• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
  • HSE University
  • Research projects
  • Numerical and topological methods for research of dynamical systems, approximation of evolution equation solutions and algebraic geometrical structures

Numerical and topological methods for research of dynamical systems, approximation of evolution equation solutions and algebraic geometrical structures

Priority areas of development: mathematics
2019
The project has been carried out as part of the HSE Program of Fundamental Studies.

Goal of research

The main objective of the project is the development of the theory of dynamical systems and differential equations, the study of related problems of the theory of foliation and group theory, as well as numerical modeling and analytical study of systems with applications to physics, geophysics and engineering.

Methodology

In solving the problems of the project, modern methods of the theory of dynamical systems were used, including those created in the Nizhny Novgorod school of dynamical systems, founded by academician A. A. Andronov and for a long time led by L. P. Shilnikov. Topological and geometric methods of studying global properties, analytical methods of studying local properties of dynamical systems on manifolds and methods of the theory of global bifurcations were used to achieve the goals in the direction of qualitative research of dynamics. The approach used by Conley in proving the fundamental theorem of the theory of dynamical systems of choosing isolate dual pairs of attractors and repellers will be the basis of new methods of studying the global dynamics of cascades and constructing energy functions for them. Along with this, the Norton and Pugh method of characterization of the set of critical points of the smooth energy function was used. The project also created new mathematical methods for the study of multidimensional dynamical systems: the theory of pseudo-hyperbolic strange attractors of dissipative systems was developed, new global bifurcations of dissipative and Hamiltonian systems were studied, the concept of mixed dynamics for reversible systems was developed.

Empirical base of research

Modern methods of parallel programming for multicore and multiprocessor heterogeneous systems with the help of hardware and software architecture CUDA were applied for numerical study of dynamic systems. Python was used to visualize the calculations.

Results of research

All studies of the project  are united by the general idea of developing a qualitative theory of dynamical systems. The dynamics is studied both in the classical sense, for one-parameter families of manifold transformations, and for algebraic-geometric structures and infinite-dimensional evolutionary equations. A special place in the project is occupied by applications of the theory of dynamical systems to the study of specific models of physics, biology, engineering. 

Topological aspects of dynamics take a  large part of the research. Understanding a dynamical system as a continuous or discrete family of maps of  a topological manifold leads to a close connection of qualitative properties of the system with the topology of the carrier manifold and key invariant subsets. Thus, the effect of wild knotting of saddle separators of a three-dimensional cascade, discovered By D. Pickston in 1977, showed significant differences between cascades and flows. It became clear that even regular diffeomorphisms, starting from dimension 3, are much more complex than their continuous analogues. Thus, diffeomorphisms in general do not admit the Morse energy function and do not embed into the topological flow. The participants of this project, O. V. Pochinka and D. D. Shubin  show that the suspension over a nontrivial Pixton diffeomorphism is a non-singular flow whose  two-dimensional invariant manifold of the saddle periodic trajectory are  not locally flat.

V. Z. Grines, O. V. Pochinka  and E. Y. Gurevich obtained  the solution of the J. Palis’s problem on the embedding of Morse-Smale diffeomorphisms in  topological flows for a class of Morse-Smale diffeomorphisms without heteroclinic intersections given on a sphere of dimension four and greater.   J. Palis obtained the necessary conditions of the embedding of Morse-Smale diffeomorphisms of a closed manifold M^n of dimension n in a topological flow and proved that these conditions are also sufficient for the case n=2.  For the case n=3, the possibility of wild embedding of closures of  separatrices  of saddle periodic points is an additional obstacle for embedding  of Morse-Smale cascades in the topological flow. During the work on the project, it was shown that for Morse-Smale diffeomorphisms without heteroclinic intersections given on the sphere S^n, n>3, such obstacles do not exist and the Palis conditions are again sufficient.

The project continues research of the possibility of the construction of energy functions for different systems. Thus, the project participants A. E. Kolobyanina, V. E. Kruglov and O. V. Pochinka constructed Morse energy functions for omega-stable flows without limit cycles on surfaces. It is also shown that for topological flows with a finite hyperbolic chain-recurrent set on the surface there exists a continuous Morse energy function. For chaotic three-dimensional diffeomorphisms with source-sink dynamics project participants M. K. Barinova, V. Z. Grines and O. V. Pochinka proved the existence of a smooth energy function.

In the traditional for the Nizhny Novgorod school of dynamical systems  direction of topological classification, the participants of the project  also obtained new results.  After years of study V. Z. Grines and O. V. Pochinka, co-authored with the French mathematician C. Bonatti completed  the topological classification of Morse-Smale diffeomorphisms on three-dimensional manifolds. V. E. Kruglov, O. V. Pochinka and D. D. Shubin showed the coincidence of topological conjugacy and equivalence classes for gradient-like flows without heteroclinic intersections on the n-dimensional sphere, and also modeled the dynamics of such systems by means of a root tree, thereby solving the realization problem, which is an integral part of the complete classification. A. I. Morozov and O. V. Pochinka made an important step to the combinatorial solution of the classification problem of surface Morse-Smale diffeomorphisms with orientable heteroclinics. Namely, the finiteness of the number of heteroclinic orbits for such systems is proved by the factorization method.    

V. Z. Grines, E. D. Kurenkov classified orientation-preserving a-diffeomorphisms of orientable surfaces of the genus of a larger unit containing one-dimensional spaciously arranged perfect attractors. It is established that the question of topological classification of restrictions of diffeomorphisms on such basis sets is reduced to the problem of topological classification of pseudo-Anosov homeomorphisms with marked set of saddle singularities. In particular, the proof of announced by A. Yu. Zhirov and R. V. Plyikin   topological classification of A-diffeomorphisms on the surfaces whose non-wandering set consists of a one-dimensional spaciously located attractor and zero-dimensional sources is given.

V. Z. Grines, E. Ya. Gurevich and E. D. Kurenkov determined a class of gradient-like flows with surface dynamics for which   separatrices of   saddle equilibrium states have a unambiguous asymptotic behavior.  Systems with surface dynamics naturally arise as models of processes having at least one periodic variable.  During the work on the project it is shown that if the separatrices of saddle equilibria of such systems have an additional property called unambiguous asymptotic behavior, then the classes of topological equivalence of such systems are described by model flows defined as skew products of flows on surface and on the circle. The topology of the carrier manifold of such systems is also studied.

Within the framework of the project, significant advances in the theory of bifurcations were obtained. It was found a partial solution to the 33rd Palis-Pugh problem about the existence of a stable path connecting two structurally stable systems. V. Z. Grines and O. V. Pochinka constructed a stable path in the space of diffeomorphisms of a three-dimensional torus connecting an arbitrary structurally stable diffeomorphism with a two-dimensional stretching attractor with a DA-diffeomorphism. E. V. Nozdrinova and O. V. Pochinka obtained a complete description of stable isotopic classes of gradient-like diffeomorphisms of a two-dimensional sphere.  

N. I. Zhukova investigated completely geodesic foliations F of arbitrary dimension on n-dimensional pseudo-Riemannian manifolds, the metric on the layers of which does not degenerate, and the additional orthogonality distribution is the Ehresmann connectivity. The generally accepted graph G(F) of such a foliation is, in general, a non-Hausdorff manifold, so there was  studied  the graph GD(F) of a foliation F with Ehresmann connectivity D, introduced by N. I. Zhukova earlier, which is always Hausdorff manifold. It is proved that on the graph GD(F) a pseudo-Riemannian metric is defined, with respect to which the induced foliation and the simple foliations formed by the layers of canonical projections are quite geodesic. It is proved that the layers of induced foliation on the studied graph are reducible Riemannian manifolds and a description of their structure is given. An application to graphs of parallel foliations on nondegenerate reducible pseudo-Riemannian manifolds is considered. It is shown that any foliation obtained by the suspension over  the homomorphism of the fundamental group of a pseudo-Riemannian manifold belongs to the studied class of foliations.

N. I. Zhukova together with A.V. Bagaev obtained the following results on the theory of orbifolds. According to Chern's hypothesis, the Euler characteristic of a closed affine manifold must vanish. The equivalence of this conjecture to the following conjecture for orbifolds is proved: the Euler -- Sataki characteristic of a compact affine orbifold is zero. The conditions under which the compact affine orbifold has zero Euler-Sataki characteristic are found.  Examples are constructed.

E. I. Yakovlev together with T. A. Gonchar investigated the causal properties of stratified space-time manifolds. Any such manifold is the space of the principal bundle on which the Lorentz metric and temporal orientation invariant with respect to the action of the structural group are given. In the case of spatial similarity of layers, it induces the same constructions on the basis of the bundle. The following conditions of causality were studied: chronology, causality, stable and strong causality, global hyperbolicity. It is proved that if the base space-time satisfies one of these conditions, then this is also true for the stratified space-time. Examples showing that in general the converse statement is incorrect are constructed.

E. I. Yakovlev together with V. Y. Epifanov solved problems of computational topology on triangulated closed three-dimensional manifolds. Simplicial homology and cohomology groups modulo 2 were used. Two effective algorithms for calculation of indices of intersection of cycles of dimensions 1 and 2 are developed and strictly justified. With the help of these algorithms, it is also possible to construct bases of cohomology groups by given cycles that generate a basis of the homology group of additional dimension.

A.V. Vedenin constructed historically the first example of rapidly converging Chernov’s approximations to the solution of the evolutionary equation in the model case of the equation of thermal conductivity on the line. V. D. Galkin and E. Y. Karatetskaya  have written a  computer program that allows  numerically investigate the convergence rate of Chernov’s approximation.  I. D. Remizov introduced the concept of approximation subspaces arising in connection with Chernov's theorem; the simplest properties of these subspaces are studied; on the example of the semigroup of shifts, it is shown that the convergence in Chernov's theorem can be arbitrarily fast or arbitrarily slow. In addition, I. D. Remizov constructed (and interpreted as Feynman formulas with generalized functions under the sign of the integral) Chernov’s approximations for solving a parabolic partial differential equation with variable coefficients with respect to a function defined on a multidimensional real linear space. T-his is the first step to the study of diffusion on non-compact manifolds.

A significant part of the results of the project is related to the development of the theory of pseudo-hyperbolic attractors, quasi-attractors, mixed dynamics and the application of the results for the study of applied problems. Pseudo-hyperbolic attractors are understood as a wide class of attractors whose chaotic dynamics is preserved during perturbations of the system (changing of  parameters). The following results are obtained in this direction: the bifurcation boundaries of the existence of a discrete pseudo-hyperbolic Lorentz attractor in a nonholonomic model of Celtic stone are studied; numerical methods to verify of  pseudohyperbolicity of  strange attractors of multidimensional flows and diffeomorphisms are developed, new types of pseudohyperbolic attractors are discovered; in the three-dimensional flows possible classes of  pseudohyperbolic homoclinic attractors are determined, and  proved that this  class contains only  attractors of Lorenz-type and saddle-attractors of  Shil'nikov. Unlike the  pseudo-hyperbolic attractors, quasiattractors either contain stable periodic trajectories (with small basins of attraction), or such trajectories occur at  arbitrarily small perturbations. The following results are obtained in this direction: the classification of homoclinic quasiattractors of three-dimensional flows by the type of equilibrium state belonging to the attractor is constructed; the systems demonstrating new types of quasiattractors of three-dimensional flows (Shilnikov saddle attractor, Rovella attractor) are proposed); scenarios of the emergence of   hyper-chaotic quasi-attractor  in multidimensional flows  are described; and the chaotic dynamics of the system describing the interaction of two gas bubbles in a liquid  and having a great practical importance in medical applications (ultrasound studies, noninvasive treatment, smart drug delivery) is investigated; new mechanism is proposed for the sudden extinction of neural activity associated with the emergence in neural ensembles of homoclinic  quasi-attractor of Shilnikov’s  type; the influence of electrical and memristor connections  on the dynamics of an ensemble of two identical Fitzhugh-Nagumo elements is studied. In the direction of the study of mixed dynamics - a new third type of chaos is characterized by the inseparability of dissipative elements of dynamics from conservative ones, the following results were obtained: a new phenomenon of fusion of a strange attractor and a repeller leading to the formation of mixed dynamics was discovered; new mechanisms of transition from conservative and dissipative dynamics to mixed ones were discovered in the nonholonomic model of Celtic stone.

Publications:


Bonatti C., Grines V., Pochinka O. Topological classification of Morse-Smale diffeomorphisms on 3-manifolds // Duke Mathematical Journal. 2019. Vol. 168. No. 13. P. 2507-2558. doi
Pochinka O., Morozov A. Morse-Smale surfaced diffeomorphisms with orientable heteroclinic. // Journal of Dynamical and Control Systems. 2020. Vol. 26. No. 4. P. 629-639. doi
Zhukova N. Graphs of totally geodesic foliations on pseudo-Riemannian manifolds / Пер. с рус. // Ufa Mathematical Journal. 2019. Vol. 11. No. 3. P. 30-44.
Жукова Н. И., Багаев А. В. Характеристика Эйлера-Сатаки компактных аффинных орбифолдов // В кн.: Международная конференция «Современная геометрия и её приложения - 2019»: сборник трудов. Каз. : Издательство Казанского университета, 2019. С. 9-16.
Bagaev A. V., Zhukova N. An analog of Chern's conjecture for the Euler-Satake characteristic of affine orbifolds // Journal of Geometry and Physics. 2019. Vol. 142. P. 80-91. doi
Казаков А. О., Баханова Ю. В., Козлов А. Д., Гонченко С. В., Гонченко А. С. Математическая теория динамического хаоса и её приложения: Обзор Часть 2. Спиральный хаос трехмерных потоков // Известия высших учебных заведений. Прикладная нелинейная динамика. 2019. Т. 27. № 5. С. 7-52. doi
Korotkov A., Kazakov A., Леванова Т. А. Effects of memristor-based coupling in the ensemble of FitzHugh-Nagumo elements // European Physical Journal: Special Topics. 2019. Vol. 228. No. 10. P. 2325-2337. doi
Починка О. В., Босова А. А. О периодических данных отображения двумерного тора с одной седловой орбитой // Журнал Средневолжского математического общества. 2019. Т. 21. № 2. С. 164-174. doi
Kruglov V., Malyshev D., Pochinka O. On Algorithms that Effectively Distinguish Gradient-Like Dynamics on Surfaces // Arnold Mathematical Journal. 2018. Vol. 4. No. 3-4. P. 483-504. doi
Гонченко А. С., Самылина Е. А. Об области существования дискретного аттрактора Лоренца в неголономной модели кельтского камня // Известия высших учебных заведений. Радиофизика. 2019. Т. 62. № 5. С. 412-428. doi
Pochinka O., Galkina S., Shubin D. Modeling of gradient-like flows on n-sphere // Izvestiya Vysshikh uchebnykh zavedeniy. Prikladnaya nelineynaya dinamika. 2019. Vol. 27. No. 6. P. 63-72. doi
Колобянина А. Е., Круглов В. Е. Энергетическая функция для Омега-устойчивых потоков без предельных циклов на поверхностях // Журнал Средневолжского математического общества. 2019. Т. 21. № 4. С. 460-468. doi
Казаков А. О., Каратецкая Е. Ю., Сафонов К. А., Козлов А. Д. О классификации гомоклинических аттракторов трехмерных потоков // Журнал Средневолжского математического общества. 2019. Т. 21. № 4

• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящихЛичный кабинет сотрудника ВШЭПоиск

Численные и топологические методы исследования динамических систем, аппроксимации решений эволюционных уравнений и алгебро-геометрические структуры

Приоритетные направления развития: математика
2019

Цель работы

Основной целью проекта является развитие теории динамических систем и дифференциальных уравнений, исследование связанных с этой теорией вопросов теории слоений и теории групп, а также численное моделирование и аналитическое исследование систем с приложениями к физике, геофизике и инженерии.

Используемые методы

При решении задач проекта были использованы современные методы теории динамических систем, в том числе созданные в нижегородской школе динамических систем, основанной академиком А.А. Андроновым и долгое время руководимой Л.П. Шильниковым. Для достижения поставленных целей в направлении качественного исследования динамики использовались топологические и геометpические методы исследования глобальных свойств, аналитические методы изучения локальных свойств динамических систем на многообразиях и методы теории глобальных бифуркаций. Примененный Конли при доказательстве фундаментальной теоремы теории динамических систем подход выделения дуальных пар аттракторов и репеллеров будет положен в основу новых методов изучения глобальной динамики каскадов и построения для них энергетических функций. Наряду с этим был использован метод Нортона и Пью характеризации множества критических точек собственной гладкой функции. В рамках проекта были созданы также новые математические методы исследования многомерных динамических систем: была развита теория псевдогиперболических странных аттракторов диссипативных систем, изучены новые глобальные бифуркации диссипативных и гамильтоновых систем, развита концепция смешанной динамики для обратимых систем.

Эмпирическая база исследования

Для численного исследования динамических систем были применены современные методы параллельного программирования для многоядерных и многопроцессорных гетерогенных систем с помощью программно-аппаратной архитектуры CUDA. Для визуализации расчетов был использован язык Python.

Результаты работы

Проведенные в рамках проекта исследования объединены общей идеей развития качественной теории динамических систем. При этом динамика изучается как в классическом понимании, для однопараметрических семейств преобразований многообразия, так и для алгебро-геометрических структур и бесконечномерных эволюционных уравнений. Особое место в проекте занимают приложения теории динамических систем к исследованию конкретных моделей физики, биологии, инженерии. 

Большую часть исследования составляют топологические аспекты динамики. Понимание динамической системы, как континуального или дискретного семейства преобразований топологического многообразия, приводит к тесной связи качественных свойств системы с топологией несущего многообразия и ключевых инвариантных подмножеств. Так эффект дикого заузливания седловых сепаратрис трехмерного каскада, обнаруженный Д. Пикстоном в 1977 году, проявил существенные отличия каскадов от потоков. Стало понятно, что даже регулярные диффеоморфизмы, начиная с размерности 3, устроены гораздо сложнее своих непрерывных аналогов, в частности, в общем случае они не допускают энергетической функции Морса и не вкючаются в топологический поток. Участникам настоящего проекта О.В. Починке и Д.Д. Шубину удалось обнаружить проявление этого эффекта и для непрерывных динамических систем. Именно ими показано, что надстройка над нетривиальным диффеоморфизмом Пикстона является неособым потоком, у которого двумерное инвариантное многообразие седловой периодической траектории не является локально плоским.

В.З. Гринесом О.В. Починкой и Е.Я. Гуревич получено решение проблемы  Дж. Палиса о включении в диффеоморфизмов Морса-Смейла  в топологический поток для  класса диффеморофизмов Морса-Смейла без гетероклинических пересечений, заданных на сфере  размерности четыре и выше.   Дж. Палис получил необходимые условия включения диффеоморфизмов Морса-Смейла, заданных на замкнутом многообразии Mn размерности n  в топологический поток и доказал, что эти условия являются также достаточными для случая n=2.  Для случая n=3 возможность дикого вложения замыканий сепаратрис седловых периодических точек является дополнительным препятствием включения каскадов Морса-Смейла в топологический поток. В ходе работы над проектом было показано, что для диффеоморфизмов Морса-Смейла без гетероклинических пересечений, заданных на сфере    Sn, n>3, подобных препятствий не существует и условия Палиса снова являются достаточными.

В проекте продолжены исследования по построению энергетических функций для различных систем. Так участниками проекта А.Е. Колобяниной, В.Е. Кругловым и О.В. Починкой сконструированы энергетические функции Морса для омега-устойчивых потоков без предельных циклов на поверхностях. Также показано, что для топологических потоков с конечным гиперболическим цепно рекуррентным множеством на поверхности существует непрерывная энергетическая функция Морса. Для хаотических трехмерных диффеоморфизмов с динамикой источник-сток участники проекта М.К. Баринова, В.З. Гринес и О.В. Починка доказали существование гладкой энергетической функции.

В традиционном для нижегородской школы динамических систем направлении топологической классификации в рамках проекта также получены новые результаты. В.З. Гринес, О.В. Починка, в соавторстве с французским математиком Хр. Бонатти завершили многолетние исследования по топологической классификации диффеоморфизмов Морса-Смейла на трехмерных многообразиях. В.Е. Круглов, О.В. Починка и Д.Д. Шубин показали совпадение классов топологической сопряженности и эквивалентности для градиентно-подобных потоков без гетероклинических пересечений на n-мерной сфере, а также смоделировали динамику таких систем посредством корневого графа-дерева, тем самым решив задачу реализации, являющуюся неотъемлемой частью полной классификации. А.И. Морозовым и О.В. Починкой сделан важный шаг к комбинаторному решению классификационной задачи поверхностных диффеоморфизмов Морса-Смейла с ориентируемой гетероклиникой. Именно, методом факторизации доказана конечность числа гетероклинических орбит для таких систем.    

В.З. Гринесом, Е.Д. Куренковым классифицированы сохраняющие ориентацию A-диффеоморфизмы ориентируемых поверхностей рода большего единицы, содержащих одномерные просторно расположенные совершенные аттракторы. Установлено, что вопрос о топологической классификации ограничений диффеоморфизмов на такие базисные множества сводится к задаче топологической классификации псевдоаносовских гомеоморфизмов с отмеченным множеством седловых особенностей. В частности, дано доказательство анонсированной А.Ю. Жировым и Р.В. Плыкиным топологической классификация A-диффеоморфизмов рассматриваемых поверхностей, неблуждающее множество которых состоит из одномерного просторно расположенного аттрактора и нульмерных источников.

В.З. Гринесом, Е.Я. Гуревич и Е.Д. Куренковым выделен класс градиентно-подобных потоков с поверхностной динамикой, сепаратрисы седловых состояний равновесия которых  обладают однозначным  асимптотическим поведением.  Системы с поверхностной динамикой естественным образом возникают как модели процессов, имеющих хотя бы одну периодическую переменную.  В ходе работы над проектом показано, что если сепаратрисы седловых состояний равновесия таких систем обладают дополнительным свойством, названным однозначным асимптотическим поведением, то классы топологической эквивалентности таких систем описываются модельными потоками, представляющими собой косые произведения потоков поверхности и окружности. Изучена также топология несущего многообразия таких систем.

В рамках проекта получены значительные продвижения в теории бифуркаций. Удалось найти частичное решение 33-ей проблемы Палиса-Пью о существовании устойчивого пути, соединяющего две структурно устойчивые системы. В.З. Гринесом и О.В. Починкой построен устойчивый путь в пространстве диффеоморфизмов трехмерного тора, соединяющий произвольный структурно устойчивый диффеоморфизм с двумерным растягивающимся аттрактором с ДА-диффеоморфизмом. Е.В. Ноздриновой и О.В. Починкой получено полное описание устойчивых изотопических классов градиентно-подобных диффеоморфизмов двумерной сферы.  

Н.И. Жуковой исследовались вполне геодезические слоения F произвольной размерности на n-мерных псевдоримановых многообразиях, метрика на слоях которых не вырождается, а дополнительное по ортогональности распределение является связностью Эресмана. Общепринятый график G(F) такого слоения, вообще говоря, является нехаусдорфовым многообразием, поэтому исследуется график GD(F) слоения F со связностью Эресмана D, введенный Н.И. Жуковой ранее, который всегда хаусдорфов. Доказывается, что на графике GD(F)  определена псевдориманова метрика, относительно которой индуцированное слоение и простые слоения, образованные слоями канонических проекций, являются вполне геодезическими. Доказано, что слои индуцированного слоения на исследуемом графике являются приводимыми римановыми многообразиями и дано описание их структуры. Рассмотрено приложение к графикам параллельных слоений на невырожденно приводимых псевдоримановых многообразиях. Показано, что любое слоение, полученное надстройкой гомоморфизма фундаментальной группы псевдориманова многообразия, относится к исследуемому классу слоений.

Н.И. Жуковой совместно с А.В. Багаевым получены следующие результаты по теории орбифолдов. Согласно гипотезе Черна характеристика Эйлера замкнутого аффинного многообразия должна обращаться в ноль. Доказана эквивалентность этой гипотезы Черна следующей гипотезе для орбифолдов: характеристика Эйлера--Сатаки компактного аффинного орбифолда равна нулю. Найдены условия, при выполнении которых компактный аффинный орбифолд имеет нулевую характеристику Эйлера-Сатаки.  Построены примеры.

Е.И. Яковлевым совместно с Т.А. Гончар исследовались причинные свойства расслоенных пространственно-временных многообразий. Любое такое многообразие представляет собой пространство главного расслоения, на котором заданы лоренцева метрика и временная ориентация, инвариантные относительно действия структурной группы. В случае пространственноподобности слоев оно индуцирует такие же конструкции на базе расслоения. Изучались следующие условия причинности: хронологичность, причинность, устойчивая и сильная причинность, глобальная гиперболичность. Доказано, что если базовое пространство-время удовлетворяет одному из указанных условий, то это верно и для расслоенного пространства-времени. Построены примеры, показывающие, что в общем случает обратное утверждение неверно.

Е.И. Яковлевым совместно с В.Ю. Епифановым решались задачи вычислительной топологии на триангулированных замкнутых трехмерных многообразиях. Использовались группы симплициальных гомологий и когомологий по модулю 2. Разработаны и строго обоснованы два эффективных алгоритма для вычисления индексов пересечения циклов размерностей 1 и 2. С помощью этих алгоритмов также можно построить базисы групп когомологий по заданным циклам, порождающим базис группы гомологий дополнительной размерности.

А.В. Ведениным построен исторически первый пример быстро сходящихся черновских аппроксимаций к решению эволюционного уравнения – модельный случай, уравнение теплопроводности на прямой. В.Д. Галкиным и Е.Ю. Каратецкой написана программа для ЭВМ, позволяющая численно исследовать скорость сходимости черновских аппроксимаций. В-третьих, И.Д. Ремизовым введено понятие аппроксимационных подпространств, возникающих в связи с теоремой Чернова; изучены простейшие свойства этих подпространств; на примере полугруппы сдвигов показано, что сходимость в теореме Чернова может быть как сколь угодно быстрой, так и сколь угодно медленной. Кроме того, И.Д. Ремизовым построены (и истолкованы как формулы Фейнмана с обобщёнными функциями под знаком интеграла) черновские аппроксимации для решения параболического уравнения с частными производными и с переменными коэффициентами относительно функции, определённой на многомерном вещественном линейном пространстве, это – первый шаг к исследованию диффузии на некомпактных многообразиях.

Значительная часть результатов проекта связана с развитием теории псевдогиперболических аттракторов, квазиаттракторов, смешанной динамики и применением полученных результатов для исследования прикладных задач. Под псевдогиперболическими понимается широкий класс аттракторов, хаотическая динамика которых сохраняется при возмущениях системы (изменении параметров). По данному направлению получены следующие результаты: изучены бифуркационные границы существования дискретного псевдогиперболического аттрактора Лоренца в неголономной модели кельтского камня; разработаны численные методы проверки псевдогиперболичности странных аттракторов многомерных потоков и диффеоморфизмов, обнаружены новые типы псевдогиперболических аттракторов; в трехмерных потоковых системах выделены возможные классы псевдогиперболических гомоклинических аттракторов, доказано, что к классу псевдогиперболических могут относиться только аттракторы лоренцевского типа, а также седловые аттракторы Шильникова. В отличие от псевдогиперболических аттракторов квазиаттракторы либо содержат устойчивые периодические траектории (с малыми бассейнами притяжения), либо такие траектории возникают при даже сколь угодно малых возмущениях. По данному направлению получены следующие результаты: построена классификация гомоклинических квазиаттракторы трехмерных потоков по типу состояния равновесия, принадлежащего аттрактору; предложены системы, демонстрирующие новые типы квазиаттракторов трехмерных потоков (седловой аттрактор Шильникова, аттрактор Ровеллы); разработаны сценарии возникновения гиперхаотических квазиаттракторов многомерных потоков; исследована хаотическая и гиперхаотичекская динамика системы, описывающий взаимодействие двух микропузырьков газа в жидкости и имеющей большое прикладное значение в медицинских приложениях (проведение ультразвуковых исследований, неинвазивная терапия, умная доставка лекарств); предложен новый механизм внезапного угасания нейронной активности, связанный с возникновением в нейронных ансамблях гомоклинических квазиаттракторов шильниковского типа; изучено влияние электрических и мемристорных связей на динамику ансамбля двух идентичных элементов Фитцхью-Нагумо. По направлению исследования смешанной динамики - нового третьего типа хаоса, характеризующегося неотделимостью диссипативных элементов динамики от консервативных, получены следующие результаты: обнаружено новое явление слияния странного аттрактора и репеллера, приводящее к образованию смешанной динамики; в неголономной модели кельтского камня обнаружены новые механизмы перехода от консервативной и диссипативной динамики к смешанной.

Публикации по проекту:


Kruglov V., Malyshev D., Pochinka O. On Algorithms that Effectively Distinguish Gradient-Like Dynamics on Surfaces // Arnold Mathematical Journal. 2018. Vol. 4. No. 3-4. P. 483-504. doi
Zhukova N. Graphs of totally geodesic foliations on pseudo-Riemannian manifolds // Уфимский математический журнал. 2019. Vol. 11. No. 3. 
Bonatti C., Grines V., Pochinka O. Topological classification of Morse-Smale diffeomorphisms on 3-manifolds // Duke Mathematical Journal. 2019. Vol. 168. No. 13. P. 2507-2558. doi
Bagaev A. V., Zhukova N. An analog of Chern's conjecture for the Euler-Satake characteristic of affine orbifolds // Journal of Geometry and Physics. 2019. Vol. 142. P. 80-91. doi
Zhukova N. Graphs of totally geodesic foliations on pseudo-Riemannian manifolds // Уфимский математический журнал. 2019. Vol. 11. No. 3. P. 30-44. 
Казаков А. О., Баханова Ю. В., Козлов А. Д., Гонченко С. В., Гонченко А. С. Математическая теория динамического хаоса и её приложения: Обзор Часть 2. Спиральный хаос трехмерных потоков // Известия высших учебных заведений. Прикладная нелинейная динамика. 2019. Т. 27. № 5. C. 7-52. doi
Казаков А. О., Каратецкая Е. Ю., Сафонов К. А., Козлов А. Д. О классификации гомоклинических аттракторов трехмерных потоков // Журнал Средневолжского математического общества. 2019. Т. 21. № 4. 
Колобянина А. Е., Круглов В. Е. Энергетическая функция для Омега-устойчивых потоков без предельных циклов на поверхностях // Журнал Средневолжского математического общества. 2019. Т. 21. № 4. C. 460-468. doi
Korotkov A., Kazakov A., Леванова Т. А. Effects of memristor-based coupling in the ensemble of FitzHugh-Nagumo elements // European Physical Journal: Special Topics. 2019. Vol. 228. No. 10. P. 2325-2337. doi
Pochinka O., Galkina S., Shubin D. Modeling of gradient-like flows on n-sphere // Известия высших учебных заведений. Прикладная нелинейная динамика. 2019. Vol. 27. No. 6. P. 63-72. doi
Починка О. В., Босова А. А. О периодических данных отображения двумерного тора с одной седловой орбитой // Журнал Средневолжского математического общества. 2019. Т. 21. № 2. C. 164-174. doi
Жукова Н. И., Багаев А. В. Характеристика Эйлера-Сатаки компактных аффинных орбифолдов, in: Международная конференция «Современная геометрия и её приложения - 2019»: сборник трудов. Казань : Издательство Казанского университета, 2019. С. 9-16. 
Pochinka O., Morozov A. Morse-Smale surfaced diffeomorphisms with orientable heteroclinic. // Journal of Dynamical and Control Systems. 2020. Vol. 26. No. 4. P. 629-639. doi
Гонченко А. С., Самылина Е. А. Об области существования дискретного аттрактора Лоренца в неголономной модели кельтского камня // Известия высших учебных заведений. Радиофизика. 2019. Т. 62. № 5. C. 412-428. doi