• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мониторинг экономики образования, науки, инноваций и цифровой экономики

Приоритетные направления развития: экономика
2019

Цель работы

Накопление, систематизация и распространение статистической, социологической и иной аналитической информации, сопоставимой на международном уровне и необходимой для обеспечения комплексного анализа состояния секторов образования, науки, инноваций, цифровой экономики.

Задачи

  1. Формирование информационно-аналитической базы экономики знаний: образования, науки, инноваций, цифровой экономики – актуализация информационного наполнения хранилища статистической информации по экономике знаний: образованию, науке, инновациям, цифровой экономики.

  2. Подготовка и издание статистических сборников и прочих информационных материалов, в частности по темам образования, науки, инноваций, цифровой экономики.

Используемые методы

Методология проекта базируется на отечественных и зарубежных организационных подходах, концептуальных, методологических, методических и инструментальных разработках в области статистики образования, науки, инноваций, цифровой экономики.

Эмпирическая база исследования

Методология данного проекта базируется на организационных подходах, концептуальных, методологических, методических и инструментальных разработках, реализуемых НИУ ВШЭ и учитывающих лучший отечественный и зарубежный опыт. Информационной базой мониторинговых исследований, а также статистических сборников являются:

  • официальные данные Росстата, Минобрнауки России Минпросвещения России;

  • результаты тематических социологических обследований;

  • монографии, научные статьи, другие публикации отечественных авторов;

  • зарубежные аналитические, информационные и статистические публикации.

Результаты работы

В области теории:

Проведена подготовка концепции формирования комплексных систем показателей (индикаторов) развития образования, науки, инновационной деятельности и цифровой экономики в Российской Федерации с учетом международных статистических стандартов, обеспечивающей научно-методологическую основу обоснования состава показателей, разработки методик их расчета.

В развитии методологии:

Проведена разработка комплексных систем показателей (индикаторов) развития образования, науки, инновационной деятельности, цифровой экономики в Российской Федерации, обеспечивающих органы управления федерального и регионального уровней, профессионально-экспертное сообщество квалифицированной информацией, характеризующей положение субъектов Российской Федерации в системах образования, науки, инновационной деятельности, цифровой экономики, дающей возможность проведения межрегиональных сопоставлений и анализа различий для целей разработки региональной политики, анализа ее результатов и развития образования, науки, инновационной деятельности, цифровой экономики в субъектах Российской Федерации.

Проведено развитие методологии подготовки комплексных информационных материалов с использованием статистических и иных данных.

В получении новых эмпирических знаний:

Актуализирована информационно-аналитическая система «Статистика и мониторинг экономики знаний: наука, инновации, образование, цифровая экономика» (ИАС СиМЭЗ), разработанная с учетом комплексных и уникальных требований к обработке и распространению статистических данных, предоставляет инструментальную, информационную и программно-технологическую поддержку экспертно-аналитической деятельности научных сотрудников. Централизованное хранилище данных системы обеспечивает формирование единого информационного пространства показателей социально-экономической статистики в контексте развития образовательной, научно-технической и инновационной сферы; создание, наполнение и хранение уникального набора метаинформации, классификаторов и справочников; применение экономико-математических методов анализа статистической информации; повышение оперативности и качества подготовки аналитических материалов на основе использования специальных инструментальных средств; защиту, конфиденциальность и целостность коллективных информационных ресурсов

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР

Материалы, подготовка которых осуществляется в ходе реализации проекта, передаются в Администрацию Президента Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Федеральную службу государственной статистики (Росстат), Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Министерство просвещения Российской Федерации, Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, другие Министерства и Ведомства для использования в текущей деятельности.

По результатам проекта осуществляется регулярная публикация официальных статистических сборников, характеризующих состояние и развитие сфер образования, науки, инноваций, цифровой экономики.

Рекомендация: полученные результаты целесообразно использовать во всех разработках НИУ ВШЭ по соответствующей проблематике

Область применения

  • Проведение аналитических и прогнозных исследований в сферах образования, науки, инноваций, цифровой экономики,
  • Оценка хода реализации мероприятий государственной политики, направленной на достижение национальных целей в сферах образования, науки, инноваций, цифровой экономики; разработка рекомендаций по корректировке мер государственной политики,
  • Проведение мониторинга системы образования.

Публикации по проекту:


Бондаренко Н. В., Бородина Д. Р., Гохберг Л. М., Ковалева Н. В., Кузнецова В. И., Озерова О. К., Саутина Е. В., Шугаль Н. Б. Индикаторы образования:2020 / Под общ. ред.: М. А. Боровская, Л. М. Гохберг, Н. В. Ковалева, Я. И. Кузьминов. М. : НИУ ВШЭ, 2020.
Bondarenko N., Gokhberg L., Kovaleva N. V., Kuznetsova V. I., Ozerova O. K., Sautina E., Schugal N. B. Education in Figures / Ed. by M. Borovskaya, L. Gokhberg, Y. I. Kuzminov. National Research University Higher School of Economics, 2020.
Абдрахманова Г. И., Вишневский К. О., Гохберг Л. М., Демьянова А. В., Кевеш М. А., Ковалева Г. Г., Коцемир М. Н., Кузнецова И. А., Лола И. С., Мильшина Ю. В., Остапкович Г. В., Ратай Т. В., Рыжикова З. А., Стрельцова Е. А., Суслов А. Б., Токарева М. С., Фридлянова С. Ю., Фурсов К. С. Индикаторы цифровой экономики: 2019 : статистический сборник / Под общ. ред.: Л. М. Гохберг, Я. И. Кузьминов, М. Сабельникова. М. : Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2019.
Бондаренко Н. В., Гохберг Л. М., Ковалева Н. В., Кузнецова В. И., Озерова О. К., Саутина Е. В., Шугаль Н. Б. Образование в цифрах : 2019 / Под общ. ред.: М. А. Боровская, Л. М. Гохберг, Я. И. Кузьминов. НИУ ВШЭ, 2019.