHNOLOGY, INNOVATION "SCIENCE, TECHNOLOGY, INNOVATION". 2019. No. WP BRP 95/STI/2019.
Liudmila Kitrar, Tamara Lipkind, Georgy Ostapkovich. Information Contetnt of the Russian Services Surveys / NRU Higher School of Economics. Series WP BRP "Science, Technology and Innovation". 2019. No. 93/STI/2019.
Liudmila Kitrar, Tamara Lipkind. Business Climate Indicator in Manufacturing, Medium- and High-Tech Industries in Russia / NRU HSE. Series SCIENCE, TECHNOLOGY, INNOVATION "SCIENCE, TECHNOLOGY, INNOVATION". 2019. No. 96/STI/2019.
Лола И. С., Бакеев М. Б. Оценка уровня цифровой активности организаций розничной торговли России // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. 2020. № №2. С. 161-180.

• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Конъюнктурный мониторинг делового климата, экономических настроений и цифровой активности в экономике России

Приоритетные направления развития: экономика
2019

Цель работы

Комплексной целью всех лонгитюдных научных исследований ЦКИ является:

  • развитие концепции декомпозиции экономической динамики, анализа и датирования бизнес-циклов на основе эмпирических результатов, обобщающих опережающие предпринимательские мнения посредством современных методов многомерного анализа и статистического компьютинга;
  • актуализация методологического и аналитического обеспечения комплексной системы отраслевых конъюнктурных мониторингов, гармонизированных с международными стандартами, национальной практикой статистического учёта и экономического анализа;
  • внедрение результатов исследований в практику федерального статистического наблюдения и экономических измерений;
  • актуализация системы индикаторов, с высокой статистической значимостью отражающих циклические профили в динамике референтной количественной статистики, а также современные отраслевые события структурного и институционального характера;
  • встраивание информации национальных конъюнктурных обследований в международные базы цифровых аналогов.

Ключевая цель исследования в 2019 году заключается в развитии методологического, аналитического и визуального инструментария конъюнктурных мониторингов, направленных на получение недостающей оперативной информации, отражающей, в частности:

  • влияние на интенсивность совокупного экономического роста обобщенных настроений хозяйствующих субъектов, их мнений о вызовах, рисках и ограничителях экономической активности, неопределенности их намерений и ожиданий, кратко- и среднесрочной цикличности в предпринимательском доверии;
  • кластеры технологической и инвестиционной активности, диверсификацию и устойчивость отраслевого роста, эффективность внутреннего рынка товаров, инфляционные ожидания, спрос и затратно-сберегательное поведение потребителей;
  • отраслевые эффекты цифровизации экономической деятельности, использования информационных технологий на предприятиях.

Используемые методы

Методология конъюнктурных отраслевых мониторингов ЦКИ базируется на международной методологии и лучших национальных практиках экономического анализа и апробирована с учётом особенностей функционирования российской экономики. В качестве конкретных методов анализа результатов обследований применяются основные положения математической статистики в части статистического анализа квантифицированной информации, включая методы декомпозиции динамики циклических индикаторов; факторный и кластерный анализ для построения композитных индикаторов; скользящий кросс-корреляционный анализ для оценки взаимосвязи качественной и количественной статистики; VAR моделирование для определения согласованности и направленности взаимосвязей временных рядов с использованием функции импульсного отклика для интерпретации результатов моделирования.

Эмпирическая база исследования

Общий охват выборочной стратифицированной совокупности единиц наблюдения регулярных отраслевых мониторингов в 2019 году составил около 53 тыс. единиц респондентов (48 тыс. руководителей организаций реального сектора экономики и сферы услуг и 5 тыс. населения) во всех регионах страны. Все мнения, оценки, ожидания и намерения хозяйствующих субъектов, выявленные при проведении Федеральной службой государственной статистики (ежемесячных и ежеквартальных) опросов, существенно дополнили эмпирическую базу исследований ЦКИ, структурированную по различным пространственным признакам в соответствии с вопросами в анкетах и отражающую экономические и потребительские настроения за последние 20 лет.

Общий объем выборочной совокупности пилотных обследований в 2019 году составил около 3400 организаций, среди которых более 1100 организаций обрабатывающих производств,  более 700 организаций розничной торговли, более 600 организаций сферы ИКТ, более 950 инвестиционно-активных крупных и средних промышленных предприятий.

Результаты работы

Среди основных реализованных направлений научных исследований следует выделить разработку, регулярные публикации и актуализацию в 2019 году Индекса экономических настроений (ИЭН), обобщающего результаты регулярных обследований предпринимательской уверенности в реальной экономике (промышленности, строительстве, розничной и оптовой торговле), сфере услуг, потребительском секторе. Такой актуализированный композитный индикатор с высокой синхронной кросс-корреляцией соответствует динамике роста ВВП в стране, технически опережая даты выпуска референтной количественной статистики. Статистически значимая связь и опережающий выпуск позволяет использовать такое обобщение предпринимательских мнений в качестве первых предикт-оценок экономического роста в стране. Это особенно важно в формате гипотезы «новой сдержанности» долговременного развития, при которой его устойчивый вялый динамизм, преимущественно ниже потенциала, нивелирует слабые краткосрочные драйверы роста, ограничивая их способности в наукастинге ВВП.

В этой связи важные практические результаты связаны с тестированием эффективности композитного индикатора опросов и его циклической чувствительности в индикации краткосрочного движения статистического референта – индекса физического объёма валового внутреннего продукта. Разработанный алгоритм совместной декомпозиции динамики актуализированного ИЭН и статистического макроагрегата позволяет определять долгосрочные и краткосрочные циклические компоненты со сглаженной амплитудой в их динамике. Результаты всех расчетов наглядно подтверждают устойчивую эффективность индекса и его высокую циклическую чувствительность для использования в качестве индикатора, подтверждающего смену фаз в бизнес-циклах.

Результаты экспериментальных расчетов нового индекса делового климата (ИДК) в российской промышленности, включая его обобщенные оценки для средне- и высокотехнологичных (СВТ) производств, показали, что динамики ИДК и ИДК СВТ подтверждают количественные изменения в росте промышленного производства более точно и с опережением по сравнению с традиционным индексом предпринимательской уверенности. Декомпозиция цикличности делового климата визуализирует направление, амплитуду и поворотные моменты в краткосрочном циклическом развитии ИДК, отражая все существенные волны оптимизма и пессимизма российских промышленников. В итоге можно констатировать, что во время последнего самого затяжного эпизода рецессии настроения производителей средне- и высокотехнологичной продукции были гораздо менее пессимистичными по сравнению с настроениями всех предпринимателей в обрабатывающей промышленности. Для обоих измерителей делового климата характерной особенностью циклической динамики стало заметное опережение относительно референтной количественной статистики (индекса промышленного производства) по мере приближения уровней их временных рядов к верхним значениям фаз расширения и некоторое запаздывание относительно кризисных дат.

Разработанные композитные индикаторы делового климата в услугах, конъюнктуры в малом отраслевом бизнесе, позволяющие извлекать «общий фактор» из большого объёма исходных данных обследований, отделенных от специфических флуктуаций в их временных рядах, демонстрируют высокую эффективность с точки зрения использования их в предикт-анализе экономического роста в стране.

Наряду с эмпирическими результатами выдвинутых гипотез, в исследовании представлен развёрнутый обзор экономических теорий, школ и методов измерения бизнес-циклов, от их истоков до современных подходов, с учётом встраивания в такую систему циклического анализа аппарата конъюнктурных обследований.

Результатом следующего этапа исследования стало определение того, насколько согласуются сигналы опросов в ЕС и России с напряженностью в промышленном развитии и как это сказалось на деловой уверенности производственников. В динамике рассматриваемых индикаторов были выявлены долговременные усредненные зависимости. Так, отраслевой потенциал ситуации с заказами расширялся примерно с той же амплитудой колебаний, с какой росла интенсивность использования производственных мощностей в обрабатывающей промышленности России. Волатильность предпринимательской уверенности в производственных видах деятельности была связана в большей мере с оценками промышленников их конкурентной позицией и долей сбыта продукции на внутреннем рынке. Участие российских производств в международных цепочках добавленной стоимости более устойчиво развивается во времени, с большим запаздыванием реагирует на циклическое развитие совокупного доверия в обрабатывающих производствах и в меньшей степени зависит от предпринимательских настроений в масштабе реального времени.

В области организации мониторинга цифровой экономики, соответствующего международным стандартам и цифровой повестке страны, в 2019 году были доработаны критерии измерения отраслевой цифровой конъюнктуры, требований к выборочным совокупностям респондентов и системе индикаторов; проведены пилотные обследования. Основу разрабатываемой методологии составляет интегрированный сквозной подход, согласно которому достигается интеграция показателей и соответствующей выходной информации – результатов обследований по различным секторам экономики в контексте измерения «цифрового отпечатка» по всем позициям делового климата и экономических настроений в стране. Важным результатом является создание комплексной интегрированной системы простых и композитных измерителей цифровой активности экономических агентов крупного, среднего и малого бизнеса из промышленных видов деятельности согласно их классификации по технологическому уровню и инвестиционной активности, а также в торговле и сфере ИКТ-услуг.

Полученный срез результатов позволяет констатировать, что уровень погружения предприятий обрабатывающего комплекса в процессы цифровизации пока не так глубок, хотя прогресс очевиден. Инвестиции в цифровые технологии и реальные результаты производственной активности способствуют все большему росту уровня цифровизации и интеграции на крупных и средних предприятиях обрабатывающей промышленности. Интеллектуальные роботехнические комплексы и технологии промышленной аналитики получили наибольшее распространение в средне- и высокотехнологичном сегменте, тогда как технологии 3D-печати и метки RFID представлены на различных уровнях распространения в большем количестве отраслей, что может свидетельствовать об активной динамике их внедрения и развития в российской обрабатывающей промышленности.

Наряду с выявлением отраслевых тенденций технологической трансформации особый интерес для расширения исследовательских практик представляли результаты исследования, направленного на изучение особенностей цифровой трансформации не только на основе агрегированных количественных и качественных индикаторов, но и на уровне оценочных мнений каждого респондента, участвующего в конъюнктурном опросе. Потенциал задействованного в работе информационного контента позволил детализировать реакции респондентов до этого уровня, в том числе способствуя решению проблемы потери ценной информации (мнений всех участников опроса), что особенно актуально при измерении такого сложного, многогранного и быстро изменяющегося процесса, как цифровизация. Подобный “микроуровневый” информационный контент, представленный в виде дезагрегированных результатов опроса, обладает расширенными аналитическими возможностями в измерении и интерпретации уровня влияния таких важных параметров деловой активности, как производственные, инвестиционные и трудовые аспекты, каждый их которых значим и зачастую в решающей степени обусловливает проникновение технологий. В связи с этим измерение уровня цифровой активности обрабатывающих предприятий под углом воздействия отдельных “классических” факторов, таких как спрос, уровень загрузки мощностей, объем производства, прибыль и т. д., представил важный стратегический актив в части лучшего понимания аспектов, связанных с практикой внедрения цифровых технологий.

Одновременно в фокусе научного исследования оставался ключевой драйвер происходящих цифровых преобразований в стране – отрасль информационных технологий. С учетом актуализированной за счет дополнительно встроенных блоков по цифровизации программы пилотного обследования организаций, оказывающих информационно-технологические услуги, установлены новые тенденции, а также расширена традиционная аналитическая интерпретация все еще недостаточно изученных явлений в области цифрового прогресса ИТ-компаний.

Учитывая актуальность возрастающего охвата цифровых эффектов на бизнес-модели и существующей проблемы оперативности и достоверности в измерении технологических переносов, проводилось исследование, позволившее выявить наличие и установить силу связи между экономико-технологическим развитием ИТ-сегмента и цифровизацией розничной торговли. Работа фокусировалась на измерении локализованных отраслевых эффектов переноса технологий из ИТ-сегмента в розничную торговлю, что позволило детализировать происходящую в России технологическую трансформацию и выявить ее специфику. Для этого на примере российских компаний были проверены несколько конкретных гипотез, общий смысл которых сводился к предположению, что розничная торговля действительно восприимчива к возникающим тенденциям в быстро изменяющемся секторе ИТ-услуг, способна оперативно и эффективно реагировать на рост цифровой активности ИТ-сегмента увеличением инвестиций в цифровые технологии и повышением интенсивности их применения в бизнес-процессах. Полученные результаты подтвердили большинство выдвинутых гипотез, что свидетельствует о важности изучения подобных и других межотраслевых эффектов цифровизации в будущих исследованиях. В частности, удалось выявить некоторые ключевые связующие межотраслевые параметры деловой и цифровой активности, обусловливающие существующую специфику проникновения и распространения актуальных технологических трендов в торговлю. Одним из наиболее важных результатов исследования является выявленная акцентированная зависимость между состоянием делового климата ИТ-компаний и изменением одного из ключевых сегментов торговли – рынка e-commerce, функционирующего и развивающегося благодаря возможностям цифровой инфраструктуры и цифровым бизнес-решениям, транслируемым ИТ-компаниями. Установлено, что рост деловой активности в ИТ-сегменте выступает определяющим фактором увеличения оборота электронной торговли в розничных организациях.

Степень внедрения результатов НИР

В ходе совместных действий Федеральной службы статистики РФ, НИУ ВШЭ и ОЭСР в 2019 году продолжилась семилетняя реализация программы интеграции основных результатов конъюнктурных мониторингов ЦКИ в единую базу ОЭСР (OECD “Main Economic Indicators”), консолидирующую информацию отраслевых обследований бизнеса и потребителей, проводимых во всех странах-членах ОЭСР. Передача динамических рядов конъюнктурных обследований в базу данных ОЭСР осуществляется на регулярной основе по следующим видам экономической деятельности: промышленность (ежемесячные результаты мониторинга с выборочной совокупностью около 4 тыс. организаций); строительство (ежеквартальные результаты мониторинга с выборочной совокупностью более 6 тыс. организаций); розничная торговля (ежеквартальные результаты мониторинга с выборочной совокупностью более 4 тыс. организаций); сфера услуг (ежеквартальные результаты мониторинга с выборочной совокупностью около 6 тыс. организаций).

Суммарный объем выходных информационно-аналитических материалов ЦКИ, включая результаты регулярных и пилотных отраслевых мониторингов в рамках исследования в 2019 году, составил около 1,5 тыс. страниц аналитических материалов, в том числе 17 научных и обзорных работ сотрудников ЦКИ, опубликованных и принятых в печать в российских и зарубежных рецензируемых научных журналах и серии препринтов НИУ ВШЭ.

Информационно-аналитические материалы по всем результатам мониторинга регулярно размещаются в оперативном режиме на информационном портале НИУ ВШЭ, представляются в федеральные органы законодательной и исполнительной власти, публикуются в центральных органах СМИ («Коммерсант», «Ведомости», «Российская газета», «РБК», «Независимая газета» и др.), региональной прессе и Интернет-ресурсах и обсуждаются на федеральных каналах TV, радиоканалах – всего около 3 тыс. ссылок на исследования ЦКИ в 2019 году.

Аналитические результаты конъюнктурных обследований российских организаций были представлены на международных семинарах. В частности, доклад “The digital activity of Russian enterprises: the first results of pilot survey” («Цифровая активность российских предприятий: первые результаты пилотных обследований») был презентован на 9-м совместном семинаре ОЭСР и Европейской комиссии по развитию обследований бизнеса и потребителей, постерный доклад “Business Climate Indicator in manufacturing, medium- and high-tech industries in Russia” («Индикатор делового климата в российской обрабатывающей промышленности, а также в средне- и высокотехнологичных производствах») – на международном семинаре CIRET/KOF/OECD/INSEE  ”The use of economic tendency surveys to assess potential growth and the position of economies in the business cycle» (семинары проводились в г. Булонь-Бийанкур, Франция 13-15 ноября 2019 года).

Публикации по проекту:


Лола И. С., Бакеев М. Б. Оценка уровня цифровой активности организаций розничной торговли России // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. 2020. № №2. С. 161-180.
Lola I. S., Bakeev M. DIGITAL TRANSFORMATION IN MANUFACTURING: DRIVERS, BARRIERS, AND BENEFITS / NRU Higher School of Economics. Series WP BRP "Science, Technology and Innovation". 2020. No. 107/STI/2020.
Lola I. S., Bakeev M. Pilot study of Industry 4.0 and digital technology prevalence in Russian manufacturing companies // Management and Production Engineering Review. 2020
Lola I. S., Bakeev M., Manukov A. EFFECTS OF INFLUENCE OF ECONOMIC AND TECHNOLOGICAL DEVELOPMENT OF IT SEGMENTS ON DIGITAL TRANSFORMATION OF RETAIL TRADE / NRU Higher School of Economics. Series WP BRP "Science, Technology and Innovation". 2019. No. WP BRP 102/STI/2019.
Liudmila Kitrar, Tamara Lipkind. Business Climate Indicator in Manufacturing, Medium- and High-Tech Industries in Russia / NRU HSE. Series SCIENCE, TECHNOLOGY, INNOVATION "SCIENCE, TECHNOLOGY, INNOVATION". 2019. No. 96/STI/2019.
Liudmila Kitrar, Tamara Lipkind, Georgy Ostapkovich. Information Contetnt of the Russian Services Surveys / NRU Higher School of Economics. Series WP BRP "Science, Technology and Innovation". 2019. No. 93/STI/2019.
Lola I. S., Bakeev M. Measurement Of Digital Activity In Medium, High-Tech And Low-Tech Manufacturing Industries / NRU HSE. Series SCIENCE, TECHNOLOGY, INNOVATION "SCIENCE, TECHNOLOGY, INNOVATION". 2019. No. WP BRP 95/STI/2019.

См. также

Ключевые слова